Требования к техническому и программному обеспечению АРМ медицинского работника

Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача -- центральный компонент любой медицинской информационной системы. В продуктах АКСИМЕД максимально полно автоматизированы как общие задачи деятельности врача, так и конкретные направления, обусловленные спецификой работы в стационаре и поликлинике и врачебной специальностью.

АРМ врача включает эффективные средства компьютеризации следующих направлений работы:

- ведение электронной истории болезни (электронной медицинской карты);

учет пациентов, формирование электронной картотеки, быстрый поиск необходимой информации;

- заполнение карт профессионального осмотра;

-внесение данных о жалобах пациента, анализе жизни и здоровья, объективном статусе;

быстрый ввод данных наблюдения, информации об отмеченных изменениях в состоянии пациента, результатах его обследований, рекомендациях;

-автоматизация постановки диагноза по МКБ-10;

-назначения лекарственных средств в соответствии с их реестром (РЛС);

-направления на консультацию;

-выдача листов временной нетрудоспособности (ЛВН).

Особое внимание уделено АРМ врача стационара, включая:

-предоперационный осмотр;

-направление на операцию;

-ведение протокола и дневниковых записей;

оформление выписного и переводного эпикриза.

Информатизация здравоохранения развивается все активнее с каждым днем. Государство также постоянно совершенствует свои системы, а с ними, соответственно, наращивается и функционал АРМ врача.

АРМ врача - это инструмент для повседневной работы, так или иначе связанной с историями болезни. Две группы его функций - основные и неотъемлемые: одна - ведение, хранение, анализ и обобщение историй болезни, другая - обеспечение информационных связей врача с остальными участниками лечебно-диагностического процесса. Есть и группа вспомогательных функций, они помогают врачу ориентироваться в богатой и разнообразной информационной обстановке (справочные сведения, связь с разработчиком, страховочное копирование накопленных данных, восстановление из страховочных копий и др.).

Итак, что же делает АРМ? Здесь хранятся все истории болезни, которые в настоящее время ведёт врач. Каждую можно извлечь и продолжить с ней работу. Можно завести новую историю болезни или завершить работу с пациентом в связи с его убытием. Истории болезни выбывших (из госпитального отделения или с врачебного участка) переносятся в архивный раздел, где они по-прежнему всегда доступны врачу.

В поликлинике АРМ - это действительно инструмент только одного врача. В стационаре иначе: там в одной базе данных находятся истории болезни всех пациентов отделения, и все врачи отделения имеют к ним доступ. Иными словами, как в стационаре, так и в поликлинике при автоматизации сохраняется обычная схема организации работы с историями. Никакой нужды менять её нет.

Информация о больных нужна не только самому врачу. Лист сделанных им назначения медсестра получает из АРМа, Запросы на анализы и консультации автоматически передаются лаборантам, рентгенологам и консультантам. Направления к ним, которые надо дать на руки больному, формируются автоматически - врачу или медсестре остаётся только скомандовать, чтобы вывести их на печать. Результаты исследований и заключения консультантов автоматически передаются прямо в историю болезни. Аналогичным образом врач обменивается информацией с кабинетом вакцинопрофилактики, флюорографической станцией, регистратором больничных листов. Часть бумаг при этом исключается вообще, те же, которые надо дать пациенту (выписки, направления, памятки), АРМ формирует из данных истории болезни.

Когда больной переводится на другой участок или в другое отделение стационара, вся электронная история следует за ним, но на прежнем месте, в архиве, сохраняется её копия по состоянию на день убытия. Вся работа врача отражается в постоянно накапливающемся массиве историй болезни и всегда может быть подсчитана, проанализирована и оценена.

Консультант вместе с запросом на его помощь получает в своём АРМе полную копия истории болезни. Он может её читать, а написанное им заключение будет сразу передано в АРМ лечащего врача.

Заведующий отделением, главный врач и его заместитель могут знакомиться с историями болезни со своего АРМа в любой момент, не отвлекая врача. Для руководителей АРМ формирует ещё и специальные документы, позволяющие следить за текущей работой, своевременно узнавать о возникающих у врачей проблемах, обобщать, анализировать и сравнивать работу врачей. Это - регулярные сводки и разнообразные таблицы и списки.

Всё, что врач назначил и запланировал отражено в электронной истории болезни. Всё, что он выполнил, - тоже. Те из этих действий, которые приходятся на предстоящий отрезок времени (в стационаре это сутки, на поликлиническом участке - неделя), включаются в соответствующий план-отчёт врачебного участка или госпитального отделения. Поэтому руководители всё существенное видят без расспросов, до расспросов. Эти же оперативные документы удобны и самим врачам: в них всегда видна сделанная работа и все ещё не выполненные задачи.

Специальные функции АРМа позволяют целенаправленно выявить истории болезни с типичными дефектами, такими как неполнота информации, запаздывание с теми или иными мероприятиями, необеспеченность необходимыми медикаментами и т.п. Они служат руководителям для контроля, но ещё раньше используются врачом для самоконтроля. Списки больных с факторами риска, подготовленных к клиническому разбору, оперированных, опаздывающих с явкой к участковому врачу и т.д. и т.п., - всё это выдаётся на экран и может быть напечатано в любой момент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: