Перфомансы

Перформансы — это действия индивида или группы перед другой группой или индивидом. Это определение профессора Нью — Йоркского

университета Ричарда Шехнера, который сводит воедино многие проявления социального поведения. С точки зрения ПР перформансами являются пресс —конференции, брифинги, партийные съезды, демонстрации и т.д. Все эти виды человеческой деятельности он располагает между двумя полюсами, на одном из которых находится игра, на другом — ритуал. В игре человек сам является автором правил, в случае ритуала — правила привнесены извне. Спорт, театр, музыка, танцы расположены между ними. В них есть два вида правил: разрешающие и запрещающие. Р.Шехнер интересно подчеркивает, что когда правительства хотят придать миролюбивый характер своим отношениям, они начинают обмениваться именно перформансами 1.

В этом плане любая ПР — кампания по сути своей — перформанс, поскольку является действием одной группы людей для другой. Очень важным элементом при этом представляется проявление заботы тех, кто делает что —либо ради зрителей. Жан Бодрийяр видит в этом самую важную черту как рекламы, так и паблик рилейшнз: "реклама, как и вообще все "паблик рилейшнз", своей огромной заботливостью облегчает нашу психическую неустойчивость, и в ответ мы интериоризируем эту попечительную инстанцию, эту сверхфирму, производящую не просто материальные блага, но и теплоту общения; иными словами — все общество потребления как целое"2.

За годы советской власти мы прошли сквозь целый сериал перформансов ритуального характера, суть которых состояла не в новизне, а в повторяемости. Такие ритуалы имеют своей целью моделирование определенного послушания, центральной категории древних обществ, но не менее важного и для обществ современных.

Ритуал — это в первую очередь отказ от главенства слова, когда начинают работать синхронно все каналы восприятия, воздействие осуществляется сразу по всем параметрам. Александр Кугель выдвигал сходное требование к искусству театра вообще: "Прежде всего необходимо отказаться в театре от поглощающего, абсолютного, единодержавного культа слова"3.

Торжественные ритуалы активно эксплуатируют даже молчание, за время которого человек приводится в особое состояние. Причем это скорее ритуалы прошлого; ритуалы современности требуют иной скорости восприятия, воспитанной в нас телевидением. "Одной ежедневной прессы совершенно достаточно для того, чтобы воспитать в нас чрезвычайно легкую возбудимость и потребность немедленной и быстрой реакции. Вся наша психика требует беспрестанных раздражений и построена на быстром разряжении впечатлений" (с. 154 —155).

1 Schechner R. Performance theory. N.Y., 1988, р.280.

2 Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995, с.141 - 142.

3 Кугель А. Утверждение театра. М., 1923, с.151.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: