Обрядовый хлеб славян

(Чехия своими руками.) · Обновлено около 7 месяцев назад

Культура обрядового хлеба в основном присутствует у народов, с развитым земледелием...А это значит, что образ хлеба восходит к глубокой древности и объединяет почти все славянские народы.
Разного предназначения и формы хлеб (каравай, калач в виде кольца, булочки, фигурное печенье), выпекаемый в календарные и семейные праздники, мы находим в культуре русских, белорусов, болгар, чехов, славаков, румын...
Различное символическое значение у разных народов имеют рисунки и украшения на хлебе, его форма, состав, ритуальные и магические действия с выпекаемым или уже готовым изделием, а также его названия. Повсеместно большой хлеб круглой формы — каравай является символом плодородия и, как правило, занимает центральное место в системе славянских обрядовых реалий народного календаря; при рождении ребенка и особенно на свадьбе. Свадебные караваи (обильно украшенные орнаментом, изображением растений, фигурками животных, часто вместе со свадебным деревцем) символизируют рождение новой семьи, переход молодых в новый социальный статус. Символика караваев, выпекаемых в определенные календарные праздники, чаще бывает связана с хозяйственно-бытовыми сферами жизни, что отражают рисунки и фигуры на их поверхности, ритуальные действия с ними, названия. Например, в день св. Георгия — овцеводческий праздник у балканских славян — в Болгарии выпекают большие обрядовые караваи («овечий хлеб», «чабан», «лепешка чабана» и т.п.), украшенные пластическими изображениями овец, пастуха, пастушьего посоха, сторожевой собаки и т.п.; утром в день св. Георгия этот хлеб несут в загон и отдают чабану, а верхний слой (украшения) крошат и скармливают овцам. На Пасху у сербов, македонцев, болгар известен обычай выпекать караваи с нечетным количеством пасхальных яиц (серб. ]и]ченик, болг. Яйченик). Калач - хлеб в виде кольца или с небольшим отверстием насаживают на палку колядующих, столб посреди гумна («стожер»), рог вола надевают на руку невесте, по-лазнику. Через отверстие такого хлеба смотрят, чтобы добиться чьего-либо расположения или навести порчу, а также с целью узнать ведьму или обезопасить себя от вредоносной магии. Защитные свойства калача обусловлены символикой замкнутого круга, что функционально сближает его с другими предметами, имеющими отверстие: кольцом, венком, ситом, камнем с дыркой. В день св. Георгия, когда у южных славян совершается ритуал первого доения овец, хлебец с отверстием кладут сверху на ведро и пропускают через него (иногда еще и через серебряное кольцо) первые струи молока, что должно способствовать большим надоям, защите молока от порчи, вредоносных действий ведьм и т.п. В Ловешко (Болгария) пекут хлеб с дыркой в первый день сева и просеивают через него зерно, после чего его вешают в амбаре, чтобы сохранить урожай. Словаки выпекали такой калач в день св. Люции и хранили его до Сочельника, когда на праздничной мессе в костеле можно было увидеть через дырку в калаче ведьм. На свадьбе хлеб в форме кольца, как и другие круглые, кольцевидные предметы (обручальное кольцо, венок), является символом бракосочетания, соединения жениха с невестой. У болгар молодожены должны посмотреть друг на друга через свадебный калач, чтобы соединиться навеки. На Украине невеста смотрит на жениха через дивень (большой свадебный хлеб с дыркой) после венчания; крестясь, смотрит через отверстие в лебе на восток, на запад, на юг и на север перед отъездом из родительского дома к жениху.
Целью выпекания небольших круглых булочек (которые смазывают маслом, медом; украшают сверху узором) чаще всего является их раздача, одаривание, угощение участников семейных и календарных обрядов: каравайниц, родителей невесты, подруг, гостей на свадьбе, колядников, роженицы, повитухи, участников похорон и поминок, прохожих, нищих и т.д. В поминальных и похоронных обрядах часто предписывается печь нечетное число булочек или 40. Во время свадьбы парные булочки предназначались жениху и невесте. Специальные булочки выпекаются для задабривания: Господу, Богородице, персонифицированным духам болезней (Чуме, Оспе) и демонам (например, ориснице).
Неотъемлемой частью культуры древних славян являются обычаи, приметы, жертвоприношения, праздничные обряды, связанные с хлебом.
Обрядовое употребление хлеба встречается практически в каждом празднике. Например, в святочных жертвоприношения богам, использовали животных и кашу, отчасти – хлеб. По разнообразным древнеславянским обычаям и обрядам можно определить обрядовую связь каши с печеным хлебом и постепенный переход обрядовой каши в обрядовый хлеб. Прежде всего, хлеб является дополнением к каше, причем, каша предназначена была для людей, а хлеб – для домашних животных.
На Рождество готовили КУТЬЮ, древние славяне готовили её исключительно из пшеницы, пекли ПИРОЖКИ. Кутья и пирожки составляли ВЕЧЕРЮ, которую носили родственникам – дедушке, бабушке, крестным родителям, детям. Отведавшие вечери взамен съеденной добавляли свою кутью. Такой обмен был направлен на упрочение родственных связей.
На Крещение, возвратившись домой с освященной водой, брали пирожок или кусок хлеба, «чтобы не голыми были», кропили хозяйство, двор. Хлеб в святочных гаданиях о замужестве, жизни – смерти, урожае – неурожае использовался очень активно в разных формах: зерно, лепешки, пирожки, калачи, кутья, ломти хлеба.
По обрядовому употреблению хлеба Святки и Масленница представляют большое сходство. Это части одного и того же древнего праздника, сложного, торжественного, продолжительного. Почти повсеместным масляничным кушаньем являлись блины, калачи, пряженцы и оладьи.
Хлеб использовали в народной медицине при лечении «сухотки», «гузок» - бородавок, «ячменя», «волоса», лихорадки. Для лечения «сухотки» у ребенка, пекли большой бублик размером с окно и ставили на окно – простынуть (помните сказку «Колобок»?). Окно раскрывали и через бублик и окно проносили ребенка. Бублик затем отдавали собаке. Для лечения бесплодия брали три, семь или десять зерен гороха, мочили в холодной воде, в которой стирали рубашку после регул, высаживали и поливали зерно той же водой. Проросшие зерна очищали и съедали. Считалось, сколько зерен прорастет, столько и родится детей.
Хлеб обязательно использовался в обряде новоселья, «входын». В новый дом сначала на ночь запускали животное, чаще кошку, петуха, а затем вносили освященную икону и хлеб.
Акт высокой важности – первый крик ребенка в «области печали и юдоли». Рождение ребенка окружено было у древних славян значительным количеством любопытных обрядов, раскрывающих их воззрение на беременную женщину и новорожденного ребенка. Во время ритуала «размывания рук» на стол в первую очередь ставили хлеб – соль. Бабушка – повитуха становилась в святом углу, держа в руках хлеб и чашку с водой. Потом она лила воду на руку роженице и пила эту воду. После этого хлеб и вода передавались роженице. Этот обряд у древних славян совершался на третий день после рождения ребенка. С этого момента мать кормила грудью, а до этого – «жвачкой» - разжеванной, смоченной макушкой хлеба, завернутой в марлечку.
Хлеб имел у древних славян своеобразное юридическое значение. Хлеб помогал установлению семейных и дружеских отношений, являясь сакральным символом, выполнял роль печати на народных договорах, в быту и ритуалах.
Хлеб – «корневая, родовая память» древних славян. Неуничтожима категория бытия человека – любовь и вера, которые в определенном качестве содержатся в обрядах, связанных с Хлебом.
В Институте растениеводства г. Санкт – Петербурга собрана огромная коллекция зерен, насчитывающая более ста тысяч различных образцов пшеницы, ржи, кукурузы, и других культур. В водовороте воны, когда рушились дома, гибли ценности, коллектив института продолжал хранить коллекцию.
Токарев С. А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ. 1980.
№ 3.

Введение
Хлеб-батюшка. Так говорили на Руси, да и сейчас. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда - хлебу нашему насущному - люди относились по-особенному. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом - кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.
В народе о хлебе говорили, как о живом существом: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли пренебрежительно-уменьшительными именами, как других людей простого звания, например Ивашка, Федька, Петрушка. Хлебников величали уважительно, полными именами - Иван, Федор, Петр, а часто добавляли фамилию или прозвище.


Заключение
Хлеб наш кормилец, его с древних времен называли святым. Хлеб стал синонимом нашей жизни с тех самых пор как первобытный человек приспособился выращивать зерновые, а с их тертого зерна выпекали буханки. Он никогда не приедается, часто спасая человека от голодной смерти. Поэтому и говорят: «Где хлеб и вода там нет голода». Часто можно услышать: «Без хлеба и не наешься».
Деревенские жители до сих пор сохранили особо почтительное и даже почти религиозное отношение к хлебу как священному виду пищи, символу достатка, изобилия и материального благополучия. В народных поверьях хлеб осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: