Акцентуации характера у подростков. Разграничение психопатии и акцентуации

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны.

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты.

2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут быть самые ничтожные. Соответственно этому настроению настоящее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием.

6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих. Такие дети любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.

10. Неустойчивы й тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения

Содержание и методы воспитания и обучения в специальной педагогике (физическое воспитание, ознакомление с окружающим миром, развитие познавательной деятельности и т.д.). Принципы проведения коррекционно-развивающих занятий.

Воспитание: оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение фиксации внимания на дефекте, стимулирование компенсаторских возможностей, формирование умения объективно оценивать свои возможности, действия и поступки.

Методы – информационные, практически-действенные, побудительно-оценочные, обучение – учет зоны ближайшего развития. Методы контроля и самоконтроля, организации и осуществления образовательной деятельности.

Принципы коррекционно-развивающей деятельности
При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения).
5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
6. Индивидуальный подход к обучающимся.
7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).

Патологическое формирование личности. Механизмы формирования патохарактерологического развития. Виды патологических реакций у подростков. Педагогическая коррекция «тяжелого характера».

Патологическое формирование личности, связанное с неправильным воспитанием и неблагоприятными условиями окружающей среды.

Механизмы: закрепление личностных реакций, прямое стимулирование личностных реакций (возбудимость, закрепление робости, совести)

Варианты:

Аффективно-возбудимые – в условиях гипоопеки, аффект разряда (гнев, раздражение) неадекватные силы воздействия.

Тормозимый – встречается реже, неуверн в себе,робкий, обидчивый. Влияние запретов и внимание родителей.

Истероидный – демонстративность, стремление привлечь к себе внимание. Ребенок – кумир семьи.

Неустойчивый – отсутствие волевых задержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: