Клиническая картина определяется, прежде всего, типом дискинезии. Основной клинический признак дискинезии желчевыводящих путей — боль в правом подреберье. При гипотоническом типе дискинезии боли тупые, ноющие с чувством распирания в правом подреберье. Боли чаще постоянные, сочетающиеся с тошнотой, горечью во рту, уменьшающиеся после приема пищи. При гипертоническом типе дискинезии боли приступообразные, острые, но кратковременные. Чаще они связаны с эмоциональным или физическим напряжением, приемом жирной пищи. У большинства больных ДЖВП выявляются положительные желчепузырные симптомы. При гипертоническом типе дискинезии может отмечаться гепатомегалия в результате застоя желчи в печеночных ходах.
Диагностика. Дифференцировке типа дискинезии желчевыводящих путей помогают результаты эхографии (УЗИ). Этот метод является неинвазивным и наиболее информативным методом диагностики гепатобилиарной системы у детей. Данный метод позволяет определить сократительную способность желчного пузыря. В норме желчный пузырь через 40 минут после приема желчегонного завтрака должен сократиться примерно на 1/2. При гипотоническом типе ДЖВП желчный пузырь слабо сокращается (менее чем на 1/2), при гипертоническом типе — сократительная функция значительна, желчный пузырь сокращается более, чем на 1/2 своего объема.
Аналогичные результаты можно получить путем проведения контрастной холецистографии.
Профилактика. Укрепление нервной системы, организация рационального питания, лечение сопутствующих заболеваний ЖКТ.
Задача
1.Предположительный диагноз: асфиксия средней степени тяжести.
Состояние ребенка обусловлено, возможно, внутриутробной гипоксией, асфиксией в
связи с патологически протекающей беременностью и родами. Так как накладывались акушерские щипцы, возможна родовая травма.
2.Алгоритм действий акушерки:
а)сразу после рождения отсосать содержимое из полости рта электроотсосом;
б)если ребенок не дышит, провести тактильную стимуляцию: щелчок по подошве или
энергично обтереть спину;
в)околоплодные воды, слизь, материнскую кровь с кожи ребенка обтереть теплой
стерильной пеленкой и сразу же удалить (для предупреждения переохлаждения);
г)следить за цветом кожи, частотой дыхания, частотой сердечных сокращений.
3.Манипуляция.
1)Пеленание. Оснащение: тонкая и теплая распашонки; фланелевая и тонкая пеленки;
подгузник или памперс; полотенце; пеленальный стол; перчатки; емкость с дезраствором,
ветошь.
1.Объяснить маме цель и ход пеленания.
2.Подготовить необходимое оснащение.
3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4.Обработать пеленальный стол дезинфицирующим раствором.
5.Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая
пеленка, подгузник или выложить памперс).
6.Приготовить распашонки, вывернув швы наружу.
7.Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым
полотенцем), положить на пеленальный стол.
8.Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед.
9.Надеть подгузник.
10.Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:
А) расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне
«подмышек»;
Б) один край пеленки провести между ножек;
В) другим краем обернуть малыша;
Г) подвернуть нижний край пеленки, оставив пр-во для движения ножек и обернуть им
туловище
Д) зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди.
11.Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками» при необходимости:
А) расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на
уровне козелка;
Б) одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть
туловища и подмышечную область другой стороны;
В) другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
Г) подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось пространство для движения ножек
Д) зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди.
12. Уложить ребенка в кроватку.
13. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.
14. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.