Общая характеристика действующей судебной системы

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Тема 6

Становление и развитие судебной системы в Республике Беларусь

Принципы построения судебной системы. Виды судов

Судебная система строится на принципах территориальности и специализации (ст. 109 Конституции Республики Беларусь). Первый означает, что судебная система выстраивается применительно административно-территориального деления государства. Второй - предусматривает возможность образования специализированных судов (структурных подразделений судов) для разрешения определенных видов юридических конфликтов.

Различают также децентрализованную (судебная система государства состоит из нескольких самостоятельных судебных подсистем), централизованную (во главе всех судов судебной системы стоит вышестоя­щий суд) и смешанную модели судебных систем.

Всю совокупность судов можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от государственного устройства, существуют федеральные (союзные) суды и суды субъектов федераций. По предмету ведения различают общие и специализированные суды. От места, занимаемого в иерархии судебной системы, выделяют нижестоящие и вышестоящие суды. В зависимости от источника легитимности судебной власти различают светские и религиозные суды. По форме участия народа в осуществлении правосудия выделяют суд присяжных и суд шеффенов (народных заседателей).

Точкой отсчета становления судебной системы в Республике Беларусь принято считать изданный СНК РСФСР 24 ноября 1917 г. Декрет о суде (Декрет о суде № 1). Декретом упразднялась дореволюционная судебная система, взамен учреждались новые суды, полно­мочия, система и структура которых в дальнейшем неоднократно подвергалась реформированию и видоизменению.

История отечественной судебной системы слагается из нескольких относительно самостоятельных этапов. Первый этап (1917-1921 гг.) отмечен образованием местных судов (рассматривающих отнесенные к их компетенции гражданские дела и дела об общеуголовных преступлениях) и революционных трибуналов (разрешающих, как правило, дела о контрреволюционных посягательствах). В дальнейшем Декретами о суде № 2 и № 3 были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, неподсудные местным судам. Декретами также предусматривалось создание областных судов и Кассационного суда, но этот замысел не был реализован.

Положением о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г. система существующих народных судов была упрощена. Учреждался единый народный суд, рассматривающий по первой инстанции все уголовные дела, неподсудные революционным трибуналам. В качестве второй инстанции выступали Советы народных судей.

В рамках второго этапа (1922-1935 гг.) в 1922 г. была проведена частичная реформа суда. Большинство трибуналов было упразднено. Система же общих судов стала трехзвенной: народные суды, Высший Суд и Высший Кассационный суд.

Положением о судоустройстве, принятом 30 марта 1923 г. ЦИК ССРБ, утверждалась новая судебная система, действовавшая в составе судов общей и специальной юрисдикции. К общим судам относились: народный суд; Высший суд (позднее реорганизованный в окружные суды, затем упраздненный, в дальнейшем же вновь восстановленный в качестве областных судов), Верховный суд.

Помимо общих судов действовали: военные трибуналы; особые сессии народных судов - по трудовым делам; земельные комиссии - по земельным делам; Белорусская Арбитражная комиссия.

С 1924 г. по 1934 г. в Беларуси функционировали национальные камеры народных судов. Были также созданы транспортные суды.

Третий этап (1936-1957 гг.) характеризуется отнесением к общесоюзному ведению всего законодательства о судоустройстве. По Закону СССР от 16 августа 1938 г. «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» судебная система БССР была представлена общими судами в составе Верховного суда; областных судов (Минский городской суд был образован лишь в 1978 г.); народных судов.

Четвертый период (1958-1976 гг.) знаменуется отнесением к ведению союзных республик законодательства о судоустройстве. 20 ноября 1959 г. в БССР был принят Закон о судоустройстве БССР, закрепивший традиционную трехзвенную судебную систему в БССР.

Пятый этап (1977-1985 гг.). Принятие в 1977 г. Конституции СССР повлекло за собой утверждение новой редакции Основ законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. 26 ноября 1981 г. был принят Закон БССР «О судоустройстве в Белорусской ССР». Согласно закону судебная система БССР состояла из районных (городских) народных судов, областных (Минского городского) судов, Верховного суда.

Шестой этап (1986-1991 гг.) характеризуется началом процесса проведения в СССР правовой реформы, направленной на признание судебной власти и повышения роли суда, на укрепление гарантий независимости судей при осуществлении правосудия. Были внесены соответствующие изменения в Конституцию СССР и Конституцию БССР, а также принят пакет соответствующих законов («О статусе судей СССР» от 4 августа 1989 г., «Об ответственности за неуважение к суду» от 2 ноября 1989 г., «О конституционном надзоре в СССР» от 23 декабря 1989 г. и др. акты).

В июне 1991 г. в республике были учреждены хозяйственные суды (Закон от 5 июня 1991 г. «О хозяйственном суде в Республике Беларусь»).

В связи с прекращением в январе 1992 г. деятельности всех общесоюзных государственных структур, военные трибуналы, функционирующие на территории Белорусского военного округа, были включены в систему общих судов Республики Беларусь (в 1993 г. военные трибуналы переименованы в военные суды).

6.1. Общая характеристика действующей судебной системы.

6.2. Конституционный Суд Республики Беларусь.

6.3. Районный (городской) суд, специализированный суд.

6.4. Областной, Минский городской суды.

6.5. Военные суды.

6.6. Верховный Суд Республики Беларусь.

6.7. Хозяйственные суды.

6.8. Международный арбитражный (третейский) суд.

6.9. Экономический суд СНГ.

Построенная на принципах территориальности и специализации единая судебная система Республики Беларусь по своей природе является децентрализованной. В рамках ее функционируют три самостоятельные судебные подсистемы: общие суды, хозяйственные суды и Конституционный Суд.

Подсистема судов общей компетенции трехзвенная. Высшим звеном является Верховный Суд. К среднему звену относятся областные, Минский городской и Белорусский военный суды. Низшее (базовое) звено составляют районные (городские) и межгарнизонные военные суды. В системе общих судов, на базовом уровне, могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Подобные суды не учреждены.

Подсистема хозяйственных судов двухзвенная. Ее возглавляет Высший Хозяйственный Суд. Второе (низшее) звено представлено хозяйственными судами областей и хозяйственным судом г. Минска. На уровне районного (городского) деления создание хозяйственных судов не предусмотрено. В системе хозяйственных судов, на низшем уровне, могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др. В настоящее время они еще не учреждены.

Конституционный Суд призван осуществлять судебный контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве.

Законодательную основу судебной системы составляют Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и другие нормативные правовые акты.

На территории Республики Беларусь действуют также суды, не входящие в судебную систему страны: товарищеские суды, Международный арбитражный (третейский) суд, Экономический суд СНГ и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: