Конфликт взаимоотношения МСУ и региональных органов власти

Конфликт - обычное явление в общественных отношениях между людьми, тем более в отношениях, связанных с властью и управлением.

В этой сфере политической и социальной жизни всегда проявляются противоречия между интересами и целями властвующих и подвластных, управляющих и управляемых, развивающиеся в определенной ситуации до открытого и осознанного противоборства.

Конфликт - это борьба общественных субъектов с целью реализации противоречивых интересов. Конфликт - это столкновение сил, в основе которого лежат претензии на определенный статус, власть и ресурсы. Данное определение отражает основные признаки конфликта, характерного для взаимоотношений местного самоуправления и государственных органов. В сфере этих взаимоотношений проявляются все отмеченные общесоциальные конфликтогенные факторы.

В самом деле, коллективные интересы местного сообщества не всегда и не во всем могут совпадать с общими интересами региона, а тем более, государства, которые призваны выражать и отстаивать органы государственной власти. Например, в вопросах разделения муниципальной и государственной собственности. Противоречия между интересами возникают по поводу: статуса; власти (полномочий); ресурсов, определяемых государственными органами при формировании муниципальных образований. Правда, они не во всех случаях выливаются в открытый конфликт, что уже в основном зависит от позиций и взглядов руководства органов местного самоуправления и региональных властей. К тому же не всякое противоречие развивается в конфликт, а многие проявляются в виде споров, дискуссий, не разделяющих участников на противостоящие стороны.

Проблема статуса местного самоуправления превращается в источник противоречия и потенциального конфликта в ситуации, когда региональные органы государственной власти либо препятствуют обрести его тем местным сообществам, которые обладают правом на самоуправление, либо ограничивают сферу действия местного самоуправления.

Статус субъектов местного самоуправления реализуется в совокупности властных полномочий, которыми они наделяются органами государственной власти. Объем властных полномочий — предмет острых противоречий и конфликтов между местными и региональными органами.

Суть противоборства заключается, с одной стороны, в стремлении органов местного самоуправления приобрести больше полномочий (углубить децентрализацию власти), а с другой - в нежелании субъекта государственной власти делиться полномочиями, иначе говоря, упускать бразды централизованной власти из своих рук.

Основная линия конфликта проходит на уровне мэр - губернатор. По данным социологических опросов, почти треть респондентов (опрошенных граждан) указала на наличие в регионе негативного, а в ряде случаев даже агрессивного, взаимоотношения органов власти. Противостояние наблюдается с обеих сторон: «губернатор и мэр», «мэр и губернатор». Муниципальная власть нередко пытается противопоставить себя всем остальным органам власти, а субъект государственной власти всеми законными и незаконными средствами стремится сокрушить своего муниципального оппонента.

Второй уровень напряженности - между представительными и исполнительными органами власти - «мэр - городская дума». Первая конфликтная линия в известной степени связана с субъективным фактором, в частности, с властными амбициями конфликтующих сторон. Однако главные причины возникновения конфликтных ситуаций обоих видов заключаются как в нечеткости разграничения полномочий органов местного самоуправления и государственной власти, так и, преимущественно, в дефиците материальных и финансовых ресурсов.

Противостояние органов местного самоуправления и субъекта Федерации может быть связано с выборами глав администраций муниципальных образований. Известно, что выборы органов власти, особенно исполнительной, являясь демократической формой волеизъявления граждан, вместе с тем представляют момент острой борьбы кандидатов за руководящие посты. Без борьбы не проходят и муниципальные выборы. Нередко в нее включаются и региональные органы власти. Правда, косвенно, рекомендуя тех или иных кандидатов на должности глав администраций муниципалитетов, хотя таким полномочием региональная власть не наделена. Вмешательство органов власти субъекта федерации в процесс муниципальных выборов или необеспеченность законности их проведения неизбежно порождают конфликты, приобретающие даже политическую окраску. В подобных ситуациях актуализируются оба уровня напряженности между местным самоуправлением и региональными органами государственной власти: «губернатор — глава муниципальной администрации» и «глава муниципальной администрации — областная (городская) дума». К сожалению, есть немало примеров таких форм взаимоотношений между двумя уровнями публичной власти, которые компрометируют концепцию организации муниципального управления, да и государственные институты, включая федеральные.

Проблема распределения ресурсов же менее конфликтогенна, чем борьба за полномочия и должности на муниципальном Олимпе власти.

Власть — это обладание определенными материально - финансовыми, социальными, информационными и прочими ресурсами. Для органов местного самоуправления ресурсы — это, прежде всего объекты муниципальной собственности и бюджетное обеспечение. В условиях финансово-экономического кризиса любому субъекту федерации трудно найти такое решение вопросов разделения муниципальной и государственной собственности, а также бюджетного финансирования муниципальных образований, которое обеспечивало бы баланс интересов. Противоречия и конфликты неизбежны. Задача руководителей того и другого уровней власти — не доводить их до высшего накала.

Итак, конфликтогенные узлы во взаимоотношениях органов местного самоуправления и государственной власти определены:

- борьба местных сообществ за статус местного самоуправления, противоречия, возникающие между властями по поводу определения границ местных сообществ, на территории которых организуются органы местного самоуправления;

- противоположные стремления органов местной и государственной властей при разграничении властных полномочий;

- поле выборов властей;

- борьба органов местного самоуправления за обладание материально- финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации своих законодательством установленных полномочий по решению вопросов местного значения.

Возникновение конкретного конфликта сигнализирует:

- о наличии конкретной проблемы, требующей своего решения;

- необходимость преодоления данного конфликта стимулирует активность как субъектов местного самоуправления, так и государственной власти;

- наконец, преодоление того или иного конфликта всегда означает какой-то шаг вперед.

Негативная сторона влияния конфликтов на общественно - политический и управленческий процесс доминирует над позитивной. Разрушительные последствия конфликта оказываются в большинстве случаев более значительными, чем их роль в качестве фактора, стимулирующего конструктивную деятельность конфликтующих сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: