Теневая экономика

Если предприниматели, продавая товары и услуги, не учитывают выручку для налогообложения, то это теневой оборот. Совершенно не учитываются те товары и услуги, которые можно получить на «чёрном рынке». Если вы заплатили сантехнику за мелкий ремонт, вы сделали вклад в копилку «чёрного рынка».

Теневая экономика – это сфера деятельности, доходы которой укрываются от налогообложения.

Если выручка от продажи товара не была зафиксирована официально с целью избежать налогов, то проданный товар не включается ни в ВНП (Валовой национальный продукт), ни в ВВП (Валовой внутренний продукт). Тем самым ВНП и ВВП дают заниженную оценку производству в стране. По оценкам в конце 1980-ых гг. в США годовой объём нелегальной деятельности организованной преступности (наркотики, игорный бизнес, порнография и прочий «чёрный бизнес») достигал около 150 млрд долларов. Если оценка верна, то преступность является второй по величине отраслью американской экономики после нефтяной промышленности.

Однако другим крупным сектором преступности является серый бизнес – незаявленная, а значит неучтённая продукция; нанятые, но неуказанные в отчётности работники; полученная прибыль, но положенная в карман без уплаты налогов. Полагают, что объём производства в теневой экономике во Франции равен 1/3 ВНП страны; в Италии, возможно, эта цифра достигает 40%. Как вы догадывайтесь, российская «неучтёнка» вряд ли меньше итальянской. Расцвет теневой экономики не позволяет решить многие важнейшие проблемы.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

22.2. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2005-2011 гг.1)
(миллиардов рублей)

2005 год: профицит составляет 1759,0 млрд руб. Самые большие доходы - налог на прибыль организаций, налоги и взносы на социальные нужды, налог добавленной стоимости на товары, доходы от внешнеэкономической деятельности. Самые большие расходы - на социально-культурные мероприятия, на образование, на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Ситуация стабильна.

2006 год: профицит составляет целых 2250,6 млрд руб. Это максимальная сумма за всё указанное время. Налог на прибыль организаций принёс больше дохода государственной казне, налоги и взносы на социальные нужды также принесли больше денег. Немного меньше принёс дохода налог на товары, реализуемые на территории государства. Доходы от внешнеэкономической деятельности принесли более солидный доход. Ещё больше стали расходы на социально-культурные мероприятия, повысились расходы по здравоохранению и образованию. Но несмотря на это, 2006 год стал для России одним из самых прибыльных!

2007 год: Финансовый профицит составляет 1989,7 млрд руб. Максимальный доход принёс налог на прибыль организаций, увеличился доход от физических лиц и на социальные нужды. Показал себя налог на реализацию товаров и налоги на пользование природными ресурсами. Вырос доход от внешнеэкономической деятельности. Но если у нас так много дохода, откуда взялось столько расходов? Налог на социально-культурные мероприятия продолжает расти, в чём надобность больших расходов на них?

«В условиях социализации рыночной экономики в России на финансирование социально-культурных мероприятий ежегодно направляются значительные бюджетные средства. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально-культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, так как способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области».

Источник: http://www.moluch.ru/archive/48/5996/.

Увеличились расходы на общегосударственные вопросы и на национальную экономику. Образование и здравоохранение также дали о себе знать.

2008 год: Профицит по сравнению с прошлым годом вырос, хоть и не так значительно. Самый большой доход – налог на прибыль организаций, а также социальные нужды, налоги на доходы физических лиц, социальные нужды, налог на добавленную стоимость ввозимых товаров, доходы от внешнеэкономической деятельности. Большие расходы - общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная экономика, образование и здравоохранение.

2009-2010 год: Крайне непривычная ситуация – дефицит государственного бюджета.

«Наверное, самой главной причиной дефицита бюджета многие сейчас назовут мировой финансовый кризис. Да отчасти это суждение верно. Кризис сильно повлиял на экономику нашей страны, но и причин для этого было предостаточно и я считаю, что даже если бы кризиса не было, вряд ли бы в нашей стране к концу 2009 года был достаточно большой профицит и был ли бы он вообще. И первой причиной для этого стал бы перегрев экономики. Ведь накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой — быстрому наращиванию внешних заимствований. К тому же экономика нашей страны очень сильно зависит от цен на нефть на мировом рынке. Снижение цен на нефть с мая 2008 года и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии. Свою ложку дегтя в августе 2008 года внес и грузино-осетинский конфликт, породивший противостояние России и стран Запада и повлекший за собой отток иностранного капитала из страны».

Источник: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/9/574/.

Доходы от предприятий оказались меньше, чем в ранний период, сохранились налоги на доходы физических лиц, увеличились социальные нужды (только в 2009, в 2010 году данных нет). Не подвели налоги на добавленную стоимость. В 2009 упали, но в 2010 начали восстанавливаться доходы от внешнеэкономической деятельности. Расходы мы понесли от: общегосударственных вопросов, немного обслуживание государственного и муниципального долга, национальная оборона, правоохранительная деятельность и национальная экономика. Расходы на здравоохранение и образование в порядке вещей увеличились.

В 2011 году мы началу восстанавливаться после злорадных 2009 и 2010. Восстанавливается доход от организаций, физических лиц. В 2010 появились страховые взносы на обязательное социальное страхование, и в 2011 они принесли солидный доход государству. Гораздо больше денег приносит налог на добавленную стоимость. Значительно пополнили казну налоги на пользование природными ресурсами и внешнеэкономическая деятельность. Расходы понесли: общегосударственные вопросы, национальная оборона, правоохранительная деятельность, национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Образование и здравоохранение как всегда.

Общая картина: 2005-2008 год – стабильная ситуация, когда у страны большой неизменный профицит денежных средств. 2009-2010 год – плачевная ситуация, непривычный для страны дефицит, отсутствие дополнительных денежных средств. 2011 год – ситуация нормализуется. Финансовый кризис окончен, мы возвращаемся к привычному профициту.

11.3. СТРУКТУРА ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО (КОНСОЛИДИРОВАННОГО)
БЮДЖЕТА 1)

(в процентах)

Нам представлены данные о доходах государств Европейского союза и РФ за 2011 год. Суммы полученного государством дохода выражены в процентном соотношении.

Доходы от налогов: в среднем все страны получают примерно одинаковый процент дохода от налогов (50% - 60%). За исключением Дании, Мальты, Великобритании и Швеции. Их проценты колеблются от 70% до 80%.

Отчисление на социальное страхование: Средний процент достигает приблизительно 30. Те страны, которые получали больше дохода от налогов, получают меньше от этой категории. Высокими показателями отличаются Испания, Словакия, Франция, Чешская республика.

Официальные трансферты: У России отсутствует доход по этой категории. Средний показатель выделить сложно, так как здесь он крайне разнообразен. Но наибольшими отличаются: Венгрия, Болгария, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия, Чешская республика. Остальные страны имеют значение меньше 1.

Прочие расходы: Россия занимает лидирующую позицию по этим видам доходов. Остальные страны имеют средний показатель 9-10%. Но большой показатель имеют: Венгрия, Греция, Нидерланды, Португалия, Финляндия.

Вывод: Россия получает средний доход от налогов, отчислений от социальных страхований. Высший поступает от неосновных видов дохода. Абсолютно нет доходов от официальных трансфертов. Вообще ситуация складывается неплохо, всё более-менее стабильно. Вопрос только в том, какие цифры скрываются под процентами.

Терминология:

Официальные трансферты - это безвозмездные, невозвратные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер (в виде субсидий, дарений, репараций), полученные от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций.

11.12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ1) В ПРОЦЕНТАХ К ВАЛОВОМУ ВНУТРЕННЕМУ ПРОДУКТУ

Сразу обратим внимание на то, что у России по сравнению с другими Европейскими странами очень маленький долг. Например, в 2005 году наш процент составил всего 14,2 в то время, как в странах Европы эта цифра в среднем равна 60. Конечно, присутствует ряд стран, у которых эта сумма также незначительна: Болгария, Ирландия, Латвия, Литва, Люксембург, Румыния, Словения, Эстония. Самой большой долг у Греции и Италии. В принципе картина повторяется вплоть до 2012 года, положения остаются одинаковыми. Самые маленькие долги у Эстонии, Люксембург (но к 2012 значительно возрос), Болгария, и, конечно же, Россия.

Терминология:

Валовой внутренний продукт - общепринятое сокращение — ВВП — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: