V. Продолжение работы над новым материалом

1. Рассказ учителя о курае.

Учитель. Ребята, кураю более 1000 лет. Это можно доказать тем, что испокон веков исполняемая только на курае мелодия “Сынрау торна” - “Звенящие журавли”, имеет более тысячелетнюю историю. Курай в основном изготавливается из тростника, растущего на Южном Урале (показ рисунка растения курай – реброплодника уральского).

Рисунок 2.

Учитель. На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии.

2. Прослушивание отрывков мелодий курая.

Учитель. Какие чувства вызвала мелодия курая?

Ответы учащихся.

3. Рассказ учителя о курае.

Учитель. “Сделаю из камыша и заиграю на сор-курае…” поётся в народной песне. (На доску вывешивается карточка - сор – курай – из тростника). На нём в основном играют девушки, женщины. Длина этого курая около 50 см.

С собой в походы башкиры брали медный курай (на доску вывешивается карточка – медный).

Учитель. Почему в походы брали именно медный курай?

Дети. Потому что медный курай был прочным.

Учитель. В народных преданиях говорится о медном курае Салавата Юлаева. С конца 70-х гг. 20 века мастер В. Ш. Шугаюпов изготавливает курай из деревянного шпона. (На доске карточка – из деревянного шпона)

Известны имена выдающихся кураистов – это Кубагуш сэсэн (15-16 век), Баик сэсэн (1710 – 1814 гг). Когда Баик сэсэну было 102 года, он встречал башкирских воинов, возвращающихся из Парижа с победой, игрой на курае собственную мелодию, которую специально для этого сочинил. Эта мелодия дошла до нас под названием “Баик”.

20 июля 1925 года знаменитый башкирский кураист Юмабай Исянбаев был приглашён в Москву. Там формировалась группа артистов для поездки в Париж. Юмабай Исянбаев повёз с собой тростник с корнем. И когда настала очередь для выступления, он вышел на сцену и прямо перед зрителями сделал курай и заиграл одну мелодию за другой. Один француз поднялся на сцену, посмотрел курай со всех сторон. И когда кураист заиграл мелодию “Баик”, одна французская дама сняла с пальца золотой перстень и надела на палец кураиста (по ходу рассказа на доску вывешивается плакат с фамилиями этих кураистов).

4. Просмотр видеофильма из серии “Кынгырау”, отрывка “Курай”. (3 минуты)

Сейчас мы познакомимся с нашим современником – известным кураистом Ишмуратом Ильбаковым. (Просмотр видеофильма из серии “Кынгырау”, отрывок “Курай” (3 мин).

5. Беседа по просмотренному видеофильму.

Учитель. Что интересного узнали из просмотренного видеофильма?

Ответы учащихся.

6. Работа с символикой Республики Башкортостан.

Учитель. (Показываю символический курай – соцветие). Где, ребята, вы видели такой курай?

Рисунок 3.

Дети. На флаге и гербе Республики Башкортостан.

Рисунок 4.

Учитель. Что означает 7 лепестков курая?

Дети. Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.

7. Чтение стихотворения о курае.

Чтение стихотворений..

Читают выразительно несколько учащихся под мелодию курая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: