Предметом философии являются четыре большие области мира: бытие, познание, человек, общество.
БЫТИЕ - это философское понятие, которое обозначает действительность как таковую: существование явлений и предметов самих по себе или их данность в сознании. Проблема бытия – одна из главных в философии. Проблема бытия – первоначальный предмет философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь занималась онтологией, т.е. пыталась понять сущность бытия. Впоследствии философия включила в свой предмет гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Проблемы бытия изучает философская дисциплина - ОНТОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ - категория, которая описывает процесс получения любых знаний о мире. Функция познания состоит в том, чтобы накладывать на мир сети обозначений - научные формулы, нравственные нормы, художественные образы, магические символы. Все эти обозначения позволяют человеку упорядочить свое бытие в мире и сделать свою психику мобильной для деятельности и общения. Познание пронизывает все аспекты человеческого мира. Существуют разнообразные философские концепции понимания познания: - аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, психоаналитическая, эволюционная и др. Помимо философских концепций познания с уществуют и специально-научные концепции познания: психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая. За пределами науки и философии сформировалось также обыденное понимание познания: в религии и теологии идет речь о способах и формах познания Бога; магия и оккультные науки стремятся разработать методы познания таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. Весь круг вопросов, связанных с проблемами познания (пути достижения истины, условия возможности и адекватности познания, соотношение научного и вненаучного знания, соотношение познания и переживания) изучает философская дисциплина- ГНОСЕОЛОГИЯ.
ЧЕЛОВЕК - главная тема всех философских школ и направлений с древних времен. Для человека существует самая большая загадка - загадка его собственной сущности. Человек всю свою жизнь и на протяжении всей истории пытается ее разгадать. Тема человека в виду своей сложности и неисчерпаемости порождает самые разные интерпретации. В истории изучения человека были самые разные попытки его определения: человек - разумное животное, человек - образ и подобие Бога, человек -мыслящий тростник (Б.Паскаль), человек играющий, человек человечный, «млекопитающее с мягкой мочкой уха» (Г.В.Ф. Гегель), «животное, умеющее обещать» (Ф. Ницше) и т.д. и т.п. Все они используют один отличительный признак человека и этим ограничивают понимание человека как целостности.
Человек не детерминирован жестко ни своей биологической природой, ни законами культурной эволюции. Человек не рождается с определенной профессией или вкусом, не привязан к какому-то одному климату или пище, к определенному месту. Он - бесконечная потенциальность, с огромной, в сравнении со всеми остальными существами, степенью свободы. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с профессией, ни с делом, ни с одной из сотворенных им форм и вещей, он никогда не выражает в них себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Человек никогда не может выразить себя до конца в своих делах и поступках, в нем всегда есть много незавершенного, непроявленного. Человека нет как чего-то законченного, оформленного, автоматически длящегося и сохраняющегося. Человек - это стремление быть человеком. Он существо сверхъестественное, потому что его невидимую, метафизическую природу составляют: любовь, совесть, честь, достоинство, ум, свобода и т.д. Метафизические качества человека могут влиять на физическое существование человека: он может отдать жизнь за свою честь или свою свободу.
Карл Ясперс о пяти свойствах человека как метафизического существа:
- неудовлетворенность. Человек постоянно чувствует свою неудовлетворенность тем, чем он является сегодня: он не удовлетворен своим знанием, своим духовным миром, своим положением. Чувство неудовлетворенности - показатель его человечности;
- стремление к безусловному. Жизнь человека постоянно обусловлена внешними и внутренними причинами, а потому ему нужно найти безусловную опору для своего бытия. Эту опору невозможно найти ни в обществе, ни в природе, ибо все это для него - вещи относительные;
- беспрестанное стремление к единому. Человека не удовлетворяет ни один из видов единства мира - материального и духовного. Единственное, что может его удовлетворить, - это вечность и, соответственно, непосредственная связь с бытием;
- сознание непостижимого воспоминания. Человек как будто знает о творении мира или может вспомнить о том, что было до этого творения;
- сознание бессмертия. Человек сознает бессмертие не как продолжение жизни в другом образе, а как свою укрытость в вечности.
Вопросы, связанные с сущностью человека, изучает философская дисциплина - ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. С.19.природа человека
ОБЩЕСТВО (социальность, социальное) - это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на протяжении человеческой истории.
В узком смысле слова - это тип общения, предстающий как исторически определенная целостность.
Общество - основополагающая категория социальной философии и теоретической социологии.
Основные области жизни общества: экономика; политика; социальная жизнь; культура.
Экономическая сфера – базовая, поскольку она создает материальный фундамент для существования общества;
Политическая сфера общества -совокупность учреждений и организаций, которые осуществляют руководство обществом (государство, политические партии и др.), а также выражают интересы социальных групп.Главным элементом политической системы общества является государство. Основной вопрос политической жизни - вопрос о власти;
Социальная сфера - система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда. Основные элементы - социальные группы: профессиональные, демографические, этнические, гендерные и т.д.;