Объект изучения логистики

Логистика - наука об управлении материальными потоками (запасами), потоками услуг и связанными с ними информационны­ми и финансовыми потоками с целью сокращения суммарных за­трат на продвижение этих потоков.

Таким образом, объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система потоков [42]. Одной из основных задач транс­портной логистики является продвижение материального потока с соблюдением требуемых значений таких его параметров, как ско­рость, своевременность, сохранность, которые обеспечивают сни­жение суммарных затрат.

Высокая эффективность работы системы товарного производ­ства определяется своевременным и полным удовлетворением заявок всех потребителей в цепи движения и переработки матери­ального потока и главного конечного потребителя - покупателя. Более того, многие исследователи констатируют факт достижения отдельными производствами (преимущественно в странах с разви­той экономикой) предела эффективности. Они признают, что на сегодняшний день только логистика, изучающая методы и приемы четкого и слаженного функционирования всех элементов системы товарного производства, способна обеспечить резкое снижение себестоимости готовой продукции за счет ликвидации потерь на стыках между отдельными предприятиями.

Таким образом, сущность логистического подхода к управле­нию материальными потоками заключается в интеграции отдель­ных участников товарного производства в единую логистическую систему, способную быстро и экономично преобразовывать и про­двигать материальные потоки. Возникающий в результате так называемый "логистический эффект" должен перераспределяться между элементами логистической цепи, поскольку при совместной работе на общий результат отдельные участники логистического взаимодействия могут нести прямые потери. Поясним это утвер­ждение на примере одной из функций логистики - упаковке про­дукции.

Попытаемся систематизировать рассмотренные про­блемы, возникающие в процессе создания или образования логи­стической системы. Достижение цели этого процесса обеспечива­ется решением следующих принципиальных задач:

· организационные, экономические и правовые задачи - выработка договоренностей о порядке справедливого рас­пределения общей прибыли (эффекта от объединения) ме­жду участниками и организации их взаимодействия в составе логистической системы;

· технические задачи - выбор технических средств обеспе­чения продвижения потоков сырья, полуфабрикатов и про­дукции (например, выбор тары, оборудования для фасовки, видов транспорта, погрузо-разгрузочных механизмов и т.д.);

· технологические задачи - разработка единого (взаимосо­гласованного) технологического процесса обработки и про­движения материального потока, начиная от источников сы­рья и кончая торговым залом магазина;

· математические задачи - оптимизация параметров логи­стической системы с использованием методов системного анализа и экономико-математического моделирования, на­пример, задачи оптимального планирования перевозок, за­дачи оптимизации запасов на складах и т.д.;

· задачи управления - управление функционированием и развитием логистической системы. Решение этих задач фак­тически означает системное решение всех предыдущих за­дач на разных уровнях управления и на разных этапах суще­ствования логистической системы.

В результате решения перечисленных задач создается интег­рированная система эффективного продвижения материального потока, обеспечивающая экономический выигрыш за счет органи­зации и управления материальным потоком на логистических принципах.

Выделяют следующие составные части логистики.

Сбытовая логистика. Изучает вопросы организации распре­деления готовой продукции. В ее основе лежит маркетинг, методы изучения спроса и рынка, включая методы прогнозирования.

Закупочная логистика. Изучает методы планирования заку­пок. выбора поставщика.

Транспортная логистика. Транспорт является одним из глав­ных звеньев функционирования логистической цепочки поставщик - транспорт - потребитель, и именно его задача - обеспечить по­ставки "точно в срок", поэтому требуются методы организации по­добных перевозок различными видами транспорта.

Логистика складирования. Как бы четко не функционировала транспортно-производственная система, не исключена возмож­ность сбоев в поставках. Кроме того, грузы зачастую требуется накапливать до партии определенного размера или, наоборот, крупную партию разбивать на мелкие поставки. Во всех этих (и многих других) случаях не обойтись без создания запасов и орга­низации складов. Поэтому, изучая логистику, необходимо владеть основами теории управления запасами, а также современными методами организации транспортно-складских систем.

Производственная логистика. Если в качестве поставщиков и потребителей брать не целые предприятия, а только цехи одного и того же предприятия, то между ними также могут быть организова­ны логистические цепочки (своевременные межцеховые перевоз­ки. обеспечивающие своевременный же выпуск готовой продукции всем предприятием в целом). Организация таких цепочек имеет свои особенности, они изучаются так называемой производствен­ной логистикой.

Международная логистика. Поставщик и потребитель могут размещаться в разных странах. Наличие государственных границ создает свои сложности при организации своевременных перево­зок. При построении логистической цепочки в международном со­общении необходимо их учитывать и решать.

Информационная логистика. Одним из главных инструмен­тов, обеспечивающих функционирование логистических цепей, является информационная система. Именно широкое распростра­нение компьютеров и компьютерных сетей обусловило бурное развитие логистики в последние десятилетия. Действительно, без наличия оперативной и полной информации о потребностях в про­дукции, выполнении перевозок, размерах запасов трудно предста­вить себе четкую согласованную работу логистической системы. Организация информационных потоков, создание информацион­ной инфраструктуры - вот задачи информационной логистики.

Обобщив рассмотренные предварительные замечания отно­сительно сути логистики, можно сказать, что объектом изучения логистики являются материальные, информационные, финансо­вые потоки, потоки услуг, а также система каналов их распределе­ния. Управление потоками от точки их зарождения до точки пога­шения (потребления) в целом позволяет значительно сократить существующие в настоящий момент огромные потери на стыках отдельных элементов системы материального производства. Та­ким образом, логистику можно сравнить с цементирующим раство­ром. скрепляющим в единую прочную конструкцию недостаточно прочно в настоящий момент связанные между собой кирпичи - производство, транспорт, склады, торговлю и другие элементы сферы материального производства.

Наука логистика занимается изучением принципов и методов логичной организации и функционирования всей системы продвижения материального потока от источника сырья до конечного потребителя в целом, во взаимосвязи ее от­дельных подсистем и элементов. Транспорт же относится к разря­ду сложнейших технических систем, он связывает в единую систе­му множество предприятий, складов, оптовых баз и т.д. Поэтому организация работы именно транспорта (в связи с поставщиками и потребителями) на логистических принципах имеет первостепен­ное для всей логистической системы значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: