Классификация Макклюена

В основе типологии лежат средства общения, которые формируют в сознании людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет тип культуры. В соответствии с этим выделяют культуры:

1. Дописьменные (бесписьменные): важнейшее средство общения и передачи информации - язык. Он не только обеспечивает непосредственное общение и трудовую деятельность людей, но и создает предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Канал трансляции – устная речь, формы общения основаны на слухе. Исключение: танец, ритуал, обряд. Мышление – мифологическое, интуитивно-образное. Восприятие мира синкретичное. Человек не разделяет мир на составляющие. Доминирует коллективное сознание общины (ритуалы, обряды, обучение). Круг текстов и фиксируемой информации ограничен количественно и качественно. Долговременная информация ограничена той, которая содержится в мифе, фольклоре и исторических приданиях. Объем знаний не превышает того, что могли удерживать в памяти и передавать младшим главные хранители народного опыта. В информационно-кодовых процессах доминирует ориентация на сохранение порядка и нормы. Цикличная концепция времени определяет значимость повторяемости, неизменности, воспроизводимости, т.е. календарь, обычай, ритуал. Особое внимание уделяется гаданиям, пророчествам, приметам. Господствует ориентированность на будущее. Этот период в истории развития человечества самый длинный.

2. Письменные (книжные): Формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока. Доминирующий канал передачи информации – зрение, а не слух. Письменность, в особенности книгопечатание сформировали взгляд на мир в виде линейной перспективы. Интенсивно развиваются и распространяются рациональное мышление и знания. В европейской культуре закрепляется доминирующее положение науки, следствием чего является развитие техники, промышленная революция. Книга – первый продукт массового производства. Увеличивается количество циркулирующей в обществе информации, количество создаваемых текстов, меняется их качество. Стимулируются процессы фрагментации общества и отчуждения человека, так как печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. В информационно-кодовых процессах доминирует ориентация на нарушение порядка, т.е. акцентирование происшествий, событий, причем в первую очередь они фиксируются единичные, впервые случившиеся, которые не должны были случится и кажущиеся маловероятными. У человека появляется неомания – потребность постоянно потреблять новости. Коммуникация становится более ответственной и трудной в силу оторванности от контекста создания текста, минимизации вербалики, невозможности переспросить или уточнить.

3. Экранные (информационные): рождаются в условиях электроники, когда современные средства коммуникации создают новые формы общения. Два периода, связанные с развитием телетехнологий: первый – развитие теле-, видеокоммуникаций; второй – развитие персонального компьютера. Установление глобальной коммуникативной сети. Дает возможность каждому человеку получить любые знания не выходя из дома. Вследствие этого цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние – глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Сложное соотношение двух противоположных тенденций: упрощение контактов между людьми и как следствие нарушение национальных, гос-венных и культурных границ, что активно формирует единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях; децентрализация распространения актуальной информации и все более дробное сегментирование коммуникативной культурной среды вплоть до разрушения контактов с реальным миром. Резкое ускорение информационных процессов: очень удобно и продуктивно/ разрушительное воздействие на человека, так как таким образом человек отрывается от книги, медленного вдумчивого и систематического чтения и перечитывания, навязывается режим клипового мышления: чем быстрее меняются картинки, тем веселее. Возрастание роли визуальной информации: телевидение, кино, видео. Формирование массовой культуры: перестает существовать оппозиция массовая/элитарная культура. Массовая культура – подтягивается в своем художественном и эстетическом смысле к высокохудожественным эталонам.

10) Типы культуры:

1. Семантический – культура средневековья. Представление о том, что вначале было слово. Построен на семантизации/символизации всей окружающей действительности. Основная оппозиция – по признаку значимости/незначимости. Четко противопоставляются сферы знакового сфере незнакового, несущественного. Все, что попадало в сферу знаковости, приобретало символический смысл, реализуя оппозиции честь/бесчестие, слава/позор, вера/безверие. Все в высшей степени ритуализованно. Удар ножом, не вынутым из ножен, на Руси считался сильным позором, строгим наказанием. Ударить миской-нанести бесчестие. Символизация животных: бестиарии – описания животных, гербарии- трав, лапидарии – камней. Куртуазный мир – поклонение прекрасной даме. Погибнуть во славу королю.

2. Синтактический – эпоха Петровских реформ. Символическое значение явлений и событий отбрасывается и человек уже живет в отношении двух систем: церковном или государственном. Отсюда – практицизм деятелей системы. Символы вызывают раздражение. Петр сознательно разрушает ритуалистику двора московских царей. Средневековое поклонение иконе как знаку святости уже было нежелательно. Обожествлять икону – идолопоклонство. Молиться надо Богу, а не иконе, которая вещь средняя. Происходит переоценка полезных знаний. Десемантизация ценностей культуры, центральное место-практицизм и нужные знания. Оппозиция – старое/новое. Старое воспринимается как плохое, неценное, а новое – исполненное достоинства и существую т представления о бесконечном усовершенствовании этого нового. Потребности человека пренебрегались и признавались низменными, унизительными и объявлялись несуществующими.

3. Асемантический и асинтактический тип – субкультура русского нигилизма. Мир вещей реален и ценен, а мир знаков, стереотипов и символов – создание ложной цивилизации. Сословные барьеры и кастовые различия – ложные, подлинная ценность у непосредственных реалий: Человек в его антропологической сущности. Слово – модель лжи. Назвать что-либо словом – уличить в лживости, ненужности. Человек, запутанный в словах, теряет ощущение реальности. Европейское Просвещение. Оппозиция: естественное/неестественное. Отдельный человек имеет самостоятельную ценность вне зависимости от того, кого он представляет.

4. Семантико-синтактический – прорыв к созданию модели мира, которая представляла бы его осмысленным или единым. Примирение с действительностью как крайнее, но закономерное выражение этих настроений. Представление о мире как о некоторой последовательности реальных фактов, являющихся выражением глубинного движения духа. Это придавало всем событиям двойную осмысленность: семантическую – отношение физических проявлений жизни к их скрытому смыслу; синтактическую – отношение проявлений жизни к их историческому целому, историческому процессу. Воплощение мифов и ритуалов: важно значение каждого элемента, важны оппозиции, важны истории –нарации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: