Характеристики и черты семиосферы.
· семиосфера отграничена от внесемиотического и иносемиотического пространства, включает множество отдельных семиосфер.
· имеет иерархическую структуру и неоднородную организацию (оппозиция ядро/переферия). О бладает динамикой смены интенсивности затуханием и тем самым имеет диахронную глубину, поскольку она наделена сложной системой памяти, без которой она функционировать не может.
· процессы порождения информации и семиозиса возможны только в условиях взаимодействия и диалога различных семиотических образований. Культура, опираясь на ресурсы окружающего мира, превращает неинформацию в информацию.
Типы семиотик
1. изолированные знаки/неизолированные или системы. Изолированные знаки или внесистемные знаки = окказиональные знаки (создаются для определенного случая).
2. простые семиотики/сложные. В простых системах отсутствуют подсистемы. В сложных – 2 и более подсистем (синонимический ряд, антонимы). Арабские цифры 0-9 – простая знаковая система; дорожные знаки – сложная.
|
|
3. одноуровневые/многоуровневые. В многоуровневых присутствует иерархия знаков, знаки более высшего уровня могут комбинироваться. Знаки одного уровня могут комбинироваться и образовывать новые знаки. Одноуровневые (дорожные знаки) – помещенные рядом знаки не образуют нового знака, их расположение не влияет на их содержание. В одноуровневых системах отсутствуют правила комбинирования знаков.
Простые одноуровневые: эмблемы вооруженных сил, флаги членов ООН.
Простые многоуровневые: арабские цифры, нумерация домов (дом+улица).
Сложные одноуровневые: дорожные знаки, семиотика географической карты.
Сложные многоуровневые: естественный язык, музыка, кино, литература.
6) Функции знаковых систем (частных семиотик):
1. коммуникативная – обусловлена установкой на референта
2. познавательная
3. эмоционально-экспрессивная
4. регулятивная - на первый план выходит адресат – получатель информации (призывно-побудительная)
5. магическая
6. фатическая (установление контакта)
7. метаязыковая
8. эстетическая (поэтическая) – направлена на само сообщение с точки зрения красоты
9. консолидирующая – мифы и религия укрепляют сообщество. Укрепление власти короля.
7)
8) Классификация культур по Шпенглеру.
Противопоставлял культуру и цивилизацию.
Противопоставление Запада и Востока.
восток | запад |
неподвижность фатальная, непреодолимая судьба ориентирован на традиции совершенство, гармония мира, отрицание необходимости его переустройства нерасчлененность человека и природы приоритет коллективного труда ориентация на вечность, циклы и круговороты принцип теоцентризма: в основе мироздания лежит высшая воля и человек должен распознать ее и творить ее как свою собственную личность живет лишь в коллективе, отсутствует свобода воли ориентация на духовное преобразование: в мире есть трудности, которые не следует обходить и нельзя изменить, их надо принять | динамичность идеи личности и свободы новаторство несовершенство мира, ориентация на его улучшение выделенность человека из природы, человек противопоставлен природе приоритет индивидуального труда ориентация на будущее историческое развитие ориентировано на новизну: максимальное удовлетворение своих потребностей потребительская ориентация на бытие, воля и разум человека должны быть направлены на преобразование мира все трудности нужно преобразовывать |
|
|