Участники проекта

МУЗЕЙ ОДНОГО ПРЕДМЕТА

Музей одного предмета – предметно-развивающая среда в ДОУ, как пространство для социального развития дошкольников.

Проблема проекта

Из каких материалов изготовлены обычные вещи, окружающие нас? Каковы истории этих вещей? Каково назначение окружающих нас предметов?

Актуальность:

Многие из нас с детства помнят строки С Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора: «Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет.

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детском саду создан музей одного предмета (МОП).

Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путём накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка предметов. Музей способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета

Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к мини - музею, желание посещать его, обогащает новыми экспонатами, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Тема музея одного предмета может быть привязана к календарно-обрядовым и тематическим праздникам: «Новый год», «День святого Валентина», «День смеха», «9 мая» и т.п. Экспонаты в МОП не только современные, а также есть и раритетные предметы или сделанные детьми и их родителями собственноручно.

Музей одного предмета в ДОУ выступает не только условием всестороннего саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионализма педагогов и творческого коллектива единомышленников.

Участники проекта

· Воспитанники ДОУ

· Родители воспитанников

· Сотрудники ДОУ

· Творческая группа «Копилочка»

Длительность проекта: учебный год.

Цель МОП:

· создание условий для развития личности ребёнка путём включения в многообразную деятельность.

Задачи проекта:

· расширять у детей элементарные представления об окружающих их предметах, их строении, назначении, использовании, свойствах и материалах;

· познакомить с историческими фактами представляемого предмета;

· создавать благоприятные условия для исследовательской деятельности дошкольников, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

· учить видеть красоту окружающего мира;

· создавать условия для развития коммуникативных навыков;

· обогащать и развивать словарный запас детей, используя в активном словаре слова действия и слова признаки;

· создавать условия для формирования детско-взрослой совместной деятельности;

· формировать у дошкольников представления о музее;

· создавать условия для воспитания культуры поведения посредством МОП;

· формировать бережное отношение к окружающему миру;

· проводить обмен опытом с другими ДОУ района.

Направления деятельности МОП:

· Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования музея одного предмета является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность.

· Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

· Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности, основанная на коллективном осмотре предметов сначала под руководством педагога, а затем и самого ребёнка. Особенностью экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В данном направлении используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть педагог или ребёнок. Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, интересно, необходимо собрать группу детей, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить их с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.

· Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы МОП является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы. Музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.

Этапы

· Создания плана работы МОП,творческой группой педагогов ДОУ, на год;

· Сбор, совместно с родителями, материала по заданной теме;

· Работа «модели трех вопросов»

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

· Оформление музея одного предмета;

· Посещение МОП педагога с детьми;

· «Экскурсия для малышей»

· Посещение МОП родителей и детьми, экскурсовод - ребенок.

Работа по созданию МОП начинается с групп ДОУ, потом предметы со всех групп собираются в одном месте и оформляются в виде экспозиции, для того чтобы все участники педагогического процесса смогли посетить музей одного предмета.

Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности детей выделены следующие принципы:

· Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.

· Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.

· Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными)

· Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

· Доступность.

· Наглядность.

· Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).

· Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

· Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

· Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Взаимосвязь с другими видами деятельности и образовательными областями
Развитие речи: словарная работа, развитие связной речи, интонационная выразительность речи, активизация пассивного словаря, знакомство с фольклором, с народной сказкой.
Математика: счет, измерение, сравнительный анализ и синтез, знакомство с календарным и временным циклом, и т.д.
Музыка: знакомство с народной музыкой, с классической музыкой, музыкально-ритмические упражнения.
Искусство: знакомство с произведениями художников-классиков, знакомство с произведениями фотохудожников; с народно прикладным творчеством.
Познание окружающего мира: знакомство с разными профессиями, с технологией производства некоторых продуктов, с общественной жизнью, с окружающем миром.
Здоровье: дать представление о здоровом образе жизни, о правильном питании, о витаминах.
Физическое развитие: расширять представления о физическом развитии как неотъемлемой части общего развития.

Чтение художественной литературы: сказки народные и авторские, стихотворения, загадки, пословицы, считалки и т.д.

Продукт проекта:

· Музей одного предмета.

· Тематические развлечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: