В современном машиностроении используют большое количество резиновых изделий. Резина как конструкционный материал обладает рядом важных технических свойств — высокой эластичностью, износостойкостью, газо- и водонепроницаемостью, химической стойкостью, ценными электрическими свойствами. Наиболее важными изделиями являются шины автомобилей, амортизаторы, контактные уплотнения, ремни гибких передач, а также шланги для перекачки топлив, различных технических жидкостей и газов.
Основой любой резины является каучук. По происхождению каучуки подразделяются на натуральные и синтетические. Натуральный каучук является природным высокомолекулярным соединением растительного происхождения. Натуральный каучук получают из млечного сока (латекса) каучуконосных растений, преимущественно гевеи бразильской. В латексе содержится 20...25 % полиизопрена — полимера изопрена С5Н8, структурная формула которого
Однако бурный рост производства автомобилей поставил перед учеными всего мира задачу получения синтетического каучука.
|
|
Основные эксплуатационные свойства — эластичность и упругость в сочетании с хорошей прочностью, теплостойкостью и хладо-стойкостью каучуки приобретают лишь после вулканизации — превращения в резину.
По назначению готовые резины (вулканизаты) делятся на две основные группы — общего и специального назначения. Резины общего назначения получают главным образом на основе бутадиеновых, изопреновых, хлоропреновых каучуков и их комбинаций. Эти резины работоспособны в интервале температур от 50 до 150 °С. Их используют для изготовления шин, транспортных лент, приводных ремней, обуви и т.п. Резины специального назначения используют для производства изделий с особыми свойствами — химически стойких, масло- и бензостойких, морозо- и теплостойких, радиационно-стойких. Кроме того, на основе некоторых видов каучуков и соответствующих наполнителей получают электропроводящие и магнитные резины, а также резины для изоляции электрических проводов и кабелей (так называемые диэлектрические резины).