Раздел 1. Физическое знание как социокультурное явление.
Генезис физического знания. Особенности преднаучного этапа в развитии физики. Классическая физика (додисциплинарная и дисциплинарно организованная).
Неклассическая физика и ее основные проблемы.
Постнеклассическая физика,
Типы рациональности и их экспликация в истории физики. Единство и специфика философского и физического знания, философских и физических методов познания.
Проблема реконструкции развития физического знания в современной философско-методологической литературе.
Физическое знание как тип духовного производства и часть человеческой культуры. Социокультурная детерминация развития физического знания.
Раздел 2. Физическое знание как объект методологического анализа.
Структура и закономерности развития физического знания. Эмпирический и теоретический уровни физического знания и их взаимосвязь. Эмпирическое познание и проблема формирования физического факта. Место наблюдения, эксперимента, измерения и моделирования в физическом познании. Системно-структурный подход в исследовании объектов физики. Проблема редукционизма и экстраполяции в современном физическом познании.
|
|
Специфика теоретического уровня физического познания. Структура теоретического знания в современной физике. Понятие фундаментального теоретического знания и фундаментальной теоретической схемы. Дедуктивное развертывание теории. Гипотетические модели и их конструктивное обоснование в физике. Специфика метода аналогового моделирования. Особенности использования метода математической гипотезы при построении развитой физической теории.
Логико-методологические проблемы современной физики. Динамика развития физического знания и проблема лидерства в современной науке.
Метатеоретические основания физического познания. Понятие картины физической реальности, идеалов и норм физического знания, философских оснований физики.
Эволюция картин мира в физике (натурфилософская, механическая, электродинамическая, квантово-релятивистская). Современная физическая картина мира и поиск новых мировоззренческих ориентиров.
Историческая динамика стиля научного мышления в физике.
Эволюционные и революционные этапы в развитии физического знания. Революция конца XIX - первой половины XX вв. и ее значение для развития физики. Физический релятивизм и математизация физики в СТО и ОТО А. Эйнштейна. Неклассическая концепция физической реальности в квантовой механике. Физика и космология.
Взаимосвязь внутренних и внешних факторов в развитии физического знания. Проблема социокультурной детерминации познания в физике.
|
|
Роль субъективного и интерсубъективного фактора в развитии физики. Нелинейные модели развития научного знания и проблема междисциплинарного синтеза в физическом познании.
Раздел 3. Философские основания и гносеологические особенности формирования современной физической картины мира.
Квантово-полевая модель реальности. Объединенная теория взаимодействия элементарных частиц и методологические принципы ее построения. Многомерная интерпретация взаимодействий. Планковская физика.
Специфика физических объектов как развивающихся систем. Принцип глобального эволюционизма и концептуальные представления синергетикиПространственно-временная структура физической реальности. Пространство и время в микро, макро и мега мире.
Особенности организации и функционирования объектов мегаприроды. Антропный принцип как отражение проблемы взаимосвязи человека и Вселенной. Космические цивилизации.
Раздел 4. Физика на рубеже третьего тысячелетия.
Проблема единства физического знания. Монодисциплинарное и полидисциплинарное знание. Прикладные физические проблемы.
«Интеллектуальная революция» конца XXI века и проблема сближения «двух культур». Экологические императивы и развитие физики XXI столетия.
Физика и современная цивилизация. Физическое знание в культуре техногенного мира. Перспективы развития физики. Физика в исследовании «человекоразмерных» объектов. Физическое исследование и этос науки. Глобальные проблемы современности и физическое познание.
Физика и геополитика: военно-стратегическое значение физических исследований и открытий. Физика и мировая экономика.
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел I. Физическое знание как социокультурное явление.
Занятие 1. Возникновение и динамика развития физики.
1. Генезис физического знания.
2. Особенности классической, неклассической и постнеклассической физики.
3. Социокультурная детерминация развития физического знания.
Литература:
Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982.
Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре технической цивилизации. М., 1994.
Тредер Г. Эволюция основных физических идей. К., 1989.
Физика в системе культуры. М., 1996.
Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.
Раздел II. Физическое знание как объект методологического анализа.
Занятие 2. Структура и закономерности развития физического знания.
1. Эмпирический и теоретический уровни физического знания.
2. Теоретические модели и законы физики.
Литература:
Идеалы и нормы научного исследования. Мн., 1981.
Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техно-
генной цивилизации. М., 1994.
Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Философия и методология науки. М., 1996.
Занятие 3. Структура и закономерности развития физического знания.
1. Построение развитой теории в классической и неклассической физике.
2. Гипотетические модели и их конструктивное обоснование в физическом знании.
3. Проблема редукционизма и экстраполяции в современном физическом познании.
Литература:
Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.
Занятие 4. Метатеоретические основания физического знания.
1. Картина физической реальности как особый компонент физического знания. Эволюция картин мира в физике.
2. Понятие об идеалах и нормах физического знания.
3. Историческая динамика стиля научного мышления в физике.
Литература:
Степин B.C. Основания науки и их социокультурная детерминация.// Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1987.
Стенин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
|
|
Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
Занятие 5. Коллоквиум по проблеме: «Эволюционные и революционные этапы в развитии физического знания».
Вопросы к обсуждению:
1. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов в развитии физического знания.
2. Современная физическая картина мира и поиск новых мировоззренческих ориентиров.
Литература:
Идлис Г. М. Революция в астрономии, физике, космологии. М., 1985.
Мировоззренческие структуры в научном познании. Мн., 1993.
Потупа А.С. Открытие Вселенной - прошлое, настоящее, будущее. Мн.,
Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техно-
генной цивилизации. М., 1994.
Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,
1996.
Раздел III. Философские основания и гносеологические особенности формирования современной физической картины мира.
Занятие 6. Концептуальное представление о физической реальности в микрофизике.
1. Квантово-полевая модель реальности. Объединенная теория взаимодействий элементарных частиц и методологические принципы ее построения.
2. Пространственно-временная структура физической реальности.
3 Представление о квантовании пространства и времени в физике микромира.
Литература:
Намбу Е. Кварки. М., 1984.
Потемкин В.К., Симонов А.Л. Пространство в структуре мира. Новосибирск, 1990.
Физика в системе культуры. М., 1996.
Занятие 7. Концептуальные представления о физической реальности объектов мегаприроды.
1 Специфика современных космологических моделей Вселенной.
2. Пространственная метрика Вселенной.
3. Проблема будущего Вселенной.
Литература:
Астрономия и современная картина мира. М., 1996.
Барашенков B.C. Кварки, протоны. Вселенная. М., 1987.
Визгин В.П. Идея множественности миров. М., 1982.
Еремеев А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М., 1984.
Занятие 8.Космология и современная цивилизация.
1. Экспансия человечества в Космос и проблема формирования «техно-генно-космической цивилизации».
|
|
2 Проблема существования внеземных цивилизаций и способы их поиска. Уфология.
3. Концепция эволюции ступеней Разумной жизни и «живого Космоса» в работах Н.К. Рерих и Е.И. Рерих.
4. «Космизация» человеческого мышления на рубеже XX - XXI вв. и ее отражение в литературе и искусстве.
Литература:
Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
Лем С Сумма технологии. М., 1983. Проблема поиска жизни во Вселенной. М, 1996.
Потупа А.С. Открытие Вселенной - прошлое, настоящее, будущее. Мн.,
1991.
Рерих Н.К. Избранное. М., 1990.
Рерих Е.И. Письма Елены Рерих 1929 - 1938. В 2-х т. Мн., 1992.
Раздел IV. Физика на рубеже третьего тысячелетия.
Занятие 9. Физическое знание в культуре техногенного мира.
1. Физика в исследовании «человекоразмерных» объектов.
2. Физические исследования и этос науки.
3. Глобальные проблемы современности и физическое познание.
Литература:
Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техно-
генной цивилизации. М., 1994.
Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,
1996.
Физика в системе культуры. М., 1996.