Структура оперативно-тактического менеджмента страховой компании

Если стратегические решения являются жизненно важными для компании, то решения тактического уровня определяют, насколько эффективно будут выполняться те или иные процессы. Высказанные тезисы можно описать на следующем примере.

Предположим, что на стратегическом уровне принимается решение работать на новом сегменте рынка, и если данное решение окажется неверным, то для компании это может стоить многого. На тактическом уровне (тактический менеджмент) будут приниматься тактические решения – как продвигать продукты, как продавать, какие открывать точки продаж, какие дополнительные услуги предлагать, сколько это все потребует ресурсов. Причем тактические решения будут приниматься таким образом, чтобы достичь стратегических целей. От принятых на тактическом уровне решений будет зависеть, насколько эффективно сработает компания. Если будут выбраны верные средства продвижения, каналы продаж и т.д., то компания сработает более эффективно. В силу описанных особенностей тактический уровень, с одной стороны, ориентирован на эффективность деятельности, а с другой – наиболее удобен для применения методов, которые ориентированы на постоянный поиск эффективных решений.

И если стратегический менеджмент включает в себя проектирование организации и системы управления страховой компании, и проект дает описание развития СК на стратегическую глубину прогноза, то тактический менеджмент объемлет как менеджмент компании в целом, так и отдельные его составляющие. Выделим из всей совокупности главные составляющие тактического менеджмента (табл.2.1). Эффективное управление ключевыми процессами страховой компании является ключом к успеху. Управлять процессами – не такая простая задача, потому что процессы не могут существовать раздельно и тесно переплетаются друг с другом. Типичные ключевые процессы управления включают в себя:

– обеспечение ресурсами (материально-технические и информационные ресурсы, юридические и консалтинговые услуги);

– управление производственными процессами (разработка страховых продуктов и предоставление услуг клиентам);

– управление клиентской базой (маркетинг страховой компании);

– управление финансами (совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении СК, а также система их формирования, распределения и использования);

– управление персоналом (управление и руководство сотрудниками).

Остановимся на них.

1. Исходным пунктом деятельности страховой компании является обеспечение ресурсами, которое включает: снабжение средствами производства (здания, оборудование рабочих мест, транспортные средства); материально-техническое обеспечение; информационно-коммуникационное обеспечение (АСУ и связь). Задача обеспечения ресурсами заключается в удовлетворении потребности страховой компании в определенных благах и информации, которые необходимы для осуществления бизнес-процессов.

2. Переработка информации с помощью инструментов и материалов, которые были получены в результате решения задач обеспечения ресурсами, происходит в рамках процесса преобразования исходной информации в страховой продукт. Страховой продукт – конечный результат разработки технологии конкретного вида страхования, представленный набором документов, обеспечивающих согласование интересов страхователя и страховщика при заключении договора страхования и его реализации.

Таблица 2.1 – Структура тактического менеджмента страховой компании (СК)

Аспект (вид) менеджмента Объект менеджмента Атрибуты менеджмента
Цель Задачи Функции
         
1. Менеджмент обеспечения ресурсами Материально-технические и информационные ресурсы, юридические и консалтинговые услуги Минимизация издержек на ресурсы и услуги при их объеме, достаточном для достижения целей СК Рациональное удовлетворение потребностей страховой компании в ресурсах и услугах, которые необходимы для ее функционирования Административно-хозяйственное и информационно-коммуникационное обеспечение, материально-техническое снабжение
2. Менеджмент бизнес-процессов (управление производственными процессами) Бизнес-процессы СК (разработка страховых продуктов и предоставление услуг клиентам) Целесообразное и оптимальное использование всех ресурсов СК Расширение ассортимента, повышение качества и минимизация затрат на разработку страховых продуктов и предоставление услуг клиентам; повышение производительности труда сотрудников Разработка альтернативных бизнес-планов развития СК и обеспечение выполнения утвержденных планов
3. Менеджмент маркетинга (управление клиентской базой) Маркетинг страховой компании Расширение сбыта страховых продуктов Активное воздействие на потребительский спрос Изучение рынка, разработка системы стимулирования сбыта, реклама и т.д.
4. Менеджмент финансов (финансовый менеджмент) Финансы страховой компании (совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении СК, а также система их формирования, распределения и использования) Целесообразное и оптимальное использование финансовых ресурсов страховой компании Максимизация прибыли СК при предусматриваемом уровне риска финансовых решений или обеспечение минимизации уровня риска финансовых решений при предусматриваемом уровне прибыли Разработка альтернативных финансовых планов страховой компании и обеспечение выполнения утвержденных планов
5. Менеджмент персонала (управление и руководство сотрудниками) Персонал страховой компании Целесообразное и оптимальное использование человеческих ресурсов Управление производительностью сотрудников Постановка задач, мотивация и контроль выполнения задач сотрудниками

3. Страховые продукты должны быть реализованы на страховом рынке. Эти вопросы исследуются в рамках маркетинга страховой компании, который базируется на анализе потребностей страхователей и предопределяет всю деятельность СК. При использовании понятия «продукт» преследуется цель – отразить рыночную ориентированность услуги, маркетинговую стратегию, которую реализует страховщик. В этом смысле продукт представляет собой четко описанные и стандартизованные условия страхования, закрепляемые в виде полиса (договора страхования), созданные на основе какого-либо вида страхования и ориентированные на определенный сегмент потребителя страховой услуги. Так, на основе общих правил смешанного страхования жизни может быть создан продуктовый ряд, или набор различных страховых «продуктов», ориентированных на различные группы потребителей. Например, на студентов, на людей со средним достатком, на представителей малого и среднего бизнеса, на группу лиц, являющихся единственными кормильцами в своей семье, на родителей, желающих обеспечить определенный уровень образования своему ребенку, и т.д. В этом смысле рамочные (общие) условия страхования будут одинаковыми для всех групп, а специальные условия (к которым можно отнести требования, предъявляемые страховщиком при принятии риска на страхование) будут различны.

Применительно к маркетинговой стратегии считается, что в широком смысле экономическая теория и практика понимает маркетинг как систему управления компанией, которая всесторонне учитывает происходящие на рынке процессы. В более узком смысле маркетинг отражает предметно-целевой подход к управлению ресурсами страховщика. Благодаря этому страховщик имеет четкие критерии для разработки стратегии и тактики развития, определения основных задач деятельности.

4. Деятельность страховых организаций включает несколько направлений – непосредственно страховое, перестрахование, инвестиционное. Главной целью является обеспечение страховой защитой. Остальные направления являются производными, что не делает их менее значимыми.

Осуществление данных действий сопряжено с возникновением затрат на проведение страховых операций, финансированием деятельности страховой организации, расходами по ведению дела страховщика. Финансовые и хозяйственные процессы рассматриваются как совокупность составляющих их элементов – хозяйственных фактов или операций. Основная масса хозяйственных операций оказывает влияние на финансовое положение организации. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского наблюдения.

5. Цели, поставленные предпринимателями перед страховой компанией, достигаются с помощью кадров – людей, нанятых страховой компанией.

При всей значимости перечисленных выше видов тактического управления определяющую роль в страховой компании играет HR-менеджмент или управление человеческими ресурсами. Основу любой организации составляют люди – сотрудники, которые создают технологии, продукты и клиентов, финансовые результаты, и, наконец, бренды. Поэтому совершенно очевидно, что для успешно развивающегося бизнеса ключевыми факторами успеха являются компетентный персонал и эффективная система взаимоотношений между сотрудниками компании. Содержание системы HR-менеджмента состоит из: формирования человеческих ресурсов; развития человеческих ресурсов СК. Формирование человеческих ресурсов предполагает: маркетинг персонала; планирование потребностей в человеческих ресурсах; отбор и найм работников; адаптацию новых работников; увольнение персонала. Развитие человеческих ресурсов является многогранным видом деятельности и включает в себя: деловую оценку; формирование и развитие корпоративной культуры; создание системы мотивации; управление конфликтами; формирование коммуникаций; управление карьерой; развитие лидеров и талантов; создание и развитие команд; развитие кадрового резерва; обучение персонала.


[1] Под активами понимается имущество страховщика в виде основных средств, материальных ценностей, денежных средств, а также финансовых вложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: