Методы и приёмы консультирования при выборе профессии (подростков и родителей, молодёжи). Консультирование взрослых по поводу смены профессии

В 1908 г. американский педагог Френк Парсонс создал при бирже труда в Бостоне консультационное бюро для помощи в выборе вакансий и профессий. После Второй Мировой Войны в США и Западной Европе в рамках индустриальной психологии сложились направление профконсультации и профориентации. Эти направления являются актуальными и по сей день. Вместе они образуют карьерное онсультирование, которое, правда, не ограничивается проблемой выбора или смены профессии, но включает так же вопросы помощи в повышении профессиональной эффективности, в преодолении стресса, связанного с профессией и проч.

Работа в области профориентации и помощи в проф становлении стала приоритетной для отечественных ученых с 20-30-х гг. По инициативе Бехтерева было открыто профконсультационное бюро при бирже труда. Школьные работники проводили систематическую работу в области профориентационного просвещения, исследовали способности и склонности, совместно с медиками делали заключения и рекомендации по выбору профессии. Тесты интеллекта стали широко применяться при комплектации проф училищ и рабфаков.

В годы первых пятилеток безработица сменилась нехваткой квалифицированных кадров, следовательно, разработки в области профотбора прекратились. Далее постановление ЦК ВКПБ «О педологических извращениях в системе норкомпросов» запретила педологию как лженауку.

Проблематика профориентации начала восстанавливаться в 40-50-е гг. Исследовались способности и методы их развития. Научным центром в области профориентации молодежи отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования в Ленинграде, которым руководил Е.А. Климов.

В 1996 г Министерство юстиций РФ приняло постановление «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ».

Направления профориентации:

  • профессиональная информация — ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требованиями профессий к работнику, с возможностями профессионального роста и развития;
  • профессиональная консультация — оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
  • профессиональный подбор — предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической медицинской диагностики;
  • профессиональный отбор — определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (должности) в соответствии с нормативными требованиями;
  • профессиональная, производственная и социальная адаптация система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей в активном творческом труде, достижению высшего уровня профессионализма.

Профориентация должна помочь в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессий в условиях рыночных от­ношений, содействовать балансу интересов человека и рынка тру­да, способствовать росту профессионализма личности, развитию индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни, удовлетворенности трудом.

Методы осуществления профориентации — информирование (индивидуальное или групповое) в форме лекций, бесед или опо­средованно через СМИ; психологическое и медицинское консуль­тирование; использование методов психологической и медицин­ской диагностики; педагогические методы.

Психологическая поддержка — система социально-психологи­ческих способов и методов, способствующих социально-профес­сиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания. Психоло­гическая поддержка направлена на повышение конкурентоспо­собности личности на рынке труда, на помощь в процессе реали­зации профессиональной карьеры, на предупреждение негатив­ных вариантов и тенденций развития личности, отклоняющегося поведения.

Пути осуществления психологической поддержки — оптимиза­ция психологического состояния человека, помощь в решении актуальных психологических проблем, препятствующих профес­сиональной самореализации личности.

Основные направления психологической под­держки:

  • психологическая профилактика — содействие полноценному развитию личности, малых групп и коллективов, профилактика социально-психологических конфликтов;
  • психологическое консультирование — оказание помощи личнос­ти в самопознании, самооценке и адаптации в реальных жизнен­ных ситуациях, в преодолении кризисов личностного развития, в достижении эмоциональной устойчивости (включая консульти­рование руководителей по вопросам работы с персоналом и се­мейные консультации);
  • психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в пси­хическом и личностном развитии, гармонизацию личности и меж­личностных отношений.

Психологическая поддержка осуществляется с помощью методов психологического просвещения, психологического и психо­терапевтического консультирования, психологической диагнос­тики, психологического тренинга и психологической коррекции.

Для координации обозначенных мероприятий создана государственная система районных, городских центров занятости и психологической поддержки населения.

Психологическое консультирование по выбору профессии строится на основе некоторой теоретической модели проф развития личности. Ниже приведены основные подходы.

Традиционный подход (дифференциально-типологический). Сформировался в начале 20 века в работах Френка Парсонса. Схема работы профконсультанта должна иметь следующий вид:

· исследование клиента, особенностей его личности, способностей, склонностей, здоровья;

· изучение профессий, их требований к работнику;

· сопоставление этих двух компонентов.

Недостатки: профессия и ее требования рассматривались как неизменные; способности человека биологически обусловлены и слабо поддаются коррекции, следовательно, каждый человек предопределен для опрделенной работы.

Концепция Дж. Голланда. Провел параллель между особенностями личности и типами карьер. Он выделил 6 типов личности: исследовательский, артистически-художественный, социальный и проч. Каждый человек представляет собой комбинацию этих типов. Его методика позволяет составить код личности, а затем в беседе с клиентом выяснить его род деятельности, обязанности, особенности проф среды. На основе этой информации можно судить о степени соответствия (конгруентности) личности человека той среде, в которой он работает. При обнаружении явных несоответствий, могут быть разработаны пути адекватного карьерного развития, в том числе возможна смена профессии.

Структурные концепции. Представители этой группы концепций выделяют типы карьер, образцы (паттерны) профессионального поведения в разной мере успешные в труде, картины максимальной продуктивности и ее спадов в разные возрасты.

Мотивационные теории. Рейнальд и Шистер приопросе 800 работников выяснили, что удовлетворенность трудом зависит не только отобъективных признаков (з/п, условия труда), но и от степени удовлетворенности личных потребностей работника (в общении, в признании).

А. Роу предложила классификацию профессии на основе классификации потребностей Маслоу, по ее мнению анализирую особенности личности, выделив доминирующие потребности, можно предложить профессии, удовлетворяющие именно эти актуальные для личности потребности.

Другая ее идея заключалась в том, что особенности детско-родительских отношений влияют на дальнейшее проф становление.

1. Гиперопека порождает чувство зависимости, потребность в поддержке, внимании, следовательно, ребенок ориентируется на профессии, где можно добиться яркого общественного признания.

2. Недостаток родительского внимания – потребность в достижении – ориентация на карьеру и успех в области науки и техники.

3. Гармоничные отношения с родителями – зрелая личность, может помогать другим справиться с их проблемами – хорошие консультанты.

Теории развития. Попытка понять происхождение феноменов проф жизни и обрисовать прогноз их развития.

Возрастные стадии профессиональной жизни. Теории развития карьеры рассматривают возможности карьерного консультирова­ния клиентов на основе представлений о вариантах профессио­нального развития личности, его закономерностях. Особой попу­лярностью пользуется концепция возрастных стадий карьеры аме­риканского психолога Дональда Сьюпера. Сьюпер выделил пять стадий профессионального развития, повторив и детализировав идеи австрийского психолога 30-х гг. Шарлотты Бюлер, а также используя работы своих предшественников Первая стадия — роста (от рождения до 14 лет) — в этот период развиваются фантазия, интересы, спо­собности, формируется представление о себе, «Я-концепция» знания о мире профессий. На второй стадии — исследования (15 — 24 года) — человек пробует себя в разных видах занятий и оцени­вает свои способности в процессе обучения. Главная задача этой стадии — исследовать мир профессий и уточнить план карьеры. На третьей стадии — завоевания положения (25 — 44 года) — опре­деляющей задачей личности является упрочение позиций в выб­ранной сфере профессиональной деятельности. Профессиональ­ное развитие, по Сьюперу, может продолжаться и далее по вос­ходящей линии до момента, когда человек достигает «потолка» своих возможностей, либо до ситуации потери интереса к про­фессии. На четвертой стадии — поддержания стабильности (45—64 года) — личность старается сохранить достигнутое. Пятая стадия — спада (от 65 лет и выше) является периодом постепенного отхода от активной профессиональной деятельности, выхода на пенсию и смены видов занятий.

Стадии цикла профессионализации. Современные условия об­щественной жизни все чаще ставят человека в условия смены про­фессии. Поэтому нормативные стадии профессионализации, со­отнесенные с возрастными периодами жизни, могут не совпадать с качественно своеобразной ролью (оптанта, адепта, адаптанта, интернала и пр.) в рамках цикла профессионализации, намечен­ного Е. А. Климовым.

Социально-когнитивные теории (принятие решений).Данные теории отличаются тем, что в них процесс профессионального самоопределения, профессионального развития рассматривается в контексте индивидуальных особенностей прогнозирования и принятия решений личностью. Альтернативы карьер сравниваются субъектом выбора по ценности связанных с ними возможными событий. В каждой профессиональной проблемной ситуации Д.Тидеман и О 'Хара выделяют два периода: в первом периоде человек сталкивается с альтернативами профессионального продвижения, оценивает их, учитывает и корректирует свой Я-образ, намечает перспективы, уточняет свою позицию; во втором периоде выб­ранная позиция соотносится с социальной ситуацией. Далее вы­бирается некий компромиссный вариант, охватывающий все су­щественные моменты, субъект принимает решение и реализует его. В рамках данного подхода карьерное консультирование ставит задачи диагностики способностей клиента решать проблемные си­туации, связанные с профессиональным выбором, а также зада­чи формирования необходимых для этого умений. В отечественной психологии типы принятия решений в области профессиональ­ного самоопределения на разных его этапах рассматривались в контексте индивидуальных стилей саморегуляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: