Семинар-диспут. Тема 6. Психология воспитания и самовоспитания

Цель: анализ основных теорий, факторов и механизмов воспитания личности, овладение основными методами воспитательных воздействий в педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая сущность и закономерности воспитания.

2. Цели, задачи и принципы воспитания.

3. Виды, стратегии и методы воспитательных воздействий.

4. Психологические аспекты воспитательных технологий.

5. Воспитанник как субъект воспитания.

6. Общая характеристика воспитанности и воспитуемости.

7. Критерии воспитанности школьника.

8. Психологические условия успешности воспитания.

Темы рефератов:

1. Психологические теории воспитания.

2. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.

3. Психологические средства воспитательных воздействий.

4. Психологические механизмы формирования личности.

5. Влияние семьи на формирование личности.

6. Деятельность и формирование личности.

7. Воспитание личности в культуре.

8. Роль общения и межличностных отношений в формировании и самореализации личности.

9. Воспитательные возможности влияния коллектива на личность.

10. Социально-психологические средства предупреждения деиндивидуализации / обезличивания личности в коллективе.

11. Воспитание личности в изобразительной деятельности.

12. Влияние сказки на формирование личности.

Литература:

1. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие / Ф.И. Иващенко. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 136 с.

2. Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 365 с.

3. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие / О.В. Лишин. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 256 с.

4. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология: пособие. – Мн.: БГУФК, 2010. – 231 с.

5. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

6. Педагогическая психология: Учебник / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

7. Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – 414 с.

8. Схемы по педагогической психологии: пособие / Сост. О.Г. Ксёнда. – Мн.: БГУ, 2008. – 115 с.

9. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.

10. Фридман, Л.М. Психология воспитания / Л.М. Фридман. – М.: Сфера, 1999. – 108 с.

Образовательные технологии: доклады, презентации, ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить структурно-логическую схему по теме «Психология воспитания и самовоспитания».

2. Провести сравнительный анализ достоинств и недостатков различных средств воспитательного воздействия.

3. Проанализировать монографию:

Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 352 с.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка выполнения заданий самостоятельной работы.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат, устный опрос (групповой или индивидуальный), комплексные ситуационные задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: