Принципы, которыми руководствуются в настоящее время при обследовании детей с отклонениями в развитии с целью отбора их в специальные учреждения, были заложены еще в официальном документе «Об отборе детей во вспомогательные детские учреждения», изданном 26 октября 1926 г.
Принципы: гуманности, комплексного изучения детей, всестороннего и целостного изучения ребенка, динамического изучения детей, качественный и количественный подход к проверке работ ребенка.
Во всех случаях при консультировании определяется уровень и характер умственного развития детей, поэтому больший объем работы приходится на олигофренопедагога и психолога. Также необходима консультация детского врача-невропатолога. В связи с этим в постоянном штате сотрудников ПМПК должны быть следующие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Другие специалисты— сурдопедагог, тифлопедагог, врачи (офтальмолог, отоларинголог, ортопед и др.) привлекаются к работе в ПМПК в качестве консультантов по мере необходимости на условиях почасовой оплаты. Возглавляет ПМПК и руководит всей ее работой заведующий, имеющий дефектологическое образование и стаж практической работы с аномальными детьми.
Основными задачами ПМПК являются:
- обследование детей, имеющих те или иные отклонения от нормального психического развития,
- диагностика этих отклонений;
- определение специальных образовательных потребностей ребенка;
- комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
- консультирование родителей по вопросам физической и / или психической недостаточности ребенка;
- формирование банка данных о детях, имеющих отклонения в развитии, структуре детской патологии.