№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
|
|
|
Модуль I. Введение в педагогическую деятельность
|
| Сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности.
| Профессия «педагог», ее специальности. Понятие о спектре педагогических специальностей. Функции, профессиональные обязанности учителя средней школы. Характеристика педагогической деятельности, ее структура, гуманистический, творческий характер. Жизнь и педагогическая деятельность великих педагогов. (Я. Коменский, И. Песталоцци, К. Ушинский, А. Макаренко, Я. Корчак и др.)
|
| Профессиональная компетентность и личность педагога.
| Личностные и профессиональные качества учителя. Требования к личности учителя. Направленность, убеждения, мировоззрение, нравственность. Понятие о педагогической этике. Эмоционально-волевая сфера личности учителя. Я-концепция, положительная самооценка. Профессиональные педагогические умения: гностические, организационные, коммуникативные, проективные, экспрессивные. Понятие о педагогическом мастерстве, технике.
|
| Педагогические основы профессионального развития педагога.
| Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Система непрерывного педагогического образования. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию. Мотивы выбора педагогической профессии. Содержание высшего педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.
|
| Образовательная политика в России.
| Современная система образования в России: стратегия развития. Программа развития образования в РФ. Основные направления модернизации. Принципы образовательной политики. Проблемы доступности образования, реализации права на образование, эффективного государственно-общественного управления образованием, совершенствования содержания и технологий обучения.
|
Модуль II. Теоретическая педагогика (общие основы педагогики и теория обучения)
|
| Педагогика в системе гуманитарных знаний о человеке.
| Педагогика как наука, ее объект и предмет исследования педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Функции педагогической науки и результаты научной деятельности. Состав педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
|
| Методология и методы педагогической науки.
| Понятие о методологии в педагогике. Содержание методологического знания: системный, личностный, деятельностный методологические принципы. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования. Теоретические методы, эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросные методы, методы моделирования, социометрия, парное сравнение, тесты и др.), математические методы в педагогических исследованиях. Значение методологической компетенции учителя.
|
| Теории целостного педагогического процесса.
| Понятие о педагогическом процессе и педагогической системе. Структура педагогического процесса. Понятие о педагогической технологии. Закономерности и принципы педагогического процесса.
Цель как компонент педагогического процесса. Иерархия целей воспитания и образования. Цели воспитания и образовательные стандарты. Цель воспитания в современной российской школе. Взаимодействие социальных и природных факторов в развитии личности. Возрастосообразность педагогического процесса. Личность как предмет воспитания.
|
| Обучение в целостном педагогическом процессе
| Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции: традиционная, педоцентризм, личностно-ориентированное обучение. Понятие о процессе обучения. Двухсторонний характер обучения: преподавание и учение. Обучение как интериоризация, психологические основы обучения. Функции обучения, их реализация. Целостность учебно-воспитательного процесса.
Характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Единство преподавания и учения. Деятельность учителя и ученика в разных видах обучения: сообщающее, проблемное, программированное.
|
| Закономерности и принципы обучения.
| Законы и закономерности обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Характеристика принципов обучения: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; принцип научности; принцип систематичности и последовательности в обучении; принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя; принцип наглядности и доступности обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации учебной работы школьников.
|
| Методы и средства обучения.
| Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов обучения. Словесные, наглядные и практические методы обучения. Методы обучения по характеру познавательной деятельности. Выбор методов обучения в зависимости от различных факторов и состояния учебного процесса. Методы обучения и активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Метод проектов. Средства обучения, их классификация, характеристика. Компьютер как средство обучения. Новые информационные технологии в образовании.
|
| Современные модели организации обучения.
| Формы организации обучения. Понятие о формах организации обучения, их классификации. Формы организации обучения в мировой науке и практике работы школы. Урок - основная форма обучения в современной школе. Типология и структура уроков. Система уроков по теме. Другие формы обучения. Организация учебной деятельности учащихся, коллективная и индивидуальная работа на уроке. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самоанализ урока.
|
| Теории учебного процесса.
| Личностно-ориентированное обучение. Развивающее обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий. Модульное обучение. Понятие о педагогической технологии, технологии обучения как направлении в дидактике, педагогике. Характеристика «технологичного» процесса обучения: диагностичные цели, оперативный и итоговый контроль, ориентация на гарантированное достижение целей, воспроизводимость обучающего цикла. Виды технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Информационные технологии обучения. Интернет, виртуальное обучение.
|
| Содержание образования на разных ступенях обучения.
| Компетенции как цели обучения, обусловливающие содержание образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Факторы формирования содержания школьного образования. Подходы к конструированию содержания образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Многообразие образовательных программ. Учебный план средней общеобразовательной школы, его структура. Учебный предмет, образовательная область. Образовательные стандарты, дифференциация обучения. Учебные программы, учебники, учебные пособия, требования к ним.
|
| Инновационные процессы в образовании
| Инновации в образовании. Понятие инноваций. Критерии педагогических инноваций. Причины нереализованности педагогических инноваций.
|
| Качество образования в свете компетентностного подхода к педагогическому процессу.
| Влияние компетентностного подхода на процесс и качество обучения. Проблема качества обучения. Измерение результатов обучения. Сущность контроля результатов обучения как этапа в цикле процесса обучения. Функции проверки знаний, методы и формы контроля. Дидактические тесты. Проблема объективного контроля знаний, информатизация контроля знаний. Оценка знаний учащихся, критерии оценки как педагогическая проблема.
|
Модуль II. Теоретическая педагогика (Теория воспитания)
|
| Воспитание в целостном педагогическом процессе
| Сущность процесса воспитания, его многофакторность. Социальные и психологические основы воспитания. Воспитательные системы и концепции. Социально-ориентированные и личностно-ориентированные концепции воспитания в современной педагогике. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки. Характеристики воспитательных систем
|
| Закономерности, принципы, методы и средства воспитания
| Закономерности и принципы воспитания. Самовоспитание и перевоспитание. Система форм и методов воспитания. Понятие об общих методах воспитания, их классификация. Связь методов воспитания с закономерностями, принципами, моделями воспитания. Характеристика основных методов воспитания: убеждение, упражнение, пример, наказание, поощрение. Комплексный и индивидуальный характер использования методов воспитания, условия их выбора и применения.
|
| Теории воспитания в коллективе и других группах образовательного учреждения
| Коллектив как средство воспитания. Понятие о коллективе, теория воспитания в коллективе. Педагогические условия воспитания в коллективе. Межличностные отношения в классе.
|
| Методика и технология воспитательной работы в школе
| Обязанности классного руководителя, права классного руководителя. Работа классного руководителя с детским коллективом. Работа классного руководителя с родителями учащихся. Взаимодействие с учителями-предметниками. Работа классного руководителя с органами ученического самоуправления. Коммуникативная функция в деятельности классного руководителя. Методическая работа классного руководителя. Самообразование и саморазвитие классного руководителя. Режим работы классного руководителя. Педагогическая культура и просвещение родителей.
|
| Национальное своеобразие воспитания
| Сущность и содержание национального воспитания. Толерантность и веротерпимость. Методика воспитания патриотизма и гражданственности.
|
| Взаимодействие воспитательной системы школы с семьей, социальной средой учащихся.
| Социализация и воспитание. Институты социализации, проблемы социализации в современном мире. Семья как институт социализации. Типы семей и семейного воспитания. Помощь родителям в воспитании.
Социальная среда, средства массовой информации. Субкультура молодежи. Неформальные объединения молодежи. Девиантное поведение школьников.
|
Модуль III. Практическая педагогика
|
| Взаимосвязь теории и практики. Методология практической педагогической деятельности.
| Методология практической педагогической деятельности, Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая составляющие практической педагогической деятельности. Проблемы управления образованием; оптимизация практической педагогической деятельности.
|
| Педагогическое проектирование. Технология решения педагогических задач.
| Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. Технология педагогического проектирования.
Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика. Этапы решения педагогических задач. Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов.
|
| Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса
| Информационные технологии в образовании. Информационное обеспечение развития образования, педагогических процессов. Многообразие видов информации в системе образования по содержанию, уровням и назначению, форме и носителям. Дистанционное образование, информационные технологии в обучении и воспитании. Электронные обучающие системы, учебники, библиотеки, банки данных.
|
| Инновационные технологии в современном образовании.
| Управление образованием. Программно-целевой подход в управлении образовательными процессами. Программа развития образования РФ до 2010 года. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.
|
| Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.
| Роль и характер инноваций в педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт, критерии передового опыта, инноваций. Позиция педагога в инновационных процессах, Управление инновационными процессами. Методическая работа в школе, повышение квалификации учителей.
|
Модуль IV. История образования и педагогической мысли
|
| История педагогики и образования как отрасль научного знания. Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в античном мире
| История педагогики как наука и учебный предмет, ее роль в формировании профессиональной и общегуманитарной культуры будущего учителя. Воспитание в первобытном обществе. Воспитание и образование в условиях древних цивилизаций и в античном мире. Философы и писатели античности о педагогике. Христианство и его концепция идеала человека.
|
| Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского средневековья и эпоху Возрождения
| Педагогическая мысль в эпоху становления европейской цивилизации. Церковные и светские школы. Схоластика и педагогическая мысль. Педагогические идеи Возрождения. Педагогическая мысль в эпоху Реформации. Иезуитская система воспитания.
|
| Педагогическая мысль и школа в Киевской Руси и Русском государстве (до XYIII века).
| Воспитательные традиции у древних славян. Распространение христианства Древней Руси, его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Древнерусская школа «учения книжного». Педагогические идеи в памятниках древнерусской культуры. Педагогическая мысль и школа Московской Руси. Педагогическая мысль XYII века.
|
| Становление педагогики как науки в Западной Европе и Северной Америке (XYII – XYIII вв.)
| Педагогическая мысль начала Нового времени. Педагогическая концепция Я.А. Коменского. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Дж. Локка. Педагогические идеи Просвещения. Педагогическая концепция Ж.Ж. Руссо. Педагогические идеи и проекты Французской революции
|
| Школа и педагогическая мысль в России XYIII века
| Просветительские реформы первой четверти XYIII века. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого. Развитие педагогики в трудах Ф.И. Янковича.,
|
| Педагогика и образование в странах Западной Европы и США в XIX веке (до 90-х гг.). (3)
| Педагогические идеи в философии. Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци. Теория воспитывающего и развивающего обучения И.Ф. Гербарта. Демократические идеи А. Дистервега. Принципы природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.
|
| Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX века
Образование в России во второй половине XIX века
| Реформы образования начала XIX в. Полемика западников и славянофилов по вопросам воспитания. Демократическая аксиология педагогики первой половины XIX в. Теория народности просвещения В.Г. Белинского. Вклад А.И. Герцена и Н.П. Огарева в развитие демократической педагогики.
Развитие системы образования во второй половине XIX века. Реформы и контрреформы образования. Основные направления развития общественно-педагогической мысли второй половины XIX века. К.Д Ушинский – великий русский педагог. Философско-педагогическая система Л.Н. Толстого.
|
| Просвещение, школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX века
| Проекты реформы средней школы. Развитие педагогической науки. Проблемы воспитания в трудах русских философов.
|
| Зарубежная педагогика и школа в первой половине ХХ века.
Педагогика и школа за рубежом во второй половине ХХ века.
| Основные педагогические течения. Реформаторская педагогика (новое воспитание). Э. Кей – свободное воспитание. Педагогика личности (Л. Гурлитт). Антропологическая концепция Р. Штайнера. Экспериментальная педагогика. Педология. Педагогика прагматизма. Идеи трудового воспитания и обучения
Основные педагогические парадигмы. Актуальные проблемы теории и практики воспитания и образования
|
| Отечественная школа и педагогика советского периода.
| Становление системы образования после Октябрьской революции. Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 1920-х гг. программы ГУСа. Педагогическая наука в 1920-1930-е гг. Видные советские педагоги 1920-1930-х гг. Педагогическая наука в русском зарубежье. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны».
|
| Современная школа и педагогика в России во второй половине ХХ – начале XXI в.
| Развитие общеобразовательной школы во второй половине ХХ века. Педагогическая наука в 1960-1970-е годы. Педагогическая система В.А. Сухомлинского. Школа и педагогика в 1980 годы. Система образования в Российской Федерации.
|