В конце XIX века было опубликовано такое рекламное объявление: "Нужны мужчины для опасного путешествия. Зарплата маленькая. Холода страшные. Долгие месяцы кромешной тьмы. Постоянная опасность. Благополучное возвращение сомнительно. Почести и признание - только в случае успеха".
Автор текста - полярный исследователь Шеклтон - получил более двух тысяч откликов с предложением своих кандидатур.
В 1999 году "Комсомольская правда" опубликовала объявление о наборе в международную экспедицию по преодолении трудностей. Никакой оплаты. Только неимоверные трудности и лишения. Опять, как и 100 лет назад, тысячи желающих!
Что это за потребность такая, которая присуща человеку вне зависимости от того, в каком веке он живет?
Это потребность ощущать опасность. Большинство людей бегут от опасности. Но небольшая прослойка среди нас обладает потребностью испытывать опасность. Эти люди выбирают соответствующие профессии и увлечения: монтажники-высотники, машинисты высотных кранов, воздушные акробаты, сцепщики железнодорожных составов, "солдаты удачи" (наемники в горячих точках на планете), шпионы, альпинисты, скалолазы, спелеологи, парашютисты.
Одной из возможных мишеней воздействия на этих людей является удовлетворение их такой нетипичной потребности - в опасности. Эффективность приведенных выше реклам показывает точность расчета авторов объявлений.
Искусство скрытого управления как раз и состоит в выборе все новых мишеней воздействия и приманок. То, что мысль творцов от рекламы не стоит на месте показывают следующие сюжеты.