Тема 5. Контроль и оценка в обучении. Психологический анализ урока

Цель: демонстрация роли контроля и оценки в обучении, этапов психологического анализа урока.

План лекции:

1. Психологическая характеристика и виды контроля.

2. Психологическое содержание, функции и виды педагогической оценки.

3. Психологический анализ урока, виды анализа.

Контроль направлен на проверку соответствия фактически достигнутых результатов и поставленной цели обучения. Интерпретация результатов проверки называется оценкой, зафиксированный в баллах результат оценивания – отметкой.

Виды контроля, необходимые для осуществления систематического и планомерного руководства обучением (В.А. Якунин). По этапам обучения: 1) начальный (отборочный – вступительные экзамены), 2) учебный (промежуточный – сессия), 3) итоговый (заключительный – государственные экзамены). По временной направленности: 1) ретроспективный (проверка пройденного материала), 2) предупреди­тельный (предварительный – выявление готовности к обучению: определяется уровень знаний, умений и навыков), 3) опережающий (оценка возможно допустимого уровня сложности учебного материала), 4) текущий (в процессе занятий в течение учебного года), 5) текущий тематический (после изучения определенной темы). По частоте контроля: 1) разовый (при необходимости с точки зрения администрации), 2) периодический (после изучения логически законченной части, раздела учебной программы), 3) систематический (после изучения каждой темы). По организационным формам обучения: 1) индивидуальный (одного обучающегося), 2) групповой (части обучающихся), 3) фронтальный (всех обучающихся одновременно). По формам социальной опосредованности: 1) внешний (социальный – осуществляется обучающим, комиссией), 2) смешанный (взаимоконтроль – осуществляется обучающимися), 3) внутренний (самоконтроль – обучающийся контролирует себя самостоятельно, без напоминаний со стороны товарищей или преподавателя). По способам осуществления: 1) письменный, 2) устный, 3) стандартизированный (тесты), 4) нестандартизированный (по заданиям, билетам), 5) машинный (с использованием ЭВМ).

Понятие учебной успешности было введено Б.Г. Ананьевым и включало темп, степень прилежания и индивидуальное своеобразие учебной работы, отражаемое в содержательной педагогической оценке. Педагогическая оценка выполняет следующие функции: 1) ориентирующая – выступает в качестве индикатора результатов и уровня достижений обучающегося, выполняет функцию внешнего контроля; 2) стимулирующая – связана с побудительным воздействием одобрительной оценки на эмоционально-волевую сферу обучающегося, позитивные изменения которой влекут за собой трансформации его самооценки и уровня притязаний; 3) организующая – направлена на определение возможности внесения коррекций в организацию и способы учебной работы, призванных минимизировать выявленные недостатки; 4) обучающая – способствует ускорению темпов психического развития, качественным преобразованиям в структуре интеллекта, личности и познавательной деятельности, сообщая новые способы получения знаний; 5) воспитательная – направлена на оптимизацию отношений и поведения субъектов педагогического процесса, формирование мотивации учения и познавательной деятельности.

Виды педагогической оценки (Б.Г. Ананьев). По уровню обобщённости: 1) парциальная (отдельные оценочные обращения и суждения об обучающемся, относящиеся не к системе знаний в целом, а к отдельному, навыку, умению и не завершающиеся выставлением отметки), 2) фиксированная (промежуточные или завершенные успехи обучающегося, имеет более обобщенный, систематический характер и выражается количественно в виде отметки), 3) интегральная (педагогическая характеристика, определяющая особенности личности, поведение и уровень подготовленности обучающегося, формируется на основе парциальных и фиксированных оценок). По способу предъявления: 1) прямые (обращены к оцениваемому лицу), 2) опосредованные или косвенные (реализуются педагогом либо через другого обучающегося, либо через оценку группы).

По специфике стимулирующего воздействия парциальныеоценки дифференцируются по видам: 1) отсутствие (вид оценки, который не ориентирует оцениваемого в результатах деятельности, вызывая состояние неуверенности, препятствуя тем самым формированию адекватной самооценки); 2) неопределенные (содержание оценки передается при визуальном контакте невербальными средствами: паралингвистическими, экстралингвистическими); 3) прямые положительные (согласие, одобрение); 4) прямые отрицательные (замечание, отрицание, порицание).

К типичным субъективным ошибкамоценивания относят: 1) логические – проявляются в переносе оценки поведения, посещаемости на оценку знаний; 2) великодушия проявляются в вынесении завышенных оценок слабому обучающемуся с целью психологической поддержки; 3) ореола – оценивание знаний в зависимости от отношения к обучающемуся уровня его академической успешности; 4) центральной тенденции связаны с нежеланием обучающих или данной им рекомендацией не выставлять крайних отметок; 5) контраста заключаются в том, что знания или личностные характеристики обучающихся оцениваются выше / ниже в соответствии с наличием / отсутствием тех же качеств у оценивающего; 6) близости находят свое выражении в том, что предыдущая оценка влияет на последующую.

Урок (занятие) – основная организационная форма процесса обучения, предназначенная для реализации совместной деятельности педагога и обучающихся. Урок – это такая форма организации учебной работы, при которой занятия проводятся по определённой программе, по утверждённому руководством учреждения образования расписанию, с одной и той же группой учащихся под руководством учителя, где применяются индивидуальные и коллективные методы обучения.

По дидактической цели выделяются специализированные классифицируемые по типам уроки – усвоения нового; применения знаний, формирования умений и навыков; повторения; проверки и оценки знаний, навыков и умений, и комбинированные уроки, на которых эти задачи решаются одновременно, поэтому существует два варианта анализа урока: 1) психологический анализ, относящийся к воспитанию, развитию личности учащегося, формированию его научного мировоззрения, нравственности в процессе обучения; 2) методический разбор урока – обоснование его целей, содержания, организации.

Требования к уроку, выдвигаются в соответствии с дидактическими принципами (см. выше): 1) обоснованность структуры для рационального использования учебного времени (систематическая последовательность); 2) научность и доступность преподавания для материалистического понимания явлений природы и общества, формирования мировоззрения учащихся; 3) дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей; 4) активизация познавательной деятельности, развитие творческих способностей (сознательность и активность); 5) продуктивное использование дидактических средств (наглядность); 6) высокая результативность, выраженная прочными знаниями, навыками и умениями (прочность).

Выделяются три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ретроспективный (И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская).

Предваряющий психологический анализ урока осуществляется на этапе подготовки учителя к уроку, учитель целенаправленно использует теоретические знания из области психологии для: 1) отбора учебного материала; 2) организации времени урока; 3) реализации индивидуального и дифференцированного подходов. Соблюдение этих трёх составляющих является эффективным средством, обеспечивающим успешность урока.

Текущий психологический анализ учитель проводит в конкретной педагогической ситуации урока с целью контроля образовательного процесса на уроке. Учитель должен оценить уровень подготовленности класса и каждого учащегося к уроку, его состояние; держать класс в поле зрения, поддерживая дисциплину. Воспринимать реакцию на свои вопросы и объяснения учебного материала, ответы учащихся; организовать наблюдение учащихся за ответами товарищей. Отмечать особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, глубину усвоения материала, типичные ошибки) и отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых), их объём и качество знаний, выполняемых работ, наличие навыков и умений, особенности познавательной деятельности, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы. Фиксировать своё поведение и речь, взаимосвязь своей деятельности и деятельности учащихся.

Ретроспективный психологический анализ позволяет учителю оценить адекватность отбора учебного материала, организации времени урока, реализации индивидуального и дифференцированного подходов для достижения поставленной цели, что позволяет определить причины в случае не достижения цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: