Элементы стратегического менеджмента, их последовательность

Современные страховые компании имеют сложную структуру, обусловленную широким спектром предлагаемых страховых продуктов, территориальной диверсификацией, большим числом деловых связей с партнерами. При этом возрастает динамичность финансово-хозяйственной деятельности компании, связанная с постоянно меняющимися потребностями рынка, непрерывным совершенствованием качества обслуживания. Все это – чтобы успешно конкурировать в современных условиях – повышает внимание менеджеров к адаптивной организации множества видов деятельности компании. В зависимости от установленных целей компании формируют стратегию и тактику развития, что представляется чрезвычайно важным аспектом деятельности страховой компании.

Понятие «стратегия» зародилось в недрах военного дела и известно со времен Древней Греции. Постепенно этот термин стал использоваться в других отраслях знаний и его первоначальное значение как искусство полководца начало трансформироваться просто в функцию высшего уровня руководства (в бизнесе – топ-менеджмента). Стратегия может рассматриваться как приоритетное направление реализации политики организации, касаться конкретного вида деятельности страховщика или применяться в качестве относительно самостоятельного достижения поставленных стратегических целей.

Чтобы наиболее эффективно действовать для достижения поставленных целей, большинство преуспевающих фирм и организаций за рубежом, да многие в России, успешно используют современные разработки в области менеджмента. Всякая цель формулируется исходя из интересов фирмы и имеющихся в данный момент времени или возможных в будущем ресурсов, которые фирма может использовать для достижения каждой отдельной цели.

Если представить развитие страховой компании как движение из точки «А» в точку «Б», то стратегический план будет картой, на которой указано где мы находимся в настоящий момент (точка «А»), пункт назначения, куда мы хотим прийти (точка «Б»), и проложен маршрут движения (стратегия страховой компании).

Иными словами, стратегическое управление — это инструмент выработки и достижения целей страховой компании. Хорошо налаженное стратегическое управление позволяет высшему руководству путем корректировки стратегических целей менять деятельность сотрудников на операционном уровне. При этом временное отсутствие топ-менеджера, по тем или иным причинам, не столь критично сказывается на операционной деятельности компании, стратегический план работает при этом как инструмент делегирования полномочий. На рис.2.3 представлены основные компоненты системы стратегического управления в любой организации.

Рис. 2.3 – Основные компоненты системы стратегического управления

Основная проблема во внедрении стратегического управления – это отсутствие взаимосвязи (разрыв) между стратегическими целями верхнего уровня и операционной деятельностью линейных сотрудников, а также несогласованность стратегического планирования с процессом бюджетирования. Учитывая эти проблемы, постановка стратегического управления разбивается на два крупных блока:

1) долгосрочный стратегический план;

2) краткосрочный стратегический план на год – операционный план.

Долгосрочный план представляет собой видение развития страховой компании на ближайшие 3–5 лет и имеет следующую логику построения. Для разработки долгосрочного стратегического плана используется динамическая финансовая модель стратегических целей страховой компании, учитывающая основные факторы внешней среды и внутренние особенности компании (рис.2.4).

В качестве внешних факторов учитываются: макроэкономические показатели, прогноз развития страхового рынка, данные о конкурентах компании. На базе этих факторов выстраивается ряд стратегических целей страховой компании: доля рынка, планы по страховым продуктам, план развития региональной сети, клиентская база, агрегированный бюджет страховой компании. Варьируя значения отдельных внешних факторов и целей страховой компании, рабочая группа по разработке стратегии может получать неограниченное количество сценариев развития компании в зависимости от разных вариантов рыночной конъюнктуры и возможностей страховой компании, например: оптимистический и пессимистический сценарий (по объему рынка, по доле рынка). Или – сценарий «Опора на собственные ресурсы» и «Стратегический инвестор» и др.

Рис.2.4 – Долгосрочный стратегический план страховой компании

Файл динамической финансовой модели страховой компании может содержать следующие страницы (рис.2.5):

Название Описание
Сценарии Страница для определения сценария развития страхового рынка. Содержит экспертную оценку открывающихся рынков (ОСАГО, ОМС и т.д.)
Макро Планирование макроэкономических показателей и объемов классического страхового рынка по доле в ВВП и темпов прироста в разрезе видов.
Рынок Планирование объемов классического страхового рынка в разрезе видов страхования.
Доля и объем Планы по доле рынка и объемам продаж в разрезе видов страхования.
Конкуренты Анализ объемов продаж и долей рынка основных конкурентов.
Сети Анализ развития региональных сетей конкурентов.
Каналы Детализация объемов продаж в разрезе каналов продаж. Планирование количества и средней производительности продавцов в разрезе каналов продаж.
Развитие Планы по созданию точек продаж и количеству продавцов в разрезе регионов.
План продаж План по производительности продавцов и объемам продаж в региональном разрезе.
Капитализация Оценка рыночной стоимости компании в плановом периоде.
Клиентская база Планирование численности клиентской базы и среднего размера страховой премии в разрезе видов страхования.
Исходный бюджет Исходные данные и нормативы для построения агрегированного бюджета доходов и расходов, агрегированного бюджета инвестиций.
Бюджет Агрегированный бюджет доходов и расходов. Бюджет инвестиций.

Рис. 2.5 – Страницы файла финансовой модели СК

Привязка листов финансовой модели к этапам разработки долгосрочного стратегического плана представлена на рис. 2.6.

Рис.2.6 – Привязка листов финансовой модели к этапам разработки долгосрочного стратегического плана

Для успешного внедрения стратегического плана необходимо детализировать план мероприятий до уровня всех ключевых сотрудников страховой компании, привязать качество выполнения данного плана к системе мотивации сотрудников и в дальнейшем ежемесячно осуществлять контроль выполнения стратегического плана. Только в этом случае разработанный стратегический план не «ляжет на полку», как это зачастую бывает, а станет эффективным инструментом внедрения стратегии компании.

Внедрение стратегического управления возможно как собственными силами, так и при помощи внешних консультантов. При этом следует отметить, что в любом случае в компании формируется группа стратегического планирования, на которой лежит полная ответственность за разработку стратегии.

Задача консультантов заключается в обеспечении методологической поддержки проекта, организации и проведении стратегических сессий, привнесение в процесс разработки «лучшей практики» отечественных и зарубежных страховых компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: