Тема 6. Психология воспитания и самовоспитания

Цель: пояснение психологического содержания терминов «воспитание», и «самовоспитания», принципов и методов воспитания.

План лекции:

1. Общая характеристика воспитания.

2. Психологическое обоснование принципов и методов воспитания.

3. Общая характеристика воспитуемости и воспитанности.

4. Критерии и показатели воспитанности школьника.

5. Самовоспитание как высшая форма самоуправления.

Воспитание – это целенаправленная деятельность воспитателей по формированию определённых черт и качеств человека, она всегда ориентирована на определённую возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбираться определённые средства и методы воспитательного взаимодействия (см. КТС). Психологически воспитание означает не что иное, как формирование установок, его эффективность зависит от того, насколько педагог способен влиять на учащегося, авторитета педагога, сложившихся взаимоотношений, симпатий и антипатий. Воспитание – активное целенаправленное руководство формированием личности (Л.И. Божович); планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимое условие для его развития, подготовки к жизни и труду (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович).

В основе любой установки лежит мощный доминантный очаг, который по закону отрицательной индукции временно гасит всё: память, мотивы, понятия. Человек становится как бы «зашоренным», получая объективную информацию, видит её только через призму установки и в результате, будучи совершенно уверен в своей правоте, принимает неадекватное решение. В основе прочной установки, лежит не менее прочная доминанта, которая как это показал замечательный русский физиолог А.А. Ухтомский, действует по особым, только ей присущим законам нейродинамики. Она усиливается при любом на неё воздействии, как положительном, так и отрицательном, на уровне связанной с ней психологической установки. Это означает усиление прежнего мотива, несмотря на любые аргументы pro и contra, т.е. вся поступающая информация преобразуется таким образом, чтобы соответствовать смыслу и схеме установки, а остальное отбрасывается. Поступающая информация служит пусковым сигналом для приготовленных ответов. Самые логичные доводы искажаются в русле такой установки, как в кривом зеркале. Вот почему процесс перевоспитания, формирования конкурирующей установки гораздо сложнее, нежели процесс воспитания.

Реализация воспитательного взаимодействия, требует понимания психологических закономерностей успешности / неуспешности применения тех или иных методов воспитания, принятия / непринятия тех или иных педагогических воздействий, способов взаимодействия. Понимание психологической сущности воспитания даёт ключ к осознанию того, какими должны быть его содержание и способы, как при этом формируется личность ребёнка, как изменяются его сознание, чувства и поведение. Благодаря воспитанию ребёнок интериоризирует опыт предыдущих поколений, состоящий из системы представлений о нормах и способах поведения, о ценностях и требованиях общества, приобщается к культуре, становится способным углублять и свой опыт, и культуру.

Цели воспитания, формулируемые в различных общественно-экономических формациях по-разному, по сути, сводятся к формированию достойного гражданина, к развитию его задатков и способностей для успешной социализации в соответствующем обществе. В процессе воспитания реализуются не одна, а две цели – цель воспитателя и цель воспитывающегося, которые в идеале всегда совпадают, но в реальности могут не совпадать. В последнем случае взаимодействие нуждается в срочной коррекции, поиске психологических причин такого несовпадения.

Принципы воспитания – ряд универсальных положений, отражающих объективно существующие закономерности процесса воспитания и определяющих его эффективность.

Первым психологическим принципом воспитанияназовём ориентацию на ценности и ценностные отношения. Принцип сформулирован на основе теории отношений В.Н. Мясищева и означает профессиональное внимание педагога к отношению воспитанника к социально-культурным ценностям и ценностным основам жизни, развитию субъективного мира ребёнка, для осознанного принятия им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами и идеалами общества. Внешней формой выражения ценностного отношения выступает поведение. Формируя поведение, мы формируем культуру, сформированная культура определяет поведение.

Принцип сочетания требовательности к учащимся с уважением к ним повышает эффективность воспитательного взаимодействия в процессе педагогического общения. Вера учителя в силы и возможности учащихся, его доверие выполняют фасилитирующую функцию, учащиеся стараются оправдать это доверие, проявляют усилия и энергию для преодоления поставленных задач. Выполнение разумных и посильных требований старших и требований референтной группы, в конечном счёте, приводит к тому, что учащиеся становятся требовательными к себе и начинают целеустремленно вырабатывать у себя качества, необходимые для жизни в обществе. Высокую требовательность необходимо сочетать с контролем поведения, но контроль не должен быть навязчивым.

Принцип опоры на положительное сформулирован А.С. Макаренко, писавшим «если мы не видим в человеке положительного, то должны сами спроектировать положительное и в соответствии с этим проектом вести человека». В традициях гуманистической психологии, постулирующей, что по своей природе каждый человек уникален, обладает неповторимым сочетанием качеств и врождённым стремлением к самосовершенствованию принцип применяется за рубежом. Положительные примеры учат более определенно и оказывают более сильное влияние, формируя и закрепляя просоциальные качества личности воспитывающихся.

Принцип единства требований и воспитательных воздействий. В воспитании очень важно обеспечить согласованность, единство требований и воспитательных воздействий со стороны семьи и педагогического коллектива, тех, кто организует жизнь и деятельность учащихся. Требования к учащимся должны быть посильными и справедливыми. Нарушение этого принципа может научить ребёнка лицемерию и манипулированию, что может осложнить его социально-психологическую адаптацию в социуме, негативно отражаясь на нравственном облике.

Принцип активности и самостоятельности самих учащихся в процессе воспитания, по сути, сходен с принципом сознательности и активности обучения. Отличительной чертой психического развития, по мнению Л.С. Выготского, является то, что его результат в виде некоторого образца существует в окружающей ребёнка общественной среде. Такие образцы направляют и регулируют процесс развития, поэтому Л.С. Выготский ставил вопрос о необходимости изучения идеалов ребёнка, так как именно идеалы играют важную роль в овладении нравственным поведением. Главенствующим мотивом нравственного поведения является убеждение в необходимости выполнить свой долг. Активность и самостоятельность проявляются не только в познании, но и в переживании собственного отношения к фактам и явлениям, лежат в основе формирования субъектности личности ребёнка.

Принцип воспитания субъектности требует максимального содействия развитию способности ребёнка осознавать свое «Я» в связи с другими людьми и миром, осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, как для других, так и для себя, оценивать себя как носителя знаний, отношений и свой выбор. Субъектность личности проявляется в самостоятельном и осознанном построении перспективы собственного развития в избранной сфере деятельности и жизни в целом, адекватной рефлексии «образовательного маршрута», принятии на себя ответственности за его результат. Субъектность обеспечивает личности успешность принятия решений, выбора оптимальных форм поведения, противостояния отрицательному давлению сверстников, самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях. Инициирование субъектности должно реализовываться в диалогическом характере воспитания. Принцип субъектности исключает жёсткий приказ в адрес детей как традиционный метод воздействия, одновременно снимает и слепое послушание ребёнка взрослому (за исключением ситуаций, опасных для жизни), зато усиливает роль этикета во взаимоотношениях «воспитывающий – воспитывающийся», приближает стиль и формы общения к этическим требованиям современной культуры. Проблема в том, что реализовывать принцип субъектности способен только достигший профессиональной субъектности педагог – Учитель.

Виды воспитательного взаимодействия: 1) когнитивное воспитательное взаимодействие нацелено на преобразование системы знаний, взглядов, убеждений и мировоззрения личности, которые не могут формироваться без объяснения их сущности; 2) эмоциональное воспитательное взаимодействие должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека, вызывать эмоциональные состояния, помогающие обучающемуся принять педагога и его влияние; 3) поведенческое воспитательное взаимодействие направлено на коррекцию поступков человека: объяснение их правомерности, предупреждение о последствиях, формирование навыков саморегуляции личности.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий; целенаправленные действия педагога или педагогического коллектива по отношению к отдельному воспитаннику, группе или целому детскому коллективу. При выборе методов воспитания нужно учитывать возрастные особенности: ребёнку до 6 лет не всё необходимо доказывать и даже наглядно показывать, ему может предъявляться категорическое требование; в младшем школьном возрасте, когда велика роль наглядно-образного мышления, образной памяти, важную роль играет пример окружающих людей, литературный образ, предъявление наглядного образа; в старшем школьном возрасте, с развитием вербально-логического мышления, требуется объяснение и доказательство. Нельзя запрещать, не обосновав запрещение, старшеклассник должен внутренне принять его. Воспитательное взаимодействие успешно в том случае, если требование воспитателя становится требованием ребёнка к самому себе.

Наиболее традиционными методами воспитания считаются методы: воспитание личным примером, убеждения, приучения (упражнения), поощрение, наказание.

Воспитание личным примером – яркое эмоциональное воздействие на когнитивную сферу личности, полагаем (Л.В. Марищук) лучшим методом воспитания нравственности, впрочем, как и безнравственности. Лица, воспитывавшиеся в нравственной обстановке, у любящих и требовательных родителей, как правило, сами становятся людьми нравственными и порядочными. И очень немногие, кому в детстве пришлось столкнуться с асоциальным поведением родителей и близких, находят в себе силы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Метод воспитания личным примером играет очень важную роль при реализации принципа воспитания субъектности.

Убеждение – предполагает воздействие в первую очередь, на когнитивную (интеллектуальную) сферу личности и выступает в виде: суждений, аргументаций, мнений, сообщений о личном отношении и нормативности в социуме, раскрытия внутреннего скрытого смысла произошедшего, диалога, дискуссий, советов и рекомендаций педагога. Воздействием на интеллект не ограничивается психологическая сущность убеждения: если не затронута эмоциональная сфера – убеждение понято, но не принято – воспитатель потратил время впустую.

Приучение (упражнение) – это взаимодействие, обеспечивающее реальные практические действия ребёнка, материализующие его внутренние отношения (делая их видимыми другому). В поступке соединяется внутреннее и внешнее отношение, но, чтобы совершить поступок, ребёнок должен владеть внешней формой. Упражнение, понимаемое как многократное повторение с обратной связью, содействует такому оснащению поведенческими навыками. Он реализуется: примером педагога; просьбой что-либо сделать, переделать, изменив характер действия, направленной в адрес ребёнка; показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности; специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, урок этикета); приказом к действию в особых случаях: от экстремальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес.

В психологии воспитания большое место уделяется вопросам формирования привычек. Ценность привычки в том, что при её наличии многое выполняется автоматически, ребёнку не надо задумываться, поступать, так или иначе. Он поступает определённым образом в соответствии с тем, какая форма поведения для него характерна. Иначе он поступить не может в силу сложившегося стереотипа – цепи реакций, которые осуществляются одна за другой при попадании в привычную ситуацию почти без участия сознания – проявляется часто автоматически. Задача перевоспитания – разрушение стереотипов (отрицательных форм поведения) и замена их новыми – происходит за счёт длительного не подкрепления привычных реакций и создания условий для их не проявления, т.е. одновременно с торможением отрицательных привычек должны создаваться условия для формирования опыта положительных отношений. Именно поэтому процесс воспитания следует организовать как опыт, формирующий определенную группу привычек.

Поощрение – метод воздействия, прежде всего, на эмоциональную сферу личности, вид моральной санкции, стимулирующей деятельность и выражаемой в признании заслуг. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует возникновению уверенности ребёнка в своих силах, формированию чувства собственного достоинства, ответственности, дисциплинированности. При воспитании трудных и педагогически запущенных детей особое значение имеет авансированное поощрение, когда поощряется не сам поступок, а его мотив. Поощрение осуществляется обычно публично. Незаслуженное поощрение может провоцировать негативные эмоции.

Наказание – метод воспитания, воздействующий и на когнитивную, и на эмоциональную сферу личности. Принцип воспитания И.Ф. Гербарта «неизбежности наказания за проступок» неизбежности, а не жестокости, не противоречит, с нашей точки зрения, современным устремлениям к гуманизации воспитания, но могут затормозить привычные реакции в привычных условиях (стереотип асоциального поведения). Публичные наказания применять непедагогично, ибо они переживаются особенно тяжело. И.В. Гёте писал, что если в отношении с людьми часто подчеркивать их недостатки, то их никогда не сделать лучше. Он даже рекомендовал обращаться с людьми лучше, чем они того заслуживают.

Подкрепление в процессе воспитания играет огромную роль. Каждый успех надо непременно подкреплять, потому что подкрепление по ходу обучения питает мотив, не дает ему угаснуть. Известно, что при отсроченном подкреплении постепенно угасает и непосредственный мотив, и намерение. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребёнку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива. Однако нельзя игнорировать и роли отрицательной оценки, порицания. Хуже всего, когда поведение человека вообще не оценивается.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия на личность с целью выработки у нее определенных психологических качеств и форм поведения, направленные на изменение личности воспитывающегося. Средства воспитания можно разделить на прямые и косвенные.

Прямые средства – непосредственное воздействие одного человека на другого в прямом общении друг с другом. К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они: задействуют внушение, механизмы викарного научения (подражание) и массовидное социально-психологическое состояние – заражение; расширяют возможности воспитания; являются единственно возможными средствами на ранних этапах детского развития. Недостатком прямых средств воспитания является персональная и временная ограниченность их применения: воспитатель может передать только то, чем обладает сам и не всегда может находиться в личном контакте с воспитанником.

Косвенные средства – воздействия, реализуемые без непосредственного контакта педагога и учащихся. Достоинства косвенных средств воспитания: разносторонность и длительность их воздействия на воспитывающихся (книги, средства массовой информации, другие системы кодирования и передачи информации). Недостатки косвенных средств воспитания: лишены эмоциональной силы (она есть при прямом воспитательном воздействии); имеют возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим речью, владеющим чтением, способным понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного).

Личность существует и проявляет себя как целостный феномен, в каждом отдельном акте поведения она выстраивает личностные отношения к миру, что предписывает целостность воспитательных влияний, обеспечивающих активное воздействие (в процессе педагогического общения) на разум, чувство, действие.

Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения.

Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе с взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности (см. КТС).

Критерии воспитанности школьника: 1) уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (содержание нравственной сферы); 2) уровень преднамеренности, произвольности поведения (моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности, невозможное без умения управлять своими желаниями, своим поведением) (М.В. Гамезо); 1) запас нравственных представлений (то, что известно о нормах поведения и отношения к обществу); 2) нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично – личностные смыслы, мотивы, ценности); 3) реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении) (А.К. Маркова).

Психологические условия успешности воспитания: 1) знание и понимание психологии ребёнка; 2) включение ученика в деятельность; 3) установление контакта и преодоление смысловых барьеров.

Согласно принципу субъектности, необходимо побудить ребёнка к осуществлению самовоспитания. Самовоспитание – осознанная и целеустремленная деятельность человека с целью самосовершенствования нравственных, интеллектуальных, волевых, эстетических и физических качеств, привычек поведения, проявляющихся в отношениях, поведении и деятельности в принимаемой обществом системе ценностей.

Самовоспитание – процесс социализации индивида, становление, развитие его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, обретение индивидом общественно признанных социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения в процессе образования (Б.Ц. Бадмаев); субъективное преломление воспитательного процесса как части внешнего мира, побуждающего личность измениться в процессе саморазвития, субъективно осознаваемого как необходимость.

Процесс самовоспитания связан с многообразием внешних (среда и воспитание) и внутренних условий (сила воли, уровень интеллекта). Самовоспитание – не только личное дело каждого, оно имеет огромное социальное значение. Самовоспитание становится постоянным и эффективным при наличии силы воли и развитого интеллекта, зрелого сознания, формирующихся в процессе самовоспитания и самообразования.

Зачатки самовоспитания можно обнаружить у дошкольников в их стремлении изменить конкретные формы своего поведения, чтобы заслужить одобрение взрослых. Но потребность в самовоспитании отчётливо осознается лишь подростками, так как в этом возрасте создаются благоприятные условия для осознания наличия / отсутствия необходимых качеств личности, как причины достижений или неудач. Уровень самовоспитания в подростковом возрасте можно охарактеризовать как формирование у себя отдельных качеств (прежде всего волевых и физических) через отдельные поступки. В старшем школьном возрасте самовоспитание носит ярко выраженный социально значимый характер (подготовка к жизни в обществе). Оно становится комплексным, связанным с направленностью личности, в первую очередь – профессиональной, то есть свойственно и взрослым людям. Самовоспитание – длительный процесс, неотделимый от ведущей деятельности, в которой реализуется наиболее эффективно.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля выполнения программы, оценки полученных результатов, необходимой самокоррекции и предполагает использование таких приемов, как: самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на уровень достижения поставленных целей и задач); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

К методам самовоспитания относятся: самопознание, включающее самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самостимулирование; самообладание, опирающееся на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение; самостимулирование, предполагающее самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: