Философия

Мировоззрение

Формы мировоззрения: Мифологическое, Религиозное, Философское

Теология

Неотомизм

Философия

Основополагающие черты философии: Теоретичность, Всеобщность, Вечность, Фундаментальность, Критичность, Рефлексивность

Предмет философии: Бытие, Познание, Человек, Общество

Основные методы философии Диалектика, Метафизика, Догматизм, Эклектика, Софистика, Герменевтика

Функции философии: (Мировоззренческая, Методологическая, Мыслительно-теоретическая, Гносеологическая, Критическая, Аксиологическая, Социальная, Воспитательно-гуманитарная, Прогностическая),

Основные направления философии: Материализм, Идеализм, Дуализм, Эмпиризм, Рационализм

Основные разделы философии: Метафизика, Онтология, Гносеология, Философия и методология науки, Социаль­ная философия, Философия истории, Аксиология, Философская антропология (Базовые потребности человека, Смысл жизни).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – совокупность взглядов человека на мир как единое целое. Человек всегда стремился к тому, чтобы выразить взаимную связь между вещами (миф, религия, философия). Миф, религия и философия являются теми формами мировоззрения, в которых человек хотел дать видение и понимание мира как единого целого. Развитие мировоззрений связано с желанием иметь устойчивую картину мира, оценку жизни. Мировоззрение каждого человека начинает формироваться вместе с осознанием им окружающего мира. Оно является важной составной частью духовного мира человека. В нем сосредоточены главные ценностные установки или жизненные ориентиры человека. Миф, религия и философия выполняли и выполняют роль механизма формирования мировоззрения людей.

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на ранних стадиях человеческой истории. Это способ видения, переживания и осмысления единства мира преимущественно в чувственно- эмоциональной форме. Мифологическое восприятие всегда пропитано эмоциональными качествами: радости, горя, волнения и т.д. Все вещи мира доброжелательны или зловредны, дружественны или враждебны. Для первобытного сознания специфично чувство жизни, но не логика. Первобытный человекполностью отождествляет себя с окружающей его средой, то есть природой и обществом. Мифологический образ мира синкретичен: в нем нет четкого разделения мира и человека, причины и следствия; знания и веры. Мифологическое мировоззрение зафиксировано древними людьми в мифах (от греч. mythos -предание, сказание ).

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Основа этого мировоззрения - вера в существование сверхчувственного мира (религия). Человек строит свою жизнь согласно этой вере в существование сверхчувственного мира. Религия и миф представляют собой принципиально различные явления. Религия предполагает не просто веру в сверхчувственный мир, но и в его решающее влияние на судьбы мира земного. Поэтому в ней практикуется особая технология целенаправленного воздействия на потусторонние силы - то, что называется культом. Миф, напротив, ничего сверхчувственного в себе не содержит, не требует никакой веры и тем более никакой обрядности.

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - это такое мировоззрение, которое создаёт единую картину мира посредством интеллекта. Философское мировоззрение представляет собой совокупность теоретических взглядов на мир. Философия, религия и миф представляют собой принципиально различные явления. Миф формирует картину мира посредством чувства, религия - посредством веры в сверхчувственный мир, философия - посредством разума, интеллекта, логики. Философия также рационально проясняет ценностные установки и жизненные ориентиры человека.

ТЕОЛОГИЯ, богословие (греч. theos - Бог и logos - слово, учение) - совокупность религиозных учений о Боге. Центральная идея - Бог сообщает человеку знание о себе в откровении. Исторически теология формировалась как способ рационального осмысления и защиты понимания «слова Божьего» в борьбе с язычеством, «ересями», сектами.

« Классическая » теология пытается решить, в сущности, неразрешимую задачу: сочетать «истину откровения» и рационально осмысленную истину философии. Иными словами, соединить несоединимые в принципе феномены: либо у христианина есть непосредственное знание о Боге, которое невозможно адекватно выразить на языке слов, либо понимание Бога доступно человеческому разуму.

У разных богословов существуют различные представления о соотношении богооткровенной и человеческой истины. Эти различия определяют с два фактора: внутренняя логика развития теологической мысли и противоречия политической и духовной жизни. Расхождения между католическими, православными и протестантскими богословами существуют в отношении священных книг, образа Творца, путей спасения, отношения к данным науки и духовному опыту «старцев» и «святых», к догматизму традиционной ортодоксии, в конце концов, к самой правомерности существования теологии как рационалистической дисциплины. При этом в истории постоянно повторялись дискуссии по ключевым проблемам теологии; оживали древние богословские доктрины и вероисповедания.

В настоящее время наблюдается многообразие религиозных объединений, церквей и теологических доктрин, многие из которых возникли в 20 в. Например, протестантские: теология процесса, теология надежды, теология «смерти Бога», секулярная теология, «теология смерти теологии» и др. Схожие тенденции наблюдаются и в католицизме («теология революции», «теология освобождения»), и в наименьшей мере в православии -наиболее консервативной разновидности христианства.Одновременно возрастает интерес к внеконфессиональной теологии, свободной от церковных ограничений и, особенно в исламском мире, все агрессивнее проявляет себя фундаментализм.

Сколько бы ни сближала работа теологов религиозное мировоззрение с философией, все же существо религии не дает этого сделать. Религиозное и философское мировоззрение по сути своей различны, а потому противостоят друг другу.

Неотомизм - официальная философская доктрина католической церкви с конца 19 века. Теоретическая база неотомизма – учение Фомы Аквинского (1225-1274). Центральный принцип – данные, доставляемые верой и разумом, представляют единство, установленное свыше. Из этого следует нерасторжимая связь между философией откровения (богословие) и философским умозрением (философия).

Неотомизм с середины 20 века переориентировался на антропоцентризм в связи с католической модернизацией, санкционированной II Ватиканским собором (1962-65). Это выразилось в том, что неотомизм стал использовать философский инструментарий феноменологии, экзистенциальной герменевтики, немецкой философской антропологии, персонализма. Ведущие представители Жильсон, Маритен ( Франция), Корет, Ранер (Австрия), Бохеньский (Швейцария), Ранер (Германия), Ван Стеенберген (Бельгия).

Человек в антропологии неотомизма понимается как сложная субстанция, состоящая из двух простых субстанций - души и тела. Душа - это основа личности. Телесное начало связывается с индивидуальностью, личность имеет универсальной целью и смыслом своего существования созерцание божественного блага. Личность направляема в своих деяниях «естественным законом», предписывающим творить добро и избегать зла. Стремясь к благу, личность обретает совокупность интеллектуальных, моральных и теологических добродетелей, на культивирование которых и должна быть ориентирована общественная жизнь.

Диалог церкви (Града Божьего) и общества (Града земного) понимается как средство внесения высших религиозно-нравственных ценностей в культуру современности. Неотомизм придает большое значение экуменическому движению как средству сближения религий и смягчения трагических противоречий современного общества.

Философия — (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) - особая форма постижения мира, которая вырабатывает теоретическую систему знаний о фундаментальных основаниях мира, человеческого бытия, об отношении людей к природе, обществу, человеку, культуре. Философия стремится логическими (рациональными) средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. Главное предназначение философии в культуре: понять - каким должен быть этот реальный мир, в котором мы живем сейчас. Она стремится отыскать новые духовно-душевные ориентиры путем рационального осмысления культуры. Философское познание мира – процесс бесконечный и неостановимый, поскольку постоянно меняющаяся общественная жизнь требует новых мировоззренческих ориентиров, которые регулируют человеческую деятельность.

Основополагающие черты философии ( вместе взятые эти черты составляют особенность (специфику) философии как самостоятельной сферы духовной деятельности людей, в отличие, например, от литературы или искусства ):

Теоретичность -В самом общем виде философию можно определить как систему теоретических взглядов на мир. Это значит, что любое философское размышление базируется не столько на эмоциональных оценках, повседневном житейском опыте и здравом смысле, сколько на строгих и точных абстрактно-логических рас­суждениях, требующих обязательной аргументации и доказательности. А для выражения своих идей философия пользуется особым аппаратом ею же созданных философских понятий (категорий) - таких, как субстанция, бытие, небытие, человек, природа, общество, культура, субъект, объект, познание, сознание и др.

Всеобщность (универсальность) -Философия решает проблемы, которые связаны не с отдельными людьми (Иванов, Сидоров), обществами (таджикское, узбекское, русское), культурами (китайской, американской, немецкой), а с человеком вообще (Что есть человек?), обществом вообще (Что есть общество?), культурой вообще (Что есть культура?) и т.д.;

Вечность -Проблемы, которые осмысливает философия являются актуальными, действительными не в отдельный исторический период, а для всех народов и во все времена. Эти проблемы всегда были и будут в центре внимания философов, пока существует человечество.Например, проблема смысла жизни; подлинного человеческого существования; проблема человека; проблема жизни и смерти и т.д.

Фундаментальность -Философия рассматривает фундаментальные, т.е. первичные вопросы. Например, сначала философия должна ответить на вопрос: «Что есть человек?». Только после этого возможно решать и конкретные, житейские проблемы – здоровье, семья, образование, материальное благополучие, и вопрос о смысле жизни - отказаться от суеты материального мира и всю жизнь свою посвятить духовному самосовершенствованию. А можно вообще не искать ответа на вопрос о смысле жизни и тогда прожить жизнь абсолютно незаметно, подобно известному чеховскому персонажу – «человеку в футляре»;

Критичность -Философскому мышлению свойственна способность сомневаться. Философия сомневается и в собственных результатах, и в том, что обычному человеку кажется само собой разумеющимся. Конечная цель критичности - расширение границ познания, разрушение догм, обретение нового смысла жизни.

Критичность – не самоцель философии, не способ разрушить установленный порядок вещей, но исходная база рефлексии.

Рефлексивность (от рефлексия; лат. reflexio - обращение назад) — способность человеческого мышления критически анализировать себя. Существует несколько видов рефлексии. Элементарная - анализ индивидом собственных знаний и поступков; она присуща почти каждому человеку: каждый из нас хотя бы изредка задумывается над причинами собственных неудач и ошибок, с тем чтобы изменить свои представления о мире или об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Научная - критическое исследование научного знания, методов получения научных результатов, способов обоснования научных теорий. Эта научная рефлексия находит выражение в специальных дисциплинах — логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т.п. Философская - критические размышления о фундаментальных основаниях мира, человека и отношении человека к миру. Со времен Сократа (5 в. до н.э.) рефлексия стала важнейшим средством самопознания человека и основой его духовного совершенствования. Именно способность к критической оценке себя самого является особенностью человека как разумного существа. Рефлексия устраняет человеческие предрассудки, что делает возможным непрестанное духовное совершенствование человека и человечества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: