Можно перечислить еще множество признаков классификаций. Рассмотрим наиболее употребительные виды классификаций.
На рис. 2.3 представлена классификация документов по характеру информационных связей предприятия.
Документы |
Внешние |
Внутренние |
Рис. 2.3. Классификация документов по характеру связей
К внешним документам относятся нормативные документы вышестоящих организаций. Эти документы исходят от фискальных органов (налоговой службы), природоохранительных органов, органов социальной защиты и многих других. Внешними считаются также документы, поступающие из других организаций или предназначенные для других организаций.
Внутренними документами можно назвать такие, которые создаются и имеют хождение только внутри предприятия или учреждения.
Для организации эффективного управления, независимо от вида предприятия, необходимы организационно-распорядительные документы. Такие документы часто называют общим термином — управленческие документы. Рассмотрим подробнее виды управленческих документов.
|
|
К организационным документам предприятия можно отнести устав предприятия, описание его структуры, штатное расписание, правила внутреннего распорядка и должностные инструкции сотрудников.
К распорядительным документам относятся приказы, распоряжения и решения по основной деятельности. Эти документы оформляются однотипно, меняется только название вида документа (приказ, распоряжение, решение) и управляющие слова («Приказываю»; «Обязываю»; «Решил»).
К документам по личному составу относятся документы, устанавливающие отношения между гражданином и предприятием. Это приказы по личному составу (о приеме, увольнении, переводе на другую должность и т. п.), трудовые книжки, индивидуальные контракты (договоры) с сотрудниками, их личные дела и лицевые счета по заработной плате.
К информационно-справочным документам относятся письма, факсы, докладные записки, телефонограммы и др.
Классификация управленческих документов по функциональному назначению представлена на рис. 2.4.
Управленческие документы |
Организационные |
Распорядительные |
Информационно-справочные |
Документы по личному составу |
Рис. 2.4. Классификация управленческих документов
Документы, имеющие хождение на предприятии, можно классифицировать по направленности документопотока (рис. 2.5).
Входящие |
Исходящие |
Документы |
Внутренние |
Рис. 2.5. Документопотоки предприятия
Входящими называются документы, которые поступили на предприятие от других организаций. Исходящие документы — это документы, которые предприятие (организация) отправляет другим предприятиям.
|
|
Внутренние документы имеют хождение внутри предприятия и содержат информацию, позволяющую решать внутрипроизводственные задачи. -
Среди делопроизводителей распространена классификация документов по содержанию. Она представлена на рис. 2.6.
Документы |
Первичные |
Сводные |
Рис. 2.6. Классификация документов по содержанию
Первичные - это документы, в которых зафиксированы исходные данные.
Сводные — документы, в которых собраны данные из нескольких первичных документов.
С развитием компьютерной техники и специального программного обеспечения в обиход вошла классификация документов по типу носителей (рис. 2.7).
Документы |
Бумажные |
Электронные |
Рис. 2.7. Классификация документов по типу носителей
Словосочетание «электронный документ» лежит в основе безбумажной технологии делопроизводства. В следующем разделе мы рассмотрим подробнее группы документов, выделившиеся в результате классификации документов по типу носителей.
6.В чем преимущество «безбумажной» технологии.
Электронный документ, по сравнению с «твердой копией» (так иногда называют бумажный документ), обладает рядом преимуществ:
o простота внесения изменений;
o использование заранее заготовленных форм документов не только с указанными в них основными реквизитами, но и с напечатанными стандартными фразами в соответствии с видом документа;
o экономия затрат при считывании информации, содержащейся в документе, непосредственно с экрана монитора, без распечатки на бумаге;
o оперативность (от нескольких минут до нескольких часов) при передаче в другое учреждение по электронной почте;
o возможность передачи документа по электронной почте любому количеству
адресатов;
o возможность архивации документов и защиты их от несанкционированного
доступа.
7.Какие реквизиты используются в документах.