Программа лекционного курса

Раздел 1. Физическое знание как социокультурное явление.

Генезис физического знания. Особенности преднаучного этапа в развитии физики. Классическая физика (додисциплинарная и дисциплинарно организованная).

Неклассическая физика и ее основные проблемы.

Постнеклассическая физика,

Типы рациональности и их экспликация в истории физики. Единство и специфика философского и физического знания, философских и физических методов познания.

Проблема реконструкции развития физического знания в современной философско-методологической литературе.

Физическое знание как тип духовного производства и часть человеческой культуры. Социокультурная детерминация развития физического знания.

Раздел 2. Физическое знание как объект методологического анализа.

Структура и закономерности развития физического знания. Эмпирический и теоретический уровни физического знания и их взаимосвязь. Эмпирическое познание и проблема формирования физического факта. Место наблюдения, эксперимента, измерения и моделирования в физическом познании. Системно-структурный подход в исследовании объектов физики. Проблема редукционизма и экстраполяции в современном фи­зическом познании.

Специфика теоретического уровня физического познания. Структура теоретического знания в современной физике. Понятие фундаментального теоретического знания и фундаменталь­ной теоретической схемы. Дедуктивное развертывание теории. Гипотетические модели и их конструктивное обоснование в физике. Специфика метода аналогового моделирования. Особенности использования метода математической гипотезы при построении развитой физической теории.

Логико-методологические проблемы современной физики. Динамика развития физического знания и проблема лидерства в современной науке.

Метатеоретические основания физического познания. Понятие картины физической реальности, идеалов и норм физического знания, философских оснований физики.

Эволюция картин мира в физике (натурфилософская, механическая, электродинамическая, квантово-релятивистская). Современная физическая картина мира и поиск новых мировоззренческих ориентиров.

Историческая динамика стиля научного мышления в физике.

Эволюционные и революционные этапы в развитии физического знания. Революция конца XIX - первой половины XX вв. и ее значение для развития физики. Физический релятивизм и математизация физики в СТО и ОТО А. Эйнштейна. Неклассическая концепция физической реальности в квантовой механике. Физика и космология.

Взаимосвязь внутренних и внешних факторов в развитии физического знания. Проблема социокультурной детерминации познания в физике.

Роль субъективного и интерсубъективного фактора в развитии физики. Нелинейные модели развития научного знания и проблема междисциплинарного синтеза в физическом познании.

Раздел 3. Философские основания и гносеологические особенности формирования современной физической картины мира.

Квантово-полевая модель реальности. Объединенная теория взаимодействия элементарных частиц и методологические принципы ее построения. Многомерная интерпретация взаимо­действий. Планковская физика.

Специфика физических объектов как развивающихся сис­тем. Принцип глобального эволюционизма и концептуальные представления синергетикиПространственно-временная структура физической реальности. Пространство и время в микро, макро и мега мире.

Особенности организации и функционирования объектов мегаприроды. Антропный принцип как отражение проблемы взаимосвязи человека и Вселенной. Космические цивилизации.

Раздел 4. Физика на рубеже третьего тысячелетия.

Проблема единства физического знания. Монодисциплинарное и полидисциплинарное знание. Прикладные физические проблемы.

«Интеллектуальная революция» конца XXI века и пробле­ма сближения «двух культур». Экологические императивы и развитие физики XXI столетия.

Физика и современная цивилизация. Физическое знание в культуре техногенного мира. Перспективы развития физики. Физика в исследовании «человекоразмерных» объектов. Физическое исследование и этос науки. Глобальные проблемы со­временности и физическое познание.

Физика и геополитика: военно-стратегическое значение физических исследований и открытий. Физика и мировая эко­номика.

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел I. Физическое знание как социокультурное явление.

Занятие 1. Возникновение и динамика развития физики.

1. Генезис физического знания.

2. Особенности классической, неклассической и постнеклассической физики.

3. Социокультурная детерминация развития физического знания.

Литература:

Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982.

Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре технической цивилизации. М., 1994.

Тредер Г. Эволюция основных физических идей. К., 1989.

Физика в системе культуры. М., 1996.

Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

Раздел II. Физическое знание как объект методологического анализа.

Занятие 2. Структура и закономерности развития физического знания.

1. Эмпирический и теоретический уровни физического знания.

2. Теоретические модели и законы физики.

Литература:

Идеалы и нормы научного исследования. Мн., 1981.

Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техно-

генной цивилизации. М., 1994.

Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Философия и методология науки. М., 1996.

Занятие 3. Структура и закономерности развития физического знания.

1. Построение развитой теории в классической и неклассической физике.

2. Гипотетические модели и их конструктивное обоснование в физическом знании.

3. Проблема редукционизма и экстраполяции в современном физическом познании.

Литература:

Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Занятие 4. Метатеоретические основания физического знания.

1. Картина физической реальности как особый компонент физического знания. Эволюция картин мира в физике.

2. Понятие об идеалах и нормах физического знания.

3. Историческая динамика стиля научного мышления в физике.

Литература:

Степин B.C. Основания науки и их социокультурная детерминация.// Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1987.

Стенин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

Занятие 5. Коллоквиум по проблеме: «Эволюционные и революционные этапы в развитии физического знания».

Вопросы к обсуждению:

1. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов в развитии физического знания.

2. Современная физическая картина мира и поиск новых мировоззренче­ских ориентиров.

Литература:

Идлис Г. М. Революция в астрономии, физике, космологии. М., 1985.

Мировоззренческие структуры в научном познании. Мн., 1993.

Потупа А.С. Открытие Вселенной - прошлое, настоящее, будущее. Мн.,

Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техно-

генной цивилизации. М., 1994.

Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,

1996.

Раздел III. Философские основания и гносеологические особенности формирования современной физической картины мира.

Занятие 6. Концептуальное представление о физической реальности в микрофизике.

1. Квантово-полевая модель реальности. Объединенная теория взаимодействий элементарных частиц и методологические принципы ее построения.

2. Пространственно-временная структура физической реальности.

3 Представление о квантовании пространства и времени в физике микромира.

Литература:

Намбу Е. Кварки. М., 1984.

Потемкин В.К., Симонов А.Л. Пространство в структуре мира. Новосибирск, 1990.

Физика в системе культуры. М., 1996.

Занятие 7. Концептуальные представления о физической реальности объектов мегаприроды.

1 Специфика современных космологических моделей Вселенной.

2. Пространственная метрика Вселенной.

3. Проблема будущего Вселенной.

Литература:

Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

Барашенков B.C. Кварки, протоны. Вселенная. М., 1987.

Визгин В.П. Идея множественности миров. М., 1982.

Еремеев А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М., 1984.

Занятие 8.Космология и современная цивилизация.

1. Экспансия человечества в Космос и проблема формирования «техно-генно-космической цивилизации».

2 Проблема существования внеземных цивилизаций и способы их по­иска. Уфология.

3. Концепция эволюции ступеней Разумной жизни и «живого Космоса» в работах Н.К. Рерих и Е.И. Рерих.

4. «Космизация» человеческого мышления на рубеже XX - XXI вв. и ее отражение в литературе и искусстве.

Литература:

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.

Лем С Сумма технологии. М., 1983. Проблема поиска жизни во Вселенной. М, 1996.

Потупа А.С. Открытие Вселенной - прошлое, настоящее, будущее. Мн.,

1991.

Рерих Н.К. Избранное. М., 1990.

Рерих Е.И. Письма Елены Рерих 1929 - 1938. В 2-х т. Мн., 1992.

Раздел IV. Физика на рубеже третьего тысячелетия.

Занятие 9. Физическое знание в культуре техногенного мира.

1. Физика в исследовании «человекоразмерных» объектов.

2. Физические исследования и этос науки.

3. Глобальные проблемы современности и физическое познание.

Литература:

Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техно-

генной цивилизации. М., 1994.

Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.,

1996.

Физика в системе культуры. М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: