Механизм реализации государственной политики

Реализация государственной политики включает: механизм реализации; участники реализации; процесс реализации; целевые программы; мониторинг; оценка реализации: типы оценок, оценочные исследования; анализ влияния.

Часто бывает, что хорошо продуманная и разработанная политика не приносит ожидаемых результатов по причине ее плохого исполнения. Поэтому невозможно отделить разработку государственной политики от ее реализации, так как еще на подготовительном этапе необходимо учитывать и анализировать то, в какой степени планы и программы реализуемы в конкретных условиях. Кроме того, на всех этапах - разработки, реализации, оценки - существуют общие проблемы, которые необходимо изучать и решением которых лучше заниматься. Еще один вывод, следующий из опыта многих стран, состоит в том, что большую роль играет политическая среда, в которой реализуется данная политика, в том числе уровень сотрудничества между политиками и администраторами, центральными и местными структурами; степень поддержки политических лидеров и т.д.

Из этого следует, что проведение в жизнь государственной политики является сложным процессом, объединяющим как политическую, так и административную деятельность. Необходим более широкий взгляд на происходящие процессы, и большой ошибкой являются попытки свести реализацию политики к технологическим и административным аспектам.

Реализация государственной политики начинается сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата.

Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами.

Механизм реализации государственной политики состоит из комплекса мероприятий: организационно-управленческих; нормативно-правовых; финансово-экономических; социально-психологических.

В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации.

Уровень управления: федеральный; региональный; местный.

Характер организаций: центральные органы власти: Президент и его администрация, Правительство и его аппарат; законодательные органы власти: парламент и его структуры, депутаты; исполнительные органы власти: их руководители и сотрудники аппарата; судебные органы власти: суд, прокуратура; неправительственные организации: профсоюзы, группы интересов, частные компании и фирмы, СМИ, научные центры и совещательные органы.

В России с 1990-х гг. наблюдается весьма характерное явление, связанное с тем, что повышается значение и становится более влиятельной роль групп интересов и одновременно формируется механизм привлечения граждан к участию в разработке и реализации государственной политики. Причем не только граждане проявляют желание участвовать в решении государственных проблем, но и сами правительственные структуры говорят о желательности и полезности укрепления связей с общественными и частными организациями и группами.

Таким образом, не только интересы отдельных социальных слоев или всего общества создают политику, но и определенная политика может создавать группы интересов

Процесс реализации политических целей начинается после принятия соответствующих законодательных документов и представляет собой конкретные действия и мероприятия государственных органов исполнительной власти.

Для того чтобы эти действия были результативными и приводили к ожидаемым результатам, необходимо выполнение условий.

1 Законодательство должно точно определять границы и основные организационные и финансовые аспекты реализации государственной политики.

2 Исполнительные органы должны обладать необходимыми ресурсами и квалифицированными кадрами.

3 Государственная политика должна найти широкую поддержку среди социальных групп и лидеров общественно-политических организаций.

4 Государственная политика не должна вызывать социальных конфликтов и подрывать социально-экономические или политические основы государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: