Страховая компания: особенности организации

Тема 2. Организация, структура и управление СК

Вопросы

1.Страховая компания: особенности организации.

2.Организационная структура управления страховой компании.

3.Структура страховой компании.

4.Системный менеджмент страховой компании.

5.Элементы стратегического менеджмента, их последовательность.

6.Структура оперативно-тактического менеджмента страховой компании.

Страховая компания: особенности организации

Страховая деятельность имеет ряд особенностей, отличающих ее от других финансовых институтов. К числу основных специфических характеристик деятельности страховых организаций относят:

– особенности страхования как механизма формирования специальных денежных фондов для предоставления страховой защиты, в основе которого лежит принцип трансферта риска;

– особенности страхования как вида предпринимательской деятельности, связанной с обслуживанием и управлением рисков участников страховых отношений;

– особенности формирования и управления факторами финансовой устойчивости страховой организации.

Предоставление страховой услуги предполагает вступление страховой организации во взаимоотношения с многочисленными субъектами, главными из которых являются потенциальные страхователи. Заключение, ведение договоров страхования, урегулирование убытков по договорам при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре, составляют основные технологические звенья страхового производства. Принципиальными отличиями страхового производства являются вероятностный характер страховых событий, принятых страховщиком по заключенным договорам страхования, неопределенность момента наступления и величины ущерба, связанных с реализацией этих событий. Страховое производство характеризуется высоким динамизмом, поскольку деятельность по заключению договоров страхования осуществляется постоянно и также постоянно осуществляются страховые выплаты. Страховое производство сопровождается образованием встречных денежных потоков, которые формируют финансовые ресурсы страховой организации. Размер страхового фонда не может быть постоянной величиной, поскольку объем ответственности страховщика меняется и зависит от объема поступающих взносов (количества договоров страхования), структуры страхового портфеля, ценовой политики, фактических показателей убыточности.

В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме при условии получения лицензии на осуществление страховой деятельности в установленном законом порядке.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Страховой рынок в России растет достаточно быстро, компании развиваются, их структура усложняется, появляются новые виды страховых продуктов. Эти тенденции подразумевают разработку и использование более современных технологий менеджмента в страховом бизнесе. Далее следует остановиться – в чем заключается специфика управления страховыми компаниями, и какие проблемы и решения можно здесь выделить?

На первый взгляд, в системе управления страховым бизнесом все то же законы, что и в других видах бизнеса: речь идет об управлении человеческими ресурсами, информационными технологиями, о формировании корпоративной культуры, деятельности топ-менеджмента. Но все же особенности в менеджменте страховых компаний есть: эти особенности определяются различием в построении операционных процессов в страховом бизнесе и в других сферах деятельности.

Так, если компания производит мебель, обувь, одежду, то в структуре её активов обязательно присутствуют материальные активы: сырье, материалы, станки, оборудование. В составе активов[1] страховой компании материальных активов практически нет, страховой бизнес строится на основе договоров, заключенных между страховщиком и клиентом. Конечный результат же здесь не является «вещественным» и не обладает, в отличие от продукции производственных (промышленных) предприятий, мерными характеристиками.

Страховой бизнес генерирует финансовые услуги, которые нельзя оценить немедленно, как, например, произведенное молоко. О качестве услуги страховой компании можно судить лишь тогда, когда она оказана, а иногда этот период растягивается не на один год.

Другим существенным отличием деятельности страховых компаний от производственных (промышленных) является ценообразование. Так, на предприятии цена продукта определяется уровнем заработной платы, стоимостью сырья, оборудования, электроэнергии. А в страховании тарифная политика основывается на актуарных расчетах, теории вероятности, законах статистики, законе больших чисел. Например, в страховании жизни главную роль играет таблица смертности (статистика продолжительности жизни мужчин и женщин). Следовательно, управление страховым бизнесом должно, в первую очередь, учитывать длительные сроки действия страховых продуктов и возможное наступление страхового случая, которое потребует немедленных выплат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: