Законность гусла в шариате

Сказал Всевышний: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь». (аль-Маида 6).

Также сказал Всевышний Аллах: «Избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся». (аль-Бакара 222).

Хадисов на эту тему множество, которые будут упомянуты в этом разделе.

Что становится причиной обязательности совершения гусла:

  1. 1. Выход спермы.

Передается от Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, то, что Умм Суляйм, да будет доволен ею Аллах, сказала: О, посланник Аллаха! Поистине, Аллах не стесняется истины. Нужно ли женщине совершать гусл, если у нее произойдет поллюция? Он ответил: Да, если она увидит жидкость. Тогда Умм Саляма спросила: А разве у женщин бывают поллюции? Тогда он сказал: Да запылятся твои руки! (Выражение, указывающее на удивление) А почему же ребенок бывает похожим на свою мать?» [Аль-Бухари 130, 282, Муслим 313, ат-Тирмизи 122, ан-Насаи 1/114, ибн Маджа 600.]

Передается от Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вода по причине воды» [Муслим 343, Абу Дауд 217.]. То есть выход спермы становится причиной гусла.

Гусл становится обязательным, если сперма вышла с возбуждением, как у мужчины, так и у женщины, во сне или в бодрствовании. Условием является лишь то, чтобы во время бодрствования человек ощущал удовольствие во время выхода спермы. Также, если человек просто увидел сон или почувствовал возбуждение, но сперма не вышла, то ему не нужно совершать гусл[Но если сперма вышла после того, как человек проснулся, то ему нужно совершить гусл, как об этом сказал Ахмад. См. аль-Мугни 1/202.] Также, если человек увидит сперму, но не вспомнит, что ему что-то снилось, то ему все равно нужно совершить гусл, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, связал положение с видением спермы (на теле или одежде).

Ученые обусловили ощущение наслаждения во время выхода спермы, опираясь на хадис, который передал Ахмад с хорошей цепочкой передатчиков, от Али, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я был человеком, у которого часто выходило «аль-мази» [Предшествовало объяснение термина «аль-мази» в разделе «Наджаса».], поэтому я спросил об этом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: «Если ты извергнешь, то соверши полное омовение, а если не извергнешь, то не совершай полного омовения». [Ахмад 1/107.] «Извержение» указывает на присутствие желания, то есть выход спермы не по причине болезни и т.п.

Сказал аш-Шаукани, да смилуется над ним Аллах: «Не описывается таким образом ничто, кроме желания» [Нейль аль-Аутар 1/275.]

Примечания:

  1. Если человек почувствовал движение спермы, но она не вышла, то более правильным мнением является то, что ему не нужно совершать гусл.
  2. Если вышла сперма без страсти, по причине болезни или удара и т.п., то сказал ибн Таймия, что в таком случае ему не нужно совершать гусл по мнению большинства ученых, таких как Малик, Абу Ханифа и Ахмад, также как кровь, по причине болезни (у женщин) не обязывает совершению гусла.
  3. Если человек осквернился и совершил гусл, но потом у него вышла сперма, то ему не нужно заново его совершать, так как в основном она выходит в таких случаях без страсти.
  4. Если женщина почувствовала выход спермы мужа из ее влагалища после того, как она совершила гусл или во время его совершения, то ей не нужно заново его совершать. Но нужно ли ей совершать вуду? В этом есть разногласие, но безопасней совершить вуду, и такое же положение у предыдущего вопроса.
  5. Сказал шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах: «Если человек проснувшись, обнаружил жидкость и не знает причину ее появления, то в этом случае есть три варианта:

Первый: Если он уверен, что это сперма, даже если не помнит поллюции, то ему нужно совершить гусл.

Второй: Если он уверен, что это не сперма, то ему не нужно совершать гусл, а положение этой жидкости в данном случае будет положением мочи.

Третий: Если человек не знает и сомневается, является ли это спермой или нет. В этом случае ему нужно исследовать и если он вспомнит что-то, что укажет на то, что это сперма, то это сперма, а если он вспомнит что-то, что укажет на то, что это мази, то это мази, а если он не вспомнит ничего, то некоторые сказали, что лучше совершить гусл, а другие, что нет». [Аш-Шарх аль-Мумти` 1/280, сокращенно.]

  1. Если человек увидит сперму у себя на одежде, но не будет помнить поллюцию, то ему нужно совершить гусл и восстановить все намазы, которые он совершил после последнего сна.
  1. 2. Встреча двух половых органов.

Если человек ввел головку полового члена во влагалище женщины, то им обоим нужно совершить гусл, был ли оргазм или нет, потому что передается от Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если мужчина усядется меж четырёх частей тела женщины и совершит с ней половое сношение, полное омовение станет для него обязательным». В версии у Муслима добавлено: «Даже если не будет спущено (не выйдет сперма)» [Аль-Бухари 291, Муслим 348, Абу Дауд 216, ан-Насаи 6/110, ибн Маджа 610.]Передается от Айши, да будет доволен ею Аллах, то, что она сказала: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если мужчина усядется меж четырёх частей тела женщины и половой орган заденет половой орган, полное омовение станет обязательным» [Муслим 349, ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/293.]

Под встречей половых органов подразумевается ввод, потому что в версии у ат-Тирмизи говориться: «Если он перейдет» [Ат-Тирмизи 108, Ахмад 6/135, ибн Хиббан 1176.]. Поэтому если человек положит свой половой член на половой орган женщины и не произойдет входа, то гусл не нужно совершать по единогласному мнению ученых. [См. аль-Маджму` 2/131.]

Примечание: если человек ввел головку не полностью, то им не нужно совершать гусл. Если он совершил с ней половой акт между бедрами и у него вышла сперма и попала во влагалище женщины, то ей не нужно совершать гусл, если у нее не произошел оргазм, а если у нее тоже вышла сперма, то им оба нужно совершать гусл.

  1. 3. Окончание периода месячных и послеродовых кровотечений.

При окончании периода месячных и послеродовых кровотечений женщина обязана совершить гусл, потому что сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«(Однажды) Фатима бинт Абу Хубайш пришла к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: “О посланник Аллаха, истечение крови продолжается у меня постоянно, и я никак не могу очиститься, так не прекратить ли мне совершать молитвы?” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ей в ответ): “Нет, поскольку это уже венозная кровь, а не менструальная. Прекращай молиться с наступлением (твоего обычного периода месячных), а когда (этот период) закончится, совершай полное омовение и (снова) молись”». [Аль-Бухари 228, Муслим 333, Абу Дауд 282, ан-Насаи 1/181, ибн Маджа 624.]

Положение послеродового кровотечения (нифас) подобно месячным (хаид), даже в некоторых хадисах «нифас» называется «хаидом».

  1. 4. Смерть.

Сообщается, что Умм ‘Атыййа аль-Ансарийа, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Когда умерла дочь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он зашёл к нам и сказал: “Обмойте её трижды, или пять раз, или более того, если посчитаете нужным…»[Аль-Бухари 1253, Муслим 939, Абу Дауд 3145, ат-Тирмизи 990, ан-Насаи 4/28.]

Сказал ибн Хазм, да смилуется над ним Аллах: «Мытье каждого умершего мусульманина является обязательным, если его погребут без гусла, то нужно его вытащить (и помыть), до тех пор, пока от тела что-нибудь останется, его нужно помыть. Кроме шахида, которого убили многобожники в битве и он умер на поле битвы, то не нужно мыть его». [Аль-Мухалля 2/23.]

Далее мы разберем положения мытья покойного в разделе «Джаназа», если на то будет воля Аллаха.

  1. 5. Гусл неверного после принятия Ислама.

Передается от Кайса ибн Асыма, да будет доволен им Аллах, то, что он принял Ислам и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ему совершить гусл водой и лотосом. [Достоверный. Абу Дауд 355, ат-Тирмизи 605, ан-Насаи 1/109.]

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, то, что Сумама принял Ислам и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Идите с ним к стене такого-то и прикажите ему совершить гусл» [Достоверный. Ахмад 2/304, Ибн Хузайма 253, ибн Хиббан 1238, основа хадиса приводится у аль-Бухари 462, Муслим 1764.]

А как это известно из науки «Усуль Фикх» приказ указывает на обязательность. О том, что это обязательно сказал Ахмад ибн Ханбаль и это является более правильным мнением, опираясь на явный текст хадиса.

  1. 6. Гусл в пятницу.

Ученые в этом вопросе разделились на два мнения.

Одни из них сказали, что гусл в пятницу является желательным, опираясь на хадис: «Тот, кто совершит вуду наилучшим образом, потом придет на пятничный намаз, будет слушать и молчать, такому будут прощены грехи между двумя пятничными молитвами и еще трех дней» [Муслим 857, Абу Дауд 1050, ат-Тирмизи 498, ибн Маджа 1090, а также в версии у Муслима 857: «Тот, кто совершит гусл».]. В этом хадисе награда будет тому, кто совершит все это, включая вуду, но на это можно ответить тем, что здесь нет указания на отрицания гусла.

Сказал аль-Хафиз, да смилуется над ним Аллах: «У аль-Бухари и Муслима этот хадис пришел в другом виде со словами: «Совершил гусл». [Муслим 857.] То есть вместо слов «совершил вуду», поэтому это можно понять так, что тот, кто уже совершил гусл, а потом ему нужно совершить вуду». [«Фатхуль-Бари» 2/262.]

Также они опираются на хадис: «Тому, кто совершит вуду в пятницу, будет достаточно его, но лучше совершить гусл». [Абу Дауд 354, ат-Тирмизи 497, ан-Насаи 3/94, в этом хадисе слабость, у него есть свидетельствующие ему хадисы, которые также содержат слабость, поэтому аль-Альбани назвал его хорошим.]

Ответом на это будет то, что в этом хадисе, если считать его достоверным, нет доказательства на желательность гусла и отрицание его обязательности. В нем указание на превосходство, гусл лучше, потому что он обязателен, а вуду это самое малое, что нужно совершить для достоверности намаза.

Вторая же часть ученых пришли к мнению об обязательности совершения гусла в пятницу, и это более правильное мнение, потому что на это есть приказ и прямое указание на обязательность.

Что касается приказа, то передается от ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, то, что он сказал: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда кто-то из вас направляется на пятничную молитву пусть совершить гусл». [Аль-Бухари 894, Муслим 844, ат-Тирмизи 492.]

Что же касательно прямого указания на обязательность, то в хадисе Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Гусл в пятницу является обязательным для каждого достигшего половой зрелости» [Аль-Бухари 879, Муслим 846, Абу Дауд 341, ан-Насаи 3/92, Ибн Маджа 1089.]. Мнения об обязательности гусла придерживался наш шейх аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, и шейх ибн Усаймин. [См. книгу «Тамам аль-Минна» шейха аль-Альбани, и книгу «аш-Шарх аль-Мумти» шейха ибн Усаймина.]Смотрите подробный разбор этого вопроса в «Фатх аль-Бари».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: