1.
これは テレホンカードですか。
…はい、そうです。
2.
それは ノートですか。
…いいえ、そうじゃ ありません。手帳です。
3.
それは 何ですか。
…[これは] 名刺です。
4.
これは「9」ですか、「7」ですか。
…「9」です。
5.
それは 何の雑誌ですか。
…自動車の雑誌です。
6.
あれは だれの かばんですか。
…佐藤 さんの かばんです。
7.
この 傘は あなたのですか。
8.
この かぎは だれのですか。
…わたしのです。
会話 - Диалог
ほんの気持ちです
Аудио:
山田一郎: | はい。どなたですか。 | |
サントス: | 408の サントスです。 | |
サントス: | こんにちは。サントスです これから お世話に なります。 どうぞよろしく お願いします。 | |
山田一郎: | こちらこそ よろしく。 | |
サントス: | あのう、これ、ほんの 気持ちです。 | |
山田一郎: | あ、どうも...。何ですか。 | |
サントス: | コ―ヒ―です。どうぞ。 | |
山田一郎: | どうも ありがとう ございます。 |
Предметно-указательные местоимения: これ/それ/あれ
|
|
Тонизация предметно-указательных местоимений: koRE, soRE, aRE, DOre.
Предметно-указательные местоимения:
§ これ - это,
§ それ - это, то,
§ あれ - вон то,
§ どれ - что?, который?
- замещают названия предметов и животных, в некоторых случаях (в речи о неодушевлённых предметах) переводятся как местоимения он, она, оно, они.
Между собой местоимения これ, それ, あれ различаются по степени удаления от говорящего или по степени известности собеседникам:
§ これ - указывает на предмет, более близкий к говорящему (первому лицу)
§ それ - на предмет, более близкий к собеседнику (второму лицу)
§ あれ - на предмет, отдаленный и от первого, и от второго
Местоимения これ, それ, あれ в предложении могут выполнять функции подлежащего, дополнения, именной части составного именного сказуемого, но не могут быть определением. Эти местоимения изменяются по падежам, как существительные, но не имеют формы родительного падежа.
|
|
Примеры:
1. これは いすです。 - Это стул
2. あれは 大学です。 - Вон там - институт
3. ちずは それです。 - Карта - вон то.
4. それは でんわです。 - То - телефон
5. つくえは これです。 - Стол - вот.
6. まどは あれです。 - Окно - вон там
7. それは 辞書 ですか。 - Это (у вас) словарь?
8. これを ください。 - Дайте мне вот это. (Урок 2)
Вопросительное местоимение どれ
Вопросительным местоимением, соответствующим предметно-указательным местоимениям これ, それ, あれ, является местоимение どれ.
Местоимение どれ образует специальный вопрос и употребляется в значениях:
§ какой?
§ что? (из имеющихся предметов)
§ где?
Например:
きょうかしょはどれですか。 Учебник - это что? (из имеющихся предметов)
Ответом на такой вопрос может быть:
きょうかしょはこれです。 Учебник - это.
Примеры:
1. かみは どれですか。 - かみは これです。
2. かばんは どれですか。 - かばんは それです。
3. かごは どれですか。 - かごは それです。
4. えは どれですか。 - えは あれです。
この Сущ /その Сущ /あの Сущ
Указательные местоимения:
§ この - "этот",
§ その - "этот, тот",
§ あの - "вон тот",
§ どの - "который?"
- употребляются в качестве определения к существительному.
Указательные местоимения не склоняются, в предложении никогда не употребляются самостоятельно, а только в сочетании с именем существительным:
Например:
この ほん - эта книга
その まど - то окно
あの ペン - вон та ручка
その かばんは あなたの ですか。 - Тот портфель Ваш?
わたしは この グループの せんせい です。 - Я преподаю в этой группе.
この 本は わたしのです。 - Эта книга - моя.
あの 方は どなたですか。 - Кто тот человек?
Между собой местоимения この, その, あの, различаются по степени удаления от говорящего или по степени известности собеседникам.
1. Местоимение KONO употребляется в том случае, когда речь идёт о предмете, находящемся или вблизи говорящего, или принадлежащем ему, или имеющем к нему какое либо отношение, или известном ему;
2. Местоимение SONO употребляется тогда, когда речь идёт о предмете, находящемся или вблизи собеседника, или принадлежащем ему, или имеющем к нему какое-либо отношение, или известном собеседнику, но не говорящему;
3. Местоимение ANO употребляется тогда, когда предмет находится на каком-то расстоянии и от говорящего, и от собеседника, или данный предмет общеизвестен собеседникам.
Например, если книга находится ближе к говорящему, то он будет говорить про неё KONO, а если книга находится ближе к собеседнику, то говорящий будет говорить про неё SONO, в случае, когда собеседники стоят у окна и говорят о находящемся во дворе дереве - оба будут говорить про него - ANO.
Пример диалога:
- その ペンは あなたの ですか。
- はい、この ペンは わたしの です。
- Та ручка Ваша (Показываю на ручку лежащую перед собеседником).
- Да, эта ручка моя.
|
|
- この ペンも あなたの ですか。
- いいえ、その ペンは わたしの ではありません。あなたの です。
- А эта ручка тоже Ваша? (показываю на ручку которая находится возле меня).
- Нет, та ручка не моя. Ваша (ручка).
- どの ペンが せんせいの ですか。
- あの ペンが せんせいの です。
- А какая (которая здесь) ручка преподавателя?
- (Вон) та - ручка преподавателя.
Вопросительное местоимение どの
DONO - "какой (из многих предметов)?" - является соответствующим вопросительным местоимением.
Так же, как и KONO, SONO, ANO, вопросительное местоимение DONO употребляется лишь в качестве определения к существительному.
Вопросительное предложение с указательно-вопросительным местоимением DONO представляет собой специальный вопрос (т. е. такой, который требует в ответе конкретной информации: какой именно из ряда предметов...?).
Данное местоимение не склоняется и употребляется только в сочетании с существительным, к которому оно относится.
Например:
どの えんぴつ ですか。 その えんぴつ です。 - Который (из имеющихся здесь предметов) карандаш? - Это карандаш. (карандаш - вот это.)
たなかさんの ほんは どの(ほん)ですか。その ほん です。 - Которая (из имеющихся здесь предметов) книга господина Танака? Та книга.
アンナさんの つくえは どの (つくえ)ですか。この つくえ です。 - Который (здесь) стол Анны? Вот этот.
せんせいの いすは どの (いす)ですか。 あの いす です。 - Который (здесь) стул учителя? Вон тот.
Внимание! Если DONO выступает определением к существительному, являющемуся подлежащим, это подлежащее обязательно оформляется показателем именительного падежа - GA.
|
|
DONO + | Подлежащее существительное | + GA + | Сказуемое DESU KA |
Например:
どの かばん が あなたの ですか。Какой портфель Ваш?
Внимание! Если ответ сохраняет грамматическую структуру вопроса, подлежащее обязательно оформляется показателем именительного падежа GA.
Например:
この かばんが わたしの です。 - Вот этотпортфель мой (а не тот и не другой).
この かばんは わたしの です。 - Этот портфель мой (а не Ваш и не его).
Вопросительные местоимения どなた / だれ
Вопросительные местоимения どなた/だれ - "кто?" употребляются в предложении, содержащем специальный вопрос (т.е. такой, который требует в ответе конкретной информации, например, о том, где, когда, сколько и т. п.).
Различаются эти местоимения степенью учтивости:
§ どなた - более учтивое,
§ だれ - чуть менее.
Например:
- その かたは どなた ですか。
- この かたは インドネシアの アリさん です。
- Тот господин кто?
- Это господин Ари из Индонезии.
- あの おんなのひとは だれ ですか
- あの おんなのひとは にほんごの がくせい です。
- Кто та женщина?
- Она - студентка-японистка.
Внимание!
1. В вопросе, содержащем имя человека, о котором хотят получить информацию, どなた и だれ употреблять нельзя.
Например, нельзя спросить:
たなかさんは だれ ですか。
Если мы хотим узнать, кого (из...) зовут так-то... мы должны употребить DONO HITO или DONO KATA.
たなかさんは どのひと ですか。
やまもとせんせいは どのかた ですか。
2. В предложении с составным именным сказуемым どなた и だれ не могут стоять в позиции подлежащего, если предложение содержит какое-либо местоимение, имя человека или слово, обозначающее его социальную роль.
То есть нельзя, например, сказать:
だれが あのひと ですか。
Правильный вариант:
あのひとは だれ ですか。
あのかたは どなた ですか。
3. Если DONO KATA или DONO HITO в вопросительном предложении стоят в позиции подлежащего, они оформляются GA.
Соответственно, если ответ сохраняет структуру вопроса, после подлежащего в ответе ставится GA:
どなたが せんせい ですか。
たなかさんが せんせい です。
Именительный падеж が
Показателем именительного падежа является суффикс が.
В предложении подлежащее стоит в именительном падеже в том случае, когда на него падает логическое ударение, то есть информация, передаваемая подлежащим, является новой, например:
アンナさんが学生です。 - Анна (а не кто-либо) студентка.
Именно поэтому в предложении все вопросительные местоимения и существительные с определением, выраженным вопросительным местоимением, в роли подлежащего имеют форму именительного падежа на が, например:
どなたが 先生 ですか。 - Кто преподаватель?
どれが 本 ですか。 - Что (из имеющихся предметов) книга?
В ответе на вопросительное предложение, в котором вопросительное местоимение имеет форму именительного падежа на が, подлежащее ответного предложения также имеет форму именительного падежа на が, например:
どなたが 先生 ですか。 - 山田さんが 先生 です。 - Кто преподаватель? Ямада - преподаватель.
どれが 本 ですか。 - それが 本 です。 - Что (из имеющихся предметов) книга? Это - книга
どれが しんぶん ですか。 - Где (которая) газета?
これが しんぶん です。 - Вот газета.
これです。 - Вот.
しんぶんは これ です。 - Газета - вот.
В предложениях, в которых подлежащее стоит в именительном падеже, сказуемое сообщает уже известную информацию, являющуюся темой сообщения.
Сравните два предложения:
1. それが 本 です。 - Это книга.
2. それは 本 です。 - Это книга.
Первое предложение является ответом на вопрос:
どれが 本 ですか。 Что (из имеющихся предметов) книга?
А второе:
これは なん ですか。 Это что?
Таким образом, главная информация в первом предложении заложена в слове それ, во втором - в слове 本.
Например:
1. どなたが 学生 ですか。
- アンナさんが 学生 です。
2. どなたが 先生 ですか。
- 山田さんが 先生 です。
3. どれが でんわ ですか。
- それが でんわ です。
4. どれが しんぶん ですか。
- これが しんぶん です。
Вопросительное местоимение なに
С помощью вопросительного слова NANI (NAni) образуется специальный вопрос со значением "что?", "что за...?" и употребляется в вопросах о предметах.
Местоимение NANI изменяется по падежам как существительное. В предложении личное местоимение может быть подлежащим, определением, дополнением, именной частью составного именного сказуемого.
Если после NANI следует слово начинающееся со звуков n, t, d, b, y, то конечное i может выпадать, и тогда NANI принимает форму NAN.
Например:
これはなんですか。 - Это что?
それはじどうしゃです。 - Это автомобиль.
そうです / そうじゃ ありません
Слово そう часто используется при ответе на вопросы, требующие положительного или отрицательного ответа, в случае, если сказуемое в вопросе выражено существительным.
§ Утвердительный ответ: はい、そうです。
§ Отрицательный ответ: いいえ、そうじゃ ありません。
それは テレホンカードですか。 Это телефонная карточка?
...はい、そうです。...Да (, это так).
それは テレホンカードですか。 Это телефонная карточка?
いいえ、そうじゃ ありません。...Нет (, это не так).
Глагол ちがいます (буквально: "отличаться, быть другим") может использоваться в значении - そうじゃ ありません。
それは テレホンカードですか。 Это телефонная карточка?
いいえ、ちがいます...Нет (,это не она).