Семиотика мифа

Мифология существовала практически у всех народов мира и научный подход к изучению мировых религий, показал, что все они наполнены мифами. Мифология – источник разных форм искусства. Мифотворчество – важнейшее явление культуры человечества.

В современных антропологических и семиотических трактовках миф не примитивная легенда или сказка, а сложнейшая и интереснейшая система мировоззрения. Важнейший механизм аккумуляции и трансляции культурной информации, который сформировался на заре человеческой истории у всех народов мира.

Миф – очень своеобразная символическая система, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир. Миф – это субстрат всей современной культуры.

Специфика мировоззрения, миро- и самопознания, зафиксированная в мифе как в особой знаковой системе:

1. диффузность, нерасчлененность первобытного мышления, невыделенность человеком себя из окружающей среды, природной и социальной среды. Это проявляется в большом наличии зоо-антропоморфных существ, когда человек может превращаться в животное, когда человек является получеловеком-полуживотным (оборотни, кентавры). Космос – живой великан, из частей которого может быть создан мир. Тотемические предки – зоо-антпропоморфная природа. Болезни – чудовища, поедающие людей. Боги связаны семейно-родственными отношениями. Неотчетливое разделение в мифологическом мышлении предмета и знака, вещи и атрибутов.

2. тотальная антропорфизация мира. Небо – отец, земля – мать. Деметра – богиня плодородия. Мифологический образ змеи в иранской и славянской традициях. все сущности имели человеческое обличье. Рождение человека –выделение из ряда других человекоподных существ. Персонификация грома и молнии: божества, состязающиеся между собой, пророк Илья. Персонификация солнца: колесо, излучающее свет, в виде юноши Атона.

3. недифференцированность реального и сверхъестественного – рождение Афины из головы Зевса – отражается период патриархата: Зевс может родить себе дочь. Мифы о короле Артуре- кельтская традиция, наличие реального прототипа, темы и мотивы кельтской мифологии. Мифологема о Артуре как о правителе мира. Атилла – гуннский король – германский эпос. Реальный прототип. наделенный мифическими свойствами.

4. замена причинно-следственных связей логикой прецедента – так было всегда и так будет вечно. Действует принцип поклонения древности, согласно которому человек должен ориентироваться на образцы, созданные богами или героями в далеком прошлом, на заветы, оставленные предками.

5. противопоставление мифологического(сакрального) и настоящего (эмпирического). Время мифическое – время первопредметов, перводействий и первотворений; универсальный источник не только первообразов, образцов, но и магических духовных сил, которые, будучи активизированы ритуалами, продолжают поддерживать установленный порядок в природе и в обществе. События мифического времени – многократно воспроизводятся в ритуалах. В более поздних мифологиях характеристика мифологического времени конкретизируется (золотой век, эпоха хаоса).

6. комбинация нарративного и регулятивного компонента – миф – это не только система описывающая мир, но и система запретов и предписаний. Миф – действительность, влияющая на судьбы мира и людей.

7. неразрывная связь с обрядом и ритуалом – обряд трупосожжения- наиболее легкий способ помочь душе достичь небесного царства. В основе обряда – миф о Совии. Миф и обряд в древних культурах составляла мировоззренческое и функциональное единство, и были аспектами первобытной культуры. Миф-обряд: словесный и действенный, теоретический и практический. Обряд первичен. Обряд – самая устойчивая часть религии. Связанные с ним мифологические представления изменчивы, нестойки. Сочиняются новые мифы, которые должны объяснить обряд, первоначальный смысл которого забыт. Повторная мифологизация.

12) Классификация мифов. Основные группы мифов:

1. Мифы о происхождении мира, Вселенной, человека – космогонические. Существует у всех народов с развитыми мифологическими системами. Также мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти, о загробном мире и о судьбе. Разделение неба и земли, формирование трех космических зон: рай, ад, мир человека. Сотворение первой тверди, укрепление на небе солнца – посредничество между космическими зонами: раем, адом и миром человека. Посредничество через шаманов или обычных людей. Космогонический процесс и его результат – сотворенный космос. Параметры: хаос, небо и земля, солнце, месяц звезды, время, растения, животные, человек, дом, утварь, социальные отношения. Наполнение пространства конкретными объектами. Становление мира как результат последовательного введения бинарных оппозиций: небо/земля. Процесс творения – волевой акт творца, или ответ на просьбу, или случайность.

2. мифы о космических объектах: солнце, луне, звездах.

3. Мифы о животных и растениях

Животные и птицы активно участвуют в сотворении мира. Перекликаются с космогоническими мифами. Функции, в которых животные фигурируют в различных мифах:

1. Божество-демиург

2. Звериный двойник человека – это положительное значение. Двойник-оборотень, негативный герой. Примеры: царевна-лягушка, Зевс обращался в быка и змею.

3. Предок-воспитатель. Пример: кентавр вырастил Ясона, коза Амалфея выкормила Зевса.

4. Животное-шаман, колдун.

5. Тотемические животные – родоначальники, первопредки – мифология индейцев северной и южной америки. Пример: тотемы богинь и богов в древнем Египте, кошка в виде богини Баст – богини радости.

6. Даритель-помощник. Пример: серый волк с Иваном Царевичем, конек-горбунок.

7. Душа – персонификация души. Птицы, бабочки, мотыльки ассоциировали в мифологии с душами.

8. Священное животное и жертвенное животное. Христианство – агнецы, другие мифологии: петухи и куры.

9. Животное-вестник, посланник. Ворон, голубь.

· Животные также различаются аксеологическими характеристиками: животное двойник человека – положительно окрашенное, волки, оборотни-отрицательные. Одно и то же животное может выступать в положительно и отрицательной роли. Орел как вестник – положительное значение, орел из легенды о Прометее – отрицательная роль – призван терзать героя.

· Различаются по космогоническим зонам: верх – рай, низ – ад, середина – земля.

· Реальные/нереальные животные: единорог, феникс, драконы

· Гибриды: кентавр.

Растениям свойственна более поздняя мифологизация, наблюдается минимальная задействованность в тотемах.

Функции растений в мифах:

1. Священное место: священное дерево/роща.

2. Символ плодородия и вечной жизни.

3. Жилище: дупло, крона.

4. Живые существа-метаморфозы: нарцисс, гиацинт, Адонис.

5. Растения атрибуты обряда или ритуала: цветы, ветви, венок из листьев лавра. Зерна граната – капля крови Диониса. Персефона, которую похитил подземный царь, получив зерна, имела возможность возвращаться к живым существам. Ее возвращение настолько радовало ее мать, что вся земля расцветала бурными красками. Приходило время, когда ей приходилось возвращаться – наступление осени и зимы, увядание радости Деметры. – календарный миф.

Мифологизируются не только растения, но и целые сценарии, связанные с растениями. Жатва, сев, завивание первого снопа, завивание березы и т.д.

Мифологизируются отдельные части растений: цветок, плод, семя и зерно.

Символические значения отдельных растений культурно специфичны. Одно и то же растение может иметь принципиально разные значения. Береза у славян – женственность, чистота, невинность. Древние римляне: атрибут вступления консула в правление. В Шотландии – похороны. Папоротник у славян папараць-кветка, в Японии – долголетие. Дуб – более- менее устойчивая семантика – символ могущества и силы. Т,О, символизация связана с объективными денотативными характеристиками предмета.

Мифологема о древе мировом (Энциклопедия Мифов).

4. Мифы о происхождении/ введении культурных благ. Добывание огня, изобретение ремесел, земледелие, установление социальных правил и институтов, брачных обрядов и обрядов инициации. Миф о гончарном ремесле. Здесь фигурируют герои, а не боги. Боги извлекают из себя мистическим образом, производит сами. Герои же находят эти блага уже готовыми в отдаленных местах, преодолевая препятствия и трудности и отнимая эти блага у первоначальных хранителей. Герои изготавливают эти объекты как демиурги и доставляют их людям. Герой – антагонист. Близнечные мифы: мифы о двойниках и близнецах. Антагонист – брат-двойник героя, полная его противоположность, все делает наперекор. В них зафиксировано передаются из поколения в поколение технологические процессы. Наиболее распространенный миф – о гончаре и гончарном искусстве. Т.О. отражены знания о стадиях и тонкостях гончарного дела. В некоторых праобществах гончары – особая каста, они изготавливали особенные сосуды. В западной Африке гончарное дело - женское занятие, горшечница обладает сверхъестественными способностями и может вступать в брак только с кузнецом. Горшечница и кузнец – жрица и жрец, участвующие в обрядах о плодородии. Австралийские мифы – два сокола, сообщающие людям забытые брачные правила. Обряд инициации: от имени божества сообщаются правила поведения и племенной морали, в виде правил беспрекословного повиновения старшим и в области брачно-половой жизни.

5. Календарные мифы. Пересекаются с космогоническими и мифами о животных. Каляда – пример такого мифа. Наименьшая единица – сутки. Чередование дня и ночи – элементарная семантическая оппозиция света и тьмы. На основе этой оппозиции строятся все календарные мифологемы. Семантика борьбы положительного и отрицательного начала. Исчезновение/возвращение мифического героя приносившего/уносившего солнце. В египетской мифологии - миф о боге Ра. Отождествление частей дня и времен года с возрастом и циклом человеческой жизни. Эта черта универсальна для всех мифологий мира.

Антропизм – отождествление календаря с частями тела человека. Календарные мифы характерны для аграрных народов.

· Мифологемы и мифологические мотивы чрезвычайно значимы для общественного/индивидуального сознания/подсознания, они постоянно актуализируются в бытовом поведении. Очень активно используются в определенных коммуникативных сферах: реклама и публицистика.

· мифы значимы для анализа языка и художественной литературы

· анализ мифов чрезвычайно плодотворен для реконструкций древней картины мира как основы современного национального менталитета

15). Гаптика, такесика – наука о тактильной коммуникации.

Типы прикосновений:

· профессиональное: осмотр у вчрача, безличный характер, человек – объект коммуникации.

· ритуальное: рукопожатие, дипломатические поцелуи.

· дружеское

· любовное

Внутри каждой культуры есть свои правила прикосновения. Контактные(латиноамериканские, южно-европейские)/дистантные (северо-американцы, азиаты, жители северной Европы) культуры.

Рукопожатия: 4 формы.

6. Гастика – наука о знаковых и коммуникативных функция пищи, напитков, приемах пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений.

7. Ольфакция – наука о языке запахов, о смыслах, передаваемых с помощью запахов и о роли запахов в коммуникации.

8. Проксемика – наука о пространстве коммуникации, о расстоянии между коммуникантами. Общение людей происходит на определенном расстоянии друг от друга. Каждый человек сознательно устанавливает границы своего личного пространства. Изменение дистанции – часть процесса коммуникации. Пол, раса, субкультура и обстоятельства также имеют значения.

4 зоны коммуникации:

· интимная

· личная

· социальная

· публичная

9. Хронемика – наука о времени коммуникации, о его структурных семиотических и культурных функциях. Использование времени в невербальном коммуникативном процесса. Отношение ко временеив разных культурах свое.

Монохронные и полихронные культуры.

Монохронные: время – линейная последовательность, разделенная на сегменты: немецкая, североамериканская.

Полихронные: время – круг, пересекающиеся траектория: русская, латиноамериканскяа культура.

Ритм и расчет времени в культуре.

Формальные (в 12.00)/неформальные (во второй половине дня, чуть позже) виды времени.

16) Гастика – наука о знаковых и коммуникативных функция пищи, напитков, приемах пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений.

Исторически еда тесно связана с такими культурными явлениями как триада: смерть, плодородие, жизнь, а также жертвоприношение. Это имеет отражение в языках: жертва, жрец, жрать, жратва – однокоренные. Специфически еда присутствует во всех важных моментах человеческого бытия. Вечерняя трапеза у христиан – агапа. Преломление хлеба в субботу у евреев. Все важные события отмечались принятием пищи. Что касается ритуала жертвоприношения – еда входит в ритуал в различных вариантах. Еда и жертвоприношение параллельны. Принесение в жертву – расчленение тотем – сравнимо с разделением еду: преломление хлеба, разрезание блюда. Плоть и кровь жертвы – пища и питье за едой. Итог жертвоприношения и итог еды – новая жизнь и продолжение жизни. Аналогия: еда это жертва, повар жрец, стол алтарь, скатерть покров, столовые приборы принадлежности жертвоприношения.

Существует также множество мифов о происхождении/добывании еды. Распространенность в мифах и сказках волшебной еды: молочные реки с кисельными берегами, зерна граната, пирожки и горшочек масла в Красной Шапочке, суп из топора.

Существует много представлений о том, что следует есть и чего нельзя есть. Хорошо есть оленя, рыбу птиц, чтобы стать сильным, храбрым и быстрым. Плохо есть свинью, черепаху, чтобы не стать медлительным и бестолковым. Зависит от культуры.

Турки кормили ребенка, который долго не начинал говорить, языками птиц. В современном мире семиотическое значение еды многообразно и связано со след оппозициями:

· природное/культурное: сырое-вареное.

· свое/чужое: борщ, блины –суши, пицца. Сложные оценочные отношения к чужому. Презрительное отношение французов к английской кухне и наоборот (лягушатники).

· животное/растительное: противопоставление веганства животной пище. Идея чистое/нечистое.

· мужское/женское: в культуре немцев с традиционной моделью питания – сырая пища – мужской рацион, женская - вареная пища. Женщине запрещалось есть сырое мясо жертвенного оленя. Женщина могла есть вареное медвежье мясо, если она нарисует перед трапезой углем усы и бороду, т.о станет мужчиной. В нашей культуре – жареная еда – мужская, обезжиренный творог-женская.

· взрослое/детское: отношение к кашке, пюрешко овощное, блюда в виде зайчиков, киндер-сюрприз.

· профаническое/сакральное: обычная еда противопоставляется куличам, оплатке, пасхальным яйцам, свадебному торту. Запреты на священную еду. Запреты, связанные с ритуалами: нельзя есть определенные продукты в определенное время. Еда людей/еда богов (амброзия, нектар).

· повседневное/праздничное: устрицы, шампанское противопоставляется простой повседневной еде.

· полезная/вредная: брокколи, йогурт = чипсы, гамбургеры.

· городское/деревенское

· горячая/холодная

· острая/неострая

· универсальное/эмоционально-специфическое: кулинария по-прежнему остается визитной карточкой культуры.

17) СИМВОЛИКА ЦВЕТА.

Во все времена люди придавали большое значение цветовой гамме при выборе одежды или оформлении интерьера. Маги изучали возможности использования цветов во благо или во вред человеку, зная, что одни цвета успокаивают, другие - будоражат. А физиологи установили, что, например, синий и зеленый цвет вызывают усиленное образование серотонина в крови - вещества, которое снимает стресс, благотворно влияя на нервную систему. А под воздействием красного цвета вырабатывается адреналин, активизирующий сердечную деятельность и возбуждающий человека. Цвета символизируют те или иные понятия.
С давних пор у разных народов особой популярностью пользовался красный цвет. Во многих языках одно и тоже слово обозначает красный цвет и вообще все красивое и прекрасное. У полинезийцев "красный" является синонимом слова "возлюбленная" В Китае об искреннем открытом человеке говорят "красное сердце". Красный цвет стал основным геральдическим цветом.

На знаменах он символизирует бунт, революцию и независимость. У многих племен Африки, Америки и Австралии воины раскрашивают тело и лицо красной краской. А карфагенцы и спартанцы во время войны носили красную одежду. Этому цвету приписываются целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. Китайцы привязывали детям красные лоскутки к кистям рук, считая, что это лучшее средство от злых духов. Белый цвет символизирует чистоту, невинность и добродетель. А в христианской традиции он означает родство с божественным светом. В литовском языке "белые люди" - это честные люди, в венгерском языке "белым народом" называют женщин. На Руси во время первого сева надевали чистую белую рубаху и клали в семена освещенное на Пасху яйцо или его скорлупу, что бы зерно было такое же чистое и белое. Однако белый цвет может иметь и противоположное значение ассоциируясь с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном счете со смертью. Славяне одевали своих мертвецов в белую одежду, накрывая белым саваном. А на Востоке белый цвет считается траурным. В белом одеянии приходят клюдям призраки и приведения. Поляки называют смерть - "белая". Причем, " жениться на белой" означает умереть. Интересно, что помешательство, вызванное чрезмерным употреблением алкоголя, носит название " белой горячки". Черный цвет - цвет несчастья горя и траура. Он же является эмблемой всего тайного и неизведанного. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. Вспомним "черного человека" навестившего Есенина и Моцарта. Существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной. И нередко черный цвет символизирует сокровенное и страстное желание. Так у арабов, выражение "чернота глаз" означает возлюбленную, а "чернота сердца" - любовь. Черное женское белье популярно во всем мире. И следует отметить, что как бы не относились к черному цвету в одежде в прошлом, в 20-ом веке этот цвет стал символом утонченности и элегантности. Желтый цвет - цвет золота и осенней поры. Психологи считают, что желтая гамма в природе производит на зрителя теплое и приятное впечатление. Но оформленная в желтых тонах жилая комната будет беспокоить, возбуждать воображение и, в конечном счете, подавляюще действовать на психику. Этот цвет служит отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят только желтую одежду. С другой стороны желтый цвет - символ болезни и смерти. В Европе желтый флаг означал карантин, а желтый крест - чуму. Обычно желтый считается цветом ревности и измены. На Тибете ревность буквально называют - "желтый глаз". Вспомним, что в выражениях "желтый билет", "желтая пресса" и "желтый дом" этот цвет также имеет негативный оттенок. Синий - цвет моря и неба. У многих народов он символизирует вечность, а в христианской культуре - непостижимые тайны божественной истины. Но в Египте синий цвет считают траурным. Французы же называют ужас "синим страхом". Цвет травы и листьев - зеленый. Это цвет юности, веселья и надежды. Психотерапевтам хорошо известно его успокаивающее действие. А у магов зеленый цвет считается духовным и целительным.

ЦВЕТ В ГЕРАЛЬДИКЕ

Следует заметить отличие символики цвета от его геральдического значения. Оно, по В.В. Похлебкину, состоит в том, что символика цвета тесно связана с национальными, политическими, религиозными и другими особенностями, тогда как цвета в геральдике строго канонизированы и имеют точную трактовку, однозначную во всем мире

МЕТАЛЛЫ

Золото (Or) - верховенство, величие, уважение, великолепие,

справедливость, великодушие, богатство (по Лакиеру еще верность, чистота и постоянство, что весьма странно, ведь это значения трех других цветов - лазури, серебра и черни)

Серебро (Argent) - Чистота, невинность, мудрость(?), радость (в смысле безмятежное состояние души)

ФИНИФТИ (тинктуры, эмали)

Червлень (Gules) [Красный] - право, страсть, сила, мужество,

неустрашимость, любовь, храбрость

Лазурь (Azure) [Синий] - верность, искренность, ясность, честь, красота, мягкость, величие

Зелень (Vert) [Зеленый] - свобода, радость (в смысле ликование), надежда, изобилие

Чернь (Sable) [Черный] - постоянство, благоразумие, скромность, печаль, смирение, смерть, траур, мир (в смысле покой)

Пурпур (Purpure) [Пурпурный] - высокорожденность, достоинство, величие, верховенство, сила, власть, могущество

В уже сформировавшейся древней геральдике применялась еще группа мехов: горностаевый и беличий. Теперь меха редко можно встретить (хотя, можно: взять герб достаточно древнего российского рода или даже герб Кембриджского университета.

А вот натуральный цвет вполне употребим в российской земельной геральдике (например, оленя от лося порой можно отличить лишь по цвету: как правило натуральный - лось), хотя полного международного признания, как и значения, не получил. На репродукциях он изображается латинской буквой "Н" или заштриховыванием левого верхнего угла фигуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: