Цель: анализ основных теорий, факторов и механизмов воспитания личности, овладение основными методами воспитательных воздействий в педагогической деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1. Психологическая сущность и закономерности воспитания.
2. Цели, задачи и принципы воспитания.
3. Виды, стратегии и методы воспитательных воздействий.
4. Психологические аспекты воспитательных технологий.
5. Воспитанник как субъект воспитания.
6. Общая характеристика воспитанности и воспитуемости.
7. Критерии воспитанности школьника.
8. Психологические условия успешности воспитания.
Темы рефератов:
1. Психологические теории воспитания.
2. Особенности воспитания на разных возрастных этапах.
3. Психологические средства воспитательных воздействий.
4. Психологические механизмы формирования личности.
5. Влияние семьи на формирование личности.
6. Деятельность и формирование личности.
7. Воспитание личности в культуре.
8. Роль общения и межличностных отношений в формировании и самореализации личности.
|
|
9. Воспитательные возможности влияния коллектива на личность.
10. Социально-психологические средства предупреждения деиндивидуализации / обезличивания личности в коллективе.
11. Воспитание личности в изобразительной деятельности.
12. Влияние сказки на формирование личности.
Литература:
1. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие / Ф.И. Иващенко. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 136 с.
2. Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 365 с.
3. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие / О.В. Лишин. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 256 с.
4. Марищук, Л.В. Психология развития и педагогическая психология: пособие. – Мн.: БГУФК, 2010. – 231 с.
5. Маркова, А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
6. Педагогическая психология: Учебник / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
7. Педагогическая психология / Под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб.: Питер, 2008. – 414 с.
8. Схемы по педагогической психологии: пособие / Сост. О.Г. Ксёнда. – Мн.: БГУ, 2008. – 115 с.
9. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.
10. Фридман, Л.М. Психология воспитания / Л.М. Фридман. – М.: Сфера, 1999. – 108 с.
Образовательные технологии: доклады, презентации, ролевые игры, метод анализа конкретных ситуаций.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Составить структурно-логическую схему по теме «Психология воспитания и самовоспитания».
2. Провести сравнительный анализ достоинств и недостатков различных средств воспитательного воздействия.
|
|
3. Проанализировать монографию:
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 352 с.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка выполнения заданий самостоятельной работы.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: реферат, устный опрос (групповой или индивидуальный), комплексные ситуационные задания.