Цель: формирование представления о педагогической направленности и компетентности, психических процессах и биопсихических свойствах педагога.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогическая направленность личности учителя.
2. Понятие педагогической компетентности и её основные виды.
3. Психические познавательные процессы педагога.
4. Эмоционально-волевая сфера учителя.
5. Биопсихические свойства учителя.
Темы рефератов:
1. Профессиональная идентичность педагога.
2. Профессиональное педагогическое сознание и самосознание.
3. Мотивация педагога и удовлетворённость профессией.
4. Педагогическая социальная перцепция.
5. Эмоциональное выгорание в педагогической деятельности.
6. Педагогические деформации в профессиональной деятельности.
7. Авторитет педагога.
8. Имидж педагога.
9. Культура речи педагога.
Литература:
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
2. Кондратьева, С.В. Педагогическая и возрастная психология: тексты лекций: в 3 ч. Ч. 2: Психология учителя / С.В. Кондратьева. – Гродно: ГрГУ, 1996. – 91 с.
|
|
3. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. – Л.: Знание, 1985. – 32 с.
4. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология: пособие. – Мн.: БГУФК, 2010. – 231 с.
5. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
6. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
7. Педагогическая психология: Учебник / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
8. Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – 414 с.
9. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2000. – 416.
10. Схемы по педагогической психологии: пособие / Сост. О.Г. Ксёнда. – Мн.: БГУ, 2008. – 115 с.
Образовательные технологии: доклады, презентации, метод анализа конкретных ситуаций, элементы учебного тренинга.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Составить структурно-логические схемы по теме «Психология личности учителя».
2. Написать эссе на тему «Педагог будущего» или «Образ моего первого учителя».
3. Проанализировать статью:
Маркова, А.К. Профессиональная компетентность учителя // Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – С. 6-11.
Прим.: дополнительный источник – Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка выполнения заданий самостоятельной работы.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат, устный опрос (групповой или индивидуальный), комплексные ситуационные задания, коллоквиум.