Судебная реформа была самой радикальной среди всех либеральных реформ, проведенных Александром II.
Причины:
Ø практически все слои населения России выказывали свое недовольство судебной системой страны, которая к тому же отставала в своем развитии от европейских стран;
Ø судоустройство было чрезвычайно громоздким и сложным;
Ø в результате крестьянской реформы появился обширный слой мелких собственников, интересы которых нуждались в защите.
Суть:
Ø 1863г. – Закон об отмене телесных наказаний
Ø 20.11.1864 – «Указ о судебной реформе», по которому создавались новые судебные учреждения с общим порядком для всех сословий
Ø Вводился суд присяжных, гласность судопроизводства, равная ответственность всех перед судом
Ø Образовывались два вида судов: мировые и общие, вводилась адвокатура
Ø Для судов всех уровней был характерен принцип несменяемости судей
Результаты:
Ø Судебная реформа была самой последовательной, хотя и сохраняла черты сословности.
|
|
Ø Но в тоже время делались попытки свернуть реформу. Так, например, в 1872 г. были изданы законы, ограничивающие публичность судебных заседаний и освещение их в печати.
Военная реформа (1862-1874гг.): Учитывая итоги Крымской войны, военный министр генерал Д. А. Милютин понимал необходимость создания многочисленного обученного резерва на случай военных действий. Рекрутская система набора в армию не могла предоставить такой контингент.
Суть:
Ø Реорганизация Главного Штаба и Военного министерства
Ø В 1864 г. было централизовано управление армией и введен новый устав
Ø 01.01.1874 – Устав о воинской повинности
Ø Появление железнодорожных войск
Ø Техническое перевооружение армии
Ø Были отменены телесные наказания в армии
Ø Была проведена реформа военно-учебных заведений, улучшивших подготовку офицерских кадров.
Результаты:
Ø Повышение боеспособности армии
Ø Создание резерва
Ø Черноморский флот, уничтоженный в ходе Крымской войны, был не только восстановлен, но и оснащен по последнему слову техники. Модернизировались и другие флоты.
Ø Возросли расходы на вооруженные силы
Ø Улучшение подготовки офицеров
Ø Качественное перевооружение армии
Школьная реформа 1864 демократизировала сферу начального и среднего образования, расширялась сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические силы.
Реформа печати (1865). Была значительно смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати. Печать получила широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов.