Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
     
Модуль I. Введение в педагогическую деятельность
  Сущность и ценностные характеристики педагогической деятельности. Профессия «педагог», ее специальности. Понятие о спектре педагогических специальностей. Функции, профессиональные обязанности учителя средней школы. Характеристика педагогической деятельности, ее структура, гуманистический, творческий характер. Жизнь и педагогическая деятельность великих педагогов. (Я. Коменский, И. Песталоцци, К. Ушинский, А. Макаренко, Я. Корчак и др.)
  Профессиональная компетентность и личность педагога. Личностные и профессиональные качества учителя. Требования к личности учителя. Направленность, убеждения, мировоззрение, нравственность. Понятие о педагогической этике. Эмоционально-волевая сфера личности учителя. Я-концепция, положительная самооценка. Профессиональные педагогические умения: гностические, организационные, коммуникативные, проективные, экспрессивные. Понятие о педагогическом мастерстве, технике.
  Педагогические основы профессионального развития педагога. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности и профессиональной компетентности педагога. Система непрерывного педагогического образования. Основы профессиональной ориентации на педагогическую профессию. Мотивы выбора педагогической профессии. Содержание высшего педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога.
  Образовательная политика в России. Современная система образования в России: стратегия развития. Программа развития образования в РФ. Основные направления модернизации. Принципы образовательной политики. Проблемы доступности образования, реализации права на образование, эффективного государственно-общественного управления образованием, совершенствования содержания и технологий обучения.
Модуль II. Теоретическая педагогика (общие основы педагогики и теория обучения)
  Педагогика в системе гуманитарных знаний о человеке. Педагогика как наука, ее объект и предмет исследования педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Функции педагогической науки и результаты научной деятельности. Состав педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
  Методология и методы педагогической науки. Понятие о методологии в педагогике. Содержание методологического знания: системный, личностный, деятельностный методологические принципы. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования. Теоретические методы, эмпирические (эксперимент, наблюдение, опросные методы, методы моделирования, социометрия, парное сравнение, тесты и др.), математические методы в педагогических исследованиях. Значение методологической компетенции учителя.
  Теории целостного педагогического процесса. Понятие о педагогическом процессе и педагогической системе. Структура педагогического процесса. Понятие о педагогической технологии. Закономерности и принципы педагогического процесса. Цель как компонент педагогического процесса. Иерархия целей воспитания и образования. Цели воспитания и образовательные стандарты. Цель воспитания в современной российской школе. Взаимодействие социальных и природных факторов в развитии личности. Возрастосообразность педагогического процесса. Личность как предмет воспитания.
  Обучение в целостном педагогическом процессе Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции: традиционная, педоцентризм, личностно-ориентированное обучение. Понятие о процессе обучения. Двухсторонний характер обучения: преподавание и учение. Обучение как интериоризация, психологические основы обучения. Функции обучения, их реализация. Целостность учебно-воспитательного процесса. Характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Единство преподавания и учения. Деятельность учителя и ученика в разных видах обучения: сообщающее, проблемное, программированное.
  Закономерности и принципы обучения. Законы и закономерности обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Характеристика принципов обучения: принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; принцип научности; принцип систематичности и последовательности в обучении; принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя; принцип наглядности и доступности обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов организации учебной работы школьников.
  Методы и средства обучения. Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов обучения. Словесные, наглядные и практические методы обучения. Методы обучения по характеру познавательной деятельности. Выбор методов обучения в зависимости от различных факторов и состояния учебного процесса. Методы обучения и активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Метод проектов. Средства обучения, их классификация, характеристика. Компьютер как средство обучения. Новые информационные технологии в образовании.
  Современные модели организации обучения. Формы организации обучения. Понятие о формах организации обучения, их классификации. Формы организации обучения в мировой науке и практике работы школы. Урок - основная форма обучения в современной школе. Типология и структура уроков. Система уроков по теме. Другие формы обучения. Организация учебной деятельности учащихся, коллективная и индивидуальная работа на уроке. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самоанализ урока.
  Теории учебного процесса. Личностно-ориентированное обучение. Развивающее обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий. Модульное обучение. Понятие о педагогической технологии, технологии обучения как направлении в дидактике, педагогике. Характеристика «технологичного» процесса обучения: диагностичные цели, оперативный и итоговый контроль, ориентация на гарантированное достижение целей, воспроизводимость обучающего цикла. Виды технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические. Информационные технологии обучения. Интернет, виртуальное обучение.
  Содержание образования на разных ступенях обучения. Компетенции как цели обучения, обусловливающие содержание образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Факторы формирования содержания школьного образования. Подходы к конструированию содержания образования. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Многообразие образовательных программ. Учебный план средней общеобразовательной школы, его структура. Учебный предмет, образовательная область. Образовательные стандарты, дифференциация обучения. Учебные программы, учебники, учебные пособия, требования к ним.
  Инновационные процессы в образовании Инновации в образовании. Понятие инноваций. Критерии педагогических инноваций. Причины нереализованности педагогических инноваций.
  Качество образования в свете компетентностного подхода к педагогическому процессу. Влияние компетентностного подхода на процесс и качество обучения. Проблема качества обучения. Измерение результатов обучения. Сущность контроля результатов обучения как этапа в цикле процесса обучения. Функции проверки знаний, методы и формы контроля. Дидактические тесты. Проблема объективного контроля знаний, информатизация контроля знаний. Оценка знаний учащихся, критерии оценки как педагогическая проблема.
Модуль II. Теоретическая педагогика (Теория воспитания)
  Воспитание в целостном педагогическом процессе Сущность процесса воспитания, его многофакторность. Социальные и психологические основы воспитания. Воспитательные системы и концепции. Социально-ориентированные и личностно-ориентированные концепции воспитания в современной педагогике. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов. Этапы и методика становления и развития воспитательной системы, критерии оценки. Характеристики воспитательных систем
  Закономерности, принципы, методы и средства воспитания Закономерности и принципы воспитания. Самовоспитание и перевоспитание. Система форм и методов воспитания. Понятие об общих методах воспитания, их классификация. Связь методов воспитания с закономерностями, принципами, моделями воспитания. Характеристика основных методов воспитания: убеждение, упражнение, пример, наказание, поощрение. Комплексный и индивидуальный характер использования методов воспитания, условия их выбора и применения.
  Теории воспитания в коллективе и других группах образовательного учреждения Коллектив как средство воспитания. Понятие о коллективе, теория воспитания в коллективе. Педагогические условия воспитания в коллективе. Межличностные отношения в классе.
  Методика и технология воспитательной работы в школе Обязанности классного руководителя, права классного руководителя. Работа классного руководителя с детским коллективом. Работа классного руководителя с родителями учащихся. Взаимодействие с учителями-предметниками. Работа классного руководителя с органами ученического самоуправления. Коммуникативная функция в деятельности классного руководителя. Методическая работа классного руководителя. Самообразование и саморазвитие классного руководителя. Режим работы классного руководителя. Педагогическая культура и просвещение родителей.
  Национальное своеобразие воспитания Сущность и содержание национального воспитания. Толерантность и веротерпимость. Методика воспитания патриотизма и гражданственности.
  Взаимодействие воспитательной системы школы с семьей, социальной средой учащихся. Социализация и воспитание. Институты социализации, проблемы социализации в современном мире. Семья как институт социализации. Типы семей и семейного воспитания. Помощь родителям в воспитании. Социальная среда, средства массовой информации. Субкультура молодежи. Неформальные объединения молодежи. Девиантное поведение школьников.
Модуль III. Практическая педагогика
  Взаимосвязь теории и практики. Методология практической педагогической деятельности. Методология практической педагогической деятельности, Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая составляющие практической педагогической деятельности. Проблемы управления образованием; оптимизация практической педагогической деятельности.
  Педагогическое проектирование. Технология решения педагогических задач. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. Технология педагогического проектирования. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика. Этапы решения педагогических задач. Технология решения педагогических задач от диагностики до оценки результатов.
  Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса Информационные технологии в образовании. Информационное обеспечение развития образования, педагогических процессов. Многообразие видов информации в системе образования по содержанию, уровням и назначению, форме и носителям. Дистанционное образование, информационные технологии в обучении и воспитании. Электронные обучающие системы, учебники, библиотеки, банки данных.
  Инновационные технологии в современном образовании. Управление образованием. Программно-целевой подход в управлении образовательными процессами. Программа развития образования РФ до 2010 года. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.
  Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Роль и характер инноваций в педагогической деятельности. Передовой педагогический опыт, критерии передового опыта, инноваций. Позиция педагога в инновационных процессах, Управление инновационными процессами. Методическая работа в школе, повышение квалификации учителей.
Модуль IV. История образования и педагогической мысли
  История педагогики и образования как отрасль научного знания. Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций Востока и в античном мире История педагогики как наука и учебный предмет, ее роль в формировании профессиональной и общегуманитарной культуры будущего учителя. Воспитание в первобытном обществе. Воспитание и образование в условиях древних цивилизаций и в античном мире. Философы и писатели античности о педагогике. Христианство и его концепция идеала человека.
  Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского средневековья и эпоху Возрождения Педагогическая мысль в эпоху становления европейской цивилизации. Церковные и светские школы. Схоластика и педагогическая мысль. Педагогические идеи Возрождения. Педагогическая мысль в эпоху Реформации. Иезуитская система воспитания.
  Педагогическая мысль и школа в Киевской Руси и Русском государстве (до XYIII века). Воспитательные традиции у древних славян. Распространение христианства Древней Руси, его влияние на воспитание и обучение детей и юношества. Древнерусская школа «учения книжного». Педагогические идеи в памятниках древнерусской культуры. Педагогическая мысль и школа Московской Руси. Педагогическая мысль XYII века.
  Становление педагогики как науки в Западной Европе и Северной Америке (XYII – XYIII вв.) Педагогическая мысль начала Нового времени. Педагогическая концепция Я.А. Коменского. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Дж. Локка. Педагогические идеи Просвещения. Педагогическая концепция Ж.Ж. Руссо. Педагогические идеи и проекты Французской революции
  Школа и педагогическая мысль в России XYIII века Просветительские реформы первой четверти XYIII века. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого. Развитие педагогики в трудах Ф.И. Янковича.,
  Педагогика и образование в странах Западной Европы и США в XIX веке (до 90-х гг.). (3) Педагогические идеи в философии. Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци. Теория воспитывающего и развивающего обучения И.Ф. Гербарта. Демократические идеи А. Дистервега. Принципы природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.
  Педагогическая мысль и школа в России в первой половине XIX века Образование в России во второй половине XIX века Реформы образования начала XIX в. Полемика западников и славянофилов по вопросам воспитания. Демократическая аксиология педагогики первой половины XIX в. Теория народности просвещения В.Г. Белинского. Вклад А.И. Герцена и Н.П. Огарева в развитие демократической педагогики. Развитие системы образования во второй половине XIX века. Реформы и контрреформы образования. Основные направления развития общественно-педагогической мысли второй половины XIX века. К.Д Ушинский – великий русский педагог. Философско-педагогическая система Л.Н. Толстого.
  Просвещение, школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX века Проекты реформы средней школы. Развитие педагогической науки. Проблемы воспитания в трудах русских философов.
  Зарубежная педагогика и школа в первой половине ХХ века. Педагогика и школа за рубежом во второй половине ХХ века. Основные педагогические течения. Реформаторская педагогика (новое воспитание). Э. Кей – свободное воспитание. Педагогика личности (Л. Гурлитт). Антропологическая концепция Р. Штайнера. Экспериментальная педагогика. Педология. Педагогика прагматизма. Идеи трудового воспитания и обучения Основные педагогические парадигмы. Актуальные проблемы теории и практики воспитания и образования
  Отечественная школа и педагогика советского периода. Становление системы образования после Октябрьской революции. Проблемы содержания и методов учебно-воспитательной работы в школе 1920-х гг. программы ГУСа. Педагогическая наука в 1920-1930-е гг. Видные советские педагоги 1920-1930-х гг. Педагогическая наука в русском зарубежье. Советская школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны».
  Современная школа и педагогика в России во второй половине ХХ – начале XXI в. Развитие общеобразовательной школы во второй половине ХХ века. Педагогическая наука в 1960-1970-е годы. Педагогическая система В.А. Сухомлинского. Школа и педагогика в 1980 годы. Система образования в Российской Федерации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: