Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

В соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь Иностранные граждане и лица без гражданства на территории нашей страны пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными Договорами.

Однако административно–правовой статус лиц, не являю­щихся гражданами Республики Беларусь, различен.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь призна­ются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Беженец – это лицо, которое не является гражданином РБ и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в госу­дарстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к опре­деленной социальной группе или политических убеждений и, которое не может либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории РБ, вследствие подобных обстоятельств не может или не желает вернуться в государство своего прежнего обычно­го местожительства в силу таких опасений.

Несмотря на конкретность в определении указанных кате­горий лиц, административно–правовой статус каждой катего­рии различен. В качестве примера приведем классификацию иностранных граждан по времени пребывания на территории Республики Беларусь:

  • постоянно проживающие на территории РБ – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел;
  • временно проживающие или временно пребывающие на территории РБ–иностранные граждане, находящиеся на территории РБ на иных законных основаниях. Срок временного пребывания в РБ иностранца определяется сроком действия выданной ему визы и не может превышать девяноста суток в календарном году со дня первого въезда в Республику;
  • проезжающие через территорию РБ тран­зитом (в срок, не превышающий двух суток со дня их въезда в РБ).

Другая классификация – по стране своей принадлежности:

  • иностранные граждане ближнего зарубежья – стран СНГ;
  • иностранные граждане дальнего зарубежья.

Из общего законодательства, определяющего статус иност­ранных граждан, имеются изъятия относительно граждан госу­дарств, входящих в СНГ. Эти изъятия устанавливаются согла­шениями между государствами – участниками СНГ.

Иностранцы на территории РБ пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами РБ, если иное не определено Конституцией РБ, законодательными актами и международными договорами.

Их административно–правовой статус определен:

1. Конституцией РБ

2. Законами РБ «О правовом положении иност­ранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 105-З,

3. «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в РБ» от 23 июня 2008 г. № 354-З,

4. Постановлениями Совета Министров «Вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» от 14 апреля 2009 г. № 461,

5. «Об утверждении Правил пребывания инос­транных граждан и лиц без гражданства в Республике Бела­русь» от 20 января 2006 г. № 73 и др.

Так, в соответствии с последними, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, обя­заны быть зарегистрированными, иметь при себе действитель­ные паспорта или заменяющие их документы и предъявлять их по требованию представителей компетентных органов.

Контроль за соблюдением Правил осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с органами государственной безопасности, а также пограничные войска Республики Беларусь в пунктах пропуска на государственной границе Республи­ки Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящие­ся в Республике Беларусь временно, должны выбыть из Респуб­лики Беларусь по истечении определенного им срока пребыва­ния.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Бела­русь, могут перемещаться по ее территории и выбирать место жительства в соответствии с Правилами пребывания иностран­ных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничения в перемещении и выборе места жительства допус­каются только в установленном законодательством порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РБ , имеют право:

  • заниматься трудовой или хозяйственной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания;
  • получать образование в Республике Беларусь;
  • вступать на общих основаниях с гражданами Республики Бе­ларусь в профессиональные союзы и другие общественные объединения;
  • заключать или расторгать брак с гражданами Республики Бе­ларусь и иными лицами.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут:

  • избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах;
  • занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к граждан­ству Республики Беларусь;
  • допускаться к деятельности, связанной с государственной тай­ной;
  • нести воинскую обязанность;
  • въезжать на территорию Республики Беларусь без разреше­ния (исключение составляют граждане стран СНГ, с которы­ми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда).

Только к иностранным гражданам и лицам без граждан­ства применяется такой вид административного принуждения, как депортация, которая регламентируется Положением о по­рядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Депортация может быть применена в следующих случаях:

  • если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и других лиц;
  • если действия лиц, к которым может быть применена данная мера, противоречат интересам обеспечения государственной безопасности и охраны общественного порядка;
  • если эти лица грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, а также таможенное, валютное и иное законодательство.

За иные нарушения правил пребывания в Республике Бела­русь и правил транзитного проезда через республику иностран­ные граждане привлекаются к установленной законом ответ­ственности.

Правовое положение иностранных граждан, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством и международными договора­ми. В частности, они пользуются иммунитетом от администра­тивной юрисдикции нашей страны.

_____________________________________________________________________________________________________________

3. ПРЕЗИДЕНТ

Президент Республики Беларусь является Главой государ­ства, гарантом Конституции, прав и сво­бод человека и гражданина. Его правовой статус закреплен в Конституции и Законе «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ с изм и доп.

Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реа­лизацию основных направлений внутренней и внешней поли­тики, представляет Республику Беларусь в отношениях с други­ми государствами и международными организациями. Прези­дент принимает меры по охране суверенитета Республики Бела­русь, ее национальной безопасности и территориальной целост­ности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной вла­сти, осуществляет посредничество между органами государствен­ной власти, однако организационно не входит в систему какой–либо ветви государственной власти.

Президент Республики Беларусь обладает обширными пол­номочиями в сфере исполнительной власти, которые относятся к области формирования ее организационной системы и содержа­тельной части важнейших направлений ее функционирования.

К исключительной компетенцииПрезидента в сфере ис­полнительной власти, государственного управления относятся:

1. назначение республиканских референдумов;

2. образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента Республики Беларусь, других органов государствен­ного управления;

3. с согласия Палаты представителей назначение на должность Премьер–министра Республики Беларусь;

4. определение структуры Правительства Республики Беларусь, назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Премьер–министра, министров и других членов Пра­вительства, принятие решения об отставке Правительства или его членов;

5. назначение на должность и освобождение от должности Пред­седателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

6. право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

7. назначение руководителей республиканских органов государ­ственного управления и определение их статуса; присвоение классных чинов и званий;

8. решение вопросов, связанных с приемом в гражданство Республики Беларусь, его прекращение и пред с тавление убежища;

9. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспо­рядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориаль­ной целостности и существованию государства, введение на территории Республики Беларусь или в ее отдельных местно­стях чрезвычайного положения с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

10. право отменять акты Правительства Республики Беларусь;

11. непосредственное или через создаваемые им органы осуще­ствление контроля за соблюдением законодательства мест­ными органами управления и самоуправления;

12. право отменять решения местных исполнительных и распо­рядительных органов в случае несоответствия их законода­тельству;

13. формирование Совета Безопасности Республики Беларусь;

14. назначение на должности и освобождение от должностей высшего командования вооруженных Сил Республики Бела­русь;

15. введение на территории Республики Беларусь в случае воен­ной угрозы или нападения военного положения, объявление полной или частичной мобилизации с внесением в трехднев­ный срок принятого решения на утверждение Совета Респуб­лики.

Глава государства на основании и в соответствии с Консти­туцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоря­жения, имеющие обязательную силу на всей территории Респуб­лики Беларусь.

Президент своими указами влияет на различные стороны самого содержания деятельности Совета Министров и всей сис­темы органов исполнительной власти.

Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, изда­ваемые на основании закона о делегировании Президенту зако­нодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и вре­менные декреты имеют силу закона.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Для непосредственного обеспечения деятельности Президен­та, реализации его полномочий Президентом создается Адми­нистрация Президента Республики Беларусь, которая:

является республиканским органом государственного уп­равления;

обеспечивает проведение государственной кадровой поли­тики и идеологии;

координирует деятельность подотчетных Президенту госу­дарственных органов;

обеспечивает взаимодействие Президента с органами зако­нодательной, исполнительной и судебной властей;

осуществляет организационное, информационно–аналитичес­кое и правовое обеспечение деятельности Президента Республи­ки Беларусь.

В структуру Администрации Президента Республики Бела­русь входят:

• Глава Администрации; (в настоящее время -- Кобяков Андрей Владимирович)

• Первый заместитель Главы Администрации;

• три заместителя Главы Администрации;

• помощники Президента Республики Беларусь;

• Главное управление кадровой политики;

• Главное идеологическое управление;

• Главное государственно–правовое управление;

• Главное организационное управление;

• Главное управление по взаимоотношениям с органами зако­нодательной и судебной власти;

• Главное экономическое управление;

• Управление внешней политики;

• Управление по работе с обращениями граждан;

• Управление региональной политики;

• канцелярия Президента Республики Беларусь;

• приемная Президента Республики Беларусь;

• пресс–служба Президента Республики Беларусь;

• Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

• отдел по работе с общественными объединениями;

• отдел подготовки выступлений;

• отдел по вопросам гражданства и помилования;

• сектор науки;

• сектор стратегии развития сельского хозяйства.

В целях совершенствования финансового, материально–тех­нического и социально–бытового обеспечения деятельности выс­ших органов государственной власти создано Управление дела­ми Президента Республики Беларусь, которое подчиняется не­посредственно Президенту Республики Беларусь.

Управляющий делами Президента Республики Беларусь – ШЕЙМАН Виктор Владимирович

____________________________________________________________________________________________________________

4. Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публич­ные функции.

Главный юридический признак любого государственного органа – это наличие государственно–властных полномочий.

В соответствии со ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каж­дый вид государственной власти реализуется соответствующей системой государственных органов. Необходимо учитывать, что определенной частью исполнительной власти обладают и иные государственные органы, например прокуратура в лице прокуро­ров, суды в лице их председателей и т.д. Однако они не являют­ся органами исполнительной власти, поскольку их главное пред­назначение заключается в осуществлении прокурорского надзо­ра и правосудия, а не реализации государственного управления.

Не являются государственными органами государственные организации в лице государственных предприятий, учреждений и иных коллективов людей. Так, администрация государствен­ного объединения, предприятия, учреждения в ходе реализации управленческих функций является органом внутреннего управ­ления (самоуправления) и к органам исполнительной власти не относится.

Важно знать, что орган исполнительной власти всегда яв­ляется органом государственного управления, в то же время не всякий орган государственного управления – орган исполни­тельной власти. Следовательно, органам исполнительной влас­ти присущи основные черты, признаки, свойственные органам государственной власти.

Основные признаки органа исполнительной власти:

1) обладает государственно–властными полномочиями;

2) является частью аппарата государства;

3) осуществляет от имени государства его задачи и функции;

4) является политической организацией;

5) имеет определенную компетенцию, структуру и территориаль­ный масштаб деятельности;

6) образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности;

7) несет ответственность перед государством за свою деятель­ность.

Специфические признаки:

1) осуществляют специфическую по своему содержанию и мето­дам государственную деятельность – государственное управ­ление;

2) представляют собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управле­ния;

3) осуществляют свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства норма­тивного, оперативно–исполнительного (юрисдикционного) ха­рактера;

4) осуществляют общее, непосредственное, повседневное опера­тивное руководство в экономической, социально–культурной, административно–политической и межотраслевой сферах.

Виды органов государственного управления (исполнительной власти):

Классификация позволяет изучить особенности организации и деятельности органов исполнительной власти, установить закономерности во взаимосвязях отдельных органов, правильно их объяснить.

Классификация органов управления может быть различной в зависимости от того, какая сторона их организации и деятель­ности берется в данном случае за основной критерий. Так, если исполком местного Совета рассматривать в зависимости от тер­риториальных пределов деятельности, то это будет местный орган управления; от характера компетенции – орган общей компетенции; от порядка разрешения подведомственных ему вопросов – коллегиальный орган; от источника финансирова­ния – орган госбюджетного финансирования и т.д.

При классификации органов управления следует руковод­ствоваться не столько наименованием самого органа, сколько исходить из его правового положения, места в общей системе органов управления, специфики его организации и деятельнос­ти. Существенным признаком считается тот, который характе­ризует деятельность данного или нескольких органов, выделяет их из числа других органов в особую самостоятельную одно­именную группу.

В зависимости от правовой основы образования органы ис­полнительной власти делятся на:

1. органы, создаваемые на основе Конституции Республики Бе­ларусь (Совет Министров, министерства, государственные ко­митеты, исполнительные органы местных советов депутатов и др.);

2. органы, образуемые распорядительным порядком другими государственными органами (администрация объединений, предприятий, учреждений, организаций).

В зависимости от территориального масштаба деятель­ности они делятся на:

1. республиканские органы, деятельность которых распростра­няется на всю территорию республики. К ним относятся Со­вет Министров, министерства, государственные комитеты, го­сударственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;

2. местные органы, охватывающие своей деятельностью одну, а иногда несколько административно–территориальных единиц. Они действуют на территории области, района, города, поселка и т.д. Местные органы, которые действуют лишь на тер­ритории одной административно–территориальной единицы, являются территориальными, а на территории нескольких административно–территориальных единиц – межтерритори­альными. К местным органам государственного управления относят­ся, например, исполнительные комитеты местных Советов депу­татов, их отделы и управления, местные администрации, мест­ные органы министерств.

В зависимости от объема компетенции органы исполни­тельной власти делятся на три группы: органы общей, отрасле­вой и специальной (межотраслевой) компетенции.

Органы государственного управления общей компетенции ведают в пределах подведомственной им территории одновре­менно всеми или многими отраслями управления. Их полномо­чия шире полномочий органов управления, обладающих отрас­левой или специальной компетенцией, они осуществляют об­щее руководство и координацию деятельности последних. К орга­нам управления общей компетенции относятся Совет Мини­стров, местные исполкомы и местные администрации.

Органы отраслевой компетенции участвуют в осуществле­нии руководства определенной, порученной им отраслью управ­ления. Это министерства, отделы и управления исполкомов и др. В своей деятельности все они ответственны перед соответ­ствующими органами общей компетенции и им подотчетны.

Органы управления специальной (межотраслевой) компетен­ции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (например, мини­стерство экономики, министерство промышленности); органы, вы­полняющие специализированные функции межотраслевого зна­чения (например, министерство труда и социальной защиты); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, министерство по чрезвычайным ситуациям).

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на коллеги­альные и единоначальные.

Во главе коллегиального органа стоит группа лиц, образую­щих коллегию. Основные вопросы, относящиеся к компетенции такого органа, обсуждаются и решаются на ее заседаниях кол­лективно. Для вынесения решения по обсуждаемому вопросу необходим кворум. Обычно в коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов, т.е. когда за данное ре­шение проголосовало больше половины присутствующих чле­нов органа. Таким образом, коллегиальность органов управле­ния выражается как в их построении, так и в их деятельности. Она обусловлена объемом их компетенции и широкими задача­ми руководства. Эти органы, как правило, призваны решать вопросы, касающиеся одновременно многих отраслей государ­ственного управления. К коллегиальным органам относятся, прежде всего, органы общей компетенции (Совет Министров, исполкомы).

Во главе единоначалъного органа стоит одно лицо – руково­дитель. Он осуществляет общее руководство данным и ниже­стоящими органами государственного управления, предприятия­ми и организациями. Он единолично, под свою ответственность принимает решения, которые обязательны не только для долж­ностных лиц, ответственных за определенный участок работы внутри аппарата данного органа, но и для всех его работников, а также для нижестоящих органов, предприятий и организаций.

К органам единоначального управления относятся мини­стерства, отделы и управления исполкомов, администрации пред­приятий.

В зависимости от занимаемого положения и места в сис­теме органы исполнительной власти делятся на вышестоящие и нижестоящие.

Каждый орган осуществляет свои права и обязанности са­мостоятельно в пределах своей компетенции. Вышестоящие орга­ны, как правило, не вмешиваются в оперативную деятельность нижестоящих, но в то же время они контролируют их и указы­вают на недостатки в работе. Акты, издаваемые нижестоящими органами, должны соответствовать актам вышестоящих органов. В случае несоответствия им они могут быть отменены или приостановлены вышестоящими органами.

В зависимости от порядка финансирования органы делятся на финансируемые из республиканского бюджета и финансируе­мые из местных бюджетов.

Порядок финансирования зависит от места органа исполни­тельной власти в системе государственных органов.

5. Совет Министров РБ – Правительство РБ – является коллегиальным органом госу­дарственного управления, который осуществляет исполнитель­ную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнитель­ной власти.

Организация и деятельность Правительства опре­деляются ст. 106–108 Конституции и За­коном «О Совете Министров Республики Беларусь». В своей деятельности Правительство РБ подчинено Президенту РБ и ответ­ственно перед Национальным собранием РБ. Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента, осуществляет контроль за их исполнени­ем подчиненными ему органами государственного управления и другими органами исполнительной власти РБ, физическими и юридическими лицами.

Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как органа, правомочного решать вопросы государственного управ­ления, охватывает все области и сферы государственного руко­водства.

Полномочия Совета Министров РБ:

• регулирует деятельность всех отраслей экономики Республи­ки Беларусь, принимает меры по их развитию;

• обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, со­циального обеспечения;

• определяет государственную политику в области охраны ок­ружающей среды, порядок использования природных ресур­сов;

• принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, за­щите интересов государства, охране собственности и обще­ственного порядка, борьбе с преступностью;

• принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной цело­стности РБ, кроме осуществляемых Прези­дентом или другими определенными им государственными органами;

• разрабатывает основные направления внутренней и внеш­ней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

• разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента предложения по осуществлению государствен­ной кадровой политики, направленной на создание необхо­димого резерва высокопрофессиональных руководящих работ­ников системы органов государственного управления, содей­ствует обеспечению их подготовки и повышению квалифика­ции.

Совет Министров руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного уп­равления, координирует, направляет и контролирует их работу.

Состав Совета Министров РБ:

1. Премьер–министр РБ,

2. Глава Администрации Президента,

3. Председатель Комитета госу­дарственного контроля,

4. Председатель Правления Национально­го банка,

5. заместители Премьер–министра Республики Беларусь,

6. министры, председатели государственных комитетов,

7. Председа­тель Президиума Национальной академии наук Беларуси,

8. Пред­седатель Правления Белорусского республиканского союза по­требительских обществ.

Премьер–министр назначается Прези­дентом с согласия Палаты представите­лей Национального собрания.

В случае двукратного отказа Палаты представителей Наци­онального собрания в даче согласия на назначение Премьер – министра Президент вправе назначить исполняющего обязан­ности Премьер–министра, распустить Палату представителей Национального собрания и назначить но­вые выборы.

Совет Министров действует на протя­жении срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, если Президентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, не принято решение об отставке Правительства.В случае отставки Совет Министров исполняет свои обязанности до сформирования нового состава Правительства.

Заседания Совета Министров прово­дятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров счи­тается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства.

Совет Министров на основании и в целях исполнения Конституции, законов Республики Беларусь, актов Президента принимает постановления и контролирует их исполнение.

_________________________________________________________________________________________________________

6. Основными республиканскими органами управления, выпол­няющими задачи общегосударственного руководства и действу­ющими на территории всей республики, являются:

1. министерства,

2. государственные комитеты,

3. государственные организации, под­чиненные Совету Министров,

4. иные специальные органы (де­партаменты, главные управления, управления, инспекции, комис­сии, советы и др.).

Все республиканские органы наделены специальной компе­тенцией. Они руководят порученными им отраслями или сфера­ми управления и являются отраслевыми или межотраслевыми (функциональными); действуют на основании законов, актов Президента и Совета Министров. Правовой основой их дея­тельности служат также специальные положения.

Положения о Министерстве внутренних дел, Министерстве обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям, Комитете государственной безопасности, Государственном пограничном комитете, Государственном таможенном комитете, Государствен­ном военно–промышленном комитете Республики Беларусь ут­верждаются Президентом Республики Беларусь, положения об иных министерствах, государственных комитетах – Советом Министров Республики Беларусь.

Министры, председатели государственных комитетов, замес­тители министра внутренних дел, министра обороны, министра по чрезвычайным ситуациям, председателя Комитета государ­ственной безопасности, председателя Государственного погра­ничного комитета, председателя Государственного таможенного комитета, председателя Государственного военно–промышленно­го комитета назначаются Президентом, заместители иных министерств, председателей государственных комитетов, руководители департаментов – Советом Министров по согласованию с Президентом

Министерство Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления (функциональный или от­раслевой), проводящий государственную политику, осуществля­ющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного уп­равления.

Правовой статус министерства закрепляется в Положении о нем.

Министерства образует, реорганизует и упраздняет Прези­дент. Он также назначает и освобождает от должности, мини­стров.

Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в состав Совета Министров. Он несет всю полноту ответственности за деятельность своего министерства, подотчетен Президенту и Совету Министров. В своей деятельности он руковод­ствуется законодательными актами РБ, а так­же постановлениями Совета Министров, распоряжениями Премьер–министра и иными актами законода­тельства.

Правовыми формами деятельности министерств являются приказы и постановления.

Нормативные правовые акты, касаю­щиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие меж­ведомственный характер, принимаются в форме постановлений.

Принимаемые министерствами иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются поста­новлениями или приказами.

В министерствах имеются совещательные органы – колле­гии. Они, как правило, состоят из руководящих работников ми­нистерства. Председателем коллегии является министр. Реше­ния коллегии, как правило, проводятся в жизнь постановления­ми и приказами. Если министр не согласен с решением, приня­тым коллегией, он проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь.

Государственный комитет Республики Беларусь – это рес­публиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности (осуществ­ляющий в большинстве случаев межотраслевое управление).

Государственные комитеты наделены значительной функ­циональной властью. Их, как и министерства, образует, реорга­низует и упраздняет Президент. Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается и освобождается от должности указом Президента, по должности входит в состав Совета Министров и по статусу является министром.

Государственный комитет выполняет две группы задач:

а) межотраслевое (функциональное) управление порученной сферой – главная задача, ради которой орган был создан;

б) линейное руководство подчиненными ему организациями –внутриведомственное управление.

Оперативное руководство межотраслевой деятельностью и внутриведомственное управление осуществляются председателем госкомитета единолично. Он вправе издавать приказы, распоря­жения, распределять обязанности между своими заместителями.

В структуре министерств и государственных комитетов по решению Президента могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделе­ниями министерств, государственных комитетов и осуществля­ют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства или государствен­ного комитета.

Министерства и государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, могут подчиняться исключительно.

Государственные организации, подчиненные Совету Мини­стров, не являются республиканскими орга­нами государственного управления и не обладают соответствую­щими властными полномочиями. Руководители этих государ­ственных организаций не входят в состав Правительства, за исключением председателя правления Белорусского республи­канского союза потребительских обществ.

Все республиканские органы государственного управления, как правило, имеют подчиненные органы, учреждения, предприя­тия. Вместе они образуют систему. Во главе такой системы находится республиканский орган государственного управления, а нижестоящие звенья находятся, как правило, в администра­тивно–территориальных единицах. Так, в Законе «О Совете Ми­нистров РБ» указывается, что «в целях реа­лизации полномочий республиканских органов государственно­го управления в административно–территориальных единицах РБ могут создаваться в установленном по­рядке их территориальные органы», так называемые местные органы государственного управления.

При этом необходимо учитывать, что понятие «местные орга­ны государственного управления» более широкое, чем понятие «органы местного управления». Кроме органов местного управ­ления в него включаются государственные органы министерств, государственных комитетов на местном уровне и не подчинен­ные местным исполкомам (местным администрациям).

7. Правовой статус органов местного управления и самоуправ­ления закреплен в разделе 5 Конституции, Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и других НПА. При уяснении правового статуса органов местного самоуправления целесообразно учитывать положения Европейс­кой Хартии местного управления и самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г.

Местное управление – это форма организации и деятельно­сти местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения, исходя из общегосудар­ственных интересов населения, проживающего на соответствую­щей территории.

Единая система местных органов управления на территории РБ состои т из областных, городских, район­ных, поселковых и сельских исполкомов, а также местных адми­нистраций.

Необходимо подчеркнуть, что указанные исполкомы и мест­ные администрации входят в единую систему органов исполни­тельной власти (в отличие от органов местного самоуправления, среди которых, например, местные Советы депутатов являются представительными органами).

В соответствии со ст. 9 Закона РБ «О местном управлении и самоуправлении в РБ» исполнительным и распорядительным органом на терри­тории области, района, города, поселка, сельсовета является ис­полнительный комитет с правами юридического лица. В дан­ной статье определены три вида исполнительных комитетов.

1. Первичный уровень – сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) исполнительные комитеты.

2. Базовый уровень – городские (городов областного подчи­нения) исполнительные комитеты.

3. Областной уровень – областные и Минский городской исполнительные комитеты.

Таким образом, основным исполнительным и распоряди­тельным органом на территории административно–территори­альной единицы является местный исполком. Это коллеги­альный орган управления общей компетенции. Он обеспечива­ет решение всех вопросов управления.

В состав исполнительного комитета входят:

председатель исполкома,

его заместители,

управляющий делами (или секретарь),

члены исполнительно­го комитета.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета при­нимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председате­лем исполнительного комитета и управляющим делами (секре­тарем) исполнительного комитета.

Заседания исполнительного комитета созываются председа­телем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.

Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллекти­вов и по месту жительства.

Исполнительный комитет непосредственно руководит дея­тельностью всех своих управлений, отделов, иных органов. Не­посредственно и через подчиненные ему органы исполком на­правляет и контролирует деятельность объектов местного хо­зяйства по вопросам, перечисленным в законодательстве.

В не­которых случаях исполкомы областных и Минского городского Советов могут устанавливать нормы поведения, обязательные для всех должностных лиц и граждан, находящихся на подве­домственной территории.

Отделы и управления исполкомов – это местные органы от­раслевой или межотраслевой компетенции, например, финансо­вый отдел, отдел социального обеспечения, отдел записи актов гражданского состояния и т.д.

Они возглавляются начальника­ми или заведующими. Это единоначальные органы. Их руково­дители принимают управленческие решения в окончательном варианте в пределах своей компетенции.

Поселковые, сельские исполкомы отделов и управлений не имеют.

При исполкомах создаются различного рода комиссии: ад­министративные, по делам несовершеннолетних, наблюдательные. Это юрисдикционные и надзорно–контрольные органы, ко­торые могут рассматривать дела об административных право­нарушениях, налагать административные взыскания за их со­вершение и следить за соблюдением правил в области исполни­тельной и распорядительной деятельности.

Кроме вышеназванных исполнительных органов, в системе исполнительно–распорядительных органов имеются также мест­ные органы государственного управления, которые организаци­онно не подчиняются исполкомам. Это местные территориаль­ные органы министерства обороны, комитета государственной безопасности, министерства транспорта и коммуникаций, мини­стерства по налогам и сборам и др. Образуются такие местные органы управления в соответствии с действующим законода­тельством соответствующими министерствами. В своей деятель­ности по управлению непосредственно подчиненными объекта­ми эти органы сотрудничают с соответствующими исполнитель­ными комитетами.

Особым видом органов местного управления является мест­ная администрация. В соответствии со ст. 11 Закона Республи­ки Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Рес­публике Беларусь» она является исполнительным и распоряди­тельным органом на территории района в городе.

Местные администрации обладают правом юридического лица, входят в систему органов исполнительной власти и явля­ются органами местного управления.

Местная администрация – коллегиальный орган общей ком­петенции, состоящий из главы местной администрации, его за­местителей и членов местной администрации. Она была обра­зована в соответствии с Указом Президента Республики Бела­русь «О проведении реформы органов местного управления и самоуправления» после ликвидации в городах районных Сове­тов депутатов и их органов.

Полномочия местной администрации во многом совпадают с полномочиями районных исполнительных комитетов.

Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь в установленном порядке.

_________________________________________________________________________________________________

8. В Законе РБ «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия «государственной службы»:

государственная служба профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно–властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государ­ственных органов.

Сущность правового института государственной службы рас­крывают принципы, лежащие в его основе. Они непосредственно закреплены в Конституции и в вышеука­занном Законе.

Принципы государственной службы:

  • верховенство Конституции Республики Беларусь;
  • служение народу Республики Беларусь;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, гарантия их реализации;
  • гуманизм и социальная справедливость;
  • единство системы государственной службы и ее дифференци­ация, исходя из концепции разделения власти на законода­тельную, исполнительную и судебную;
  • гласность;
  • профессионализм и компетентность государственных служа­щих;
  • подконтрольность и подотчетность государственных служа­щих, персональная ответственность за неисполнение либо не­надлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;
  • добровольность поступления граждан на государственную службу;
  • равный доступ граждан к любым должностям в государ­ственной службе и продвижение по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной под­готовкой;
  • стабильность государственной службы в целях обеспечения преемственности власти:
  • экономическая, социальная и правовая защищенность госу­дарственных служащих.

Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государ­ственной деятельности, поэтому можно выделить несколько ви­дов государственной службы.

В органах ветвей власти:

служба в органах законодательной власти;

служба в органах исполнительной власти;

служба в органах судебной власти.

В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуще­ствляется:

служба в органах внутренних дел;

служба в прокуратуре;

служба в таможенных органах;

служба в налоговых органах и т.д.

В зависимости от места органа в системе государствен­ных органов:

служба в республиканских органах;

служба в местных органах.

По органам, в которых она осуществляется:

- Гражданская: общеадминистративная (президентская), пар­ламентская, правительственная, исполнительно–отраслевая (меж­отраслевая) в республиканских или местных государственных органах.

- Специализированная: финансово–кредитная; избирательная; контрольно–надзорная; юстиционная.

- Правоохранительная: прокурорская; государственной безо­пасности и др.

- Милитаризованная: военизированная (служба в органах ми­лиции, финансовых расследований, таможни, госбезопасности и др.); войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних вой­сках МВД и др.).

Государственная должность – должность, предусмотренная Конституцией, Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная еди­ница государственного органа с определением для занимающего ее лица круга обязанностей по исполнению и обеспечению пол­номочий данного государственного органа.

Иными словами, должность – это штатная единица государ­ственной организации, которой соответствует служебное поло­жение лица, замещающего ее. Должность определяет круг слу­жебных обязанностей, прав и пределы ответственности государ­ственного служащего, требования к его профессионально–квали­фикационной подготовке. Она отображает содержание выпол­няемой служащим работы, определяет его правовое положение.

Понятие «государственная должность» является основопо­лагающим для определения не только понятия «государствен­ная служба», но и для определения правового положения госу­дарственного служащего, порядка прохождения государственной службы. При этом принципиальное значение имеет установлен­ное Законом РБ «О государственной службе в Республике Беларусь» деление государственных должностей государственной службы. Так, в ст. 8 Закона указывается, что в целях повышения эффективности работы с кадрами, улучше­ния системы учета, подбора, подготовки и расстановки кадров создаются кадровые реестры государственных должностей.

Кадровый реестр – система учета государственных должно­стей государственных органов Республики Беларусь.

В РБ ведутся кадровый реестр Главы го­сударства, кадровый реестр Правитель­ства, кадровые реестры областных и Мин­ского городского исполнительных комитетов.

В кадровые реестры включаются высшие государственные должности РБ и иные государственные долж­ности.

Каждой государственной должности соответствуют опреде­ленные классы государственных служащих.

Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых двенадцатый является низшим.

Присвоение классов производится в последовательном по­рядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификаци­ей государственного служащего, стажем работы на государствен­ной службе, а также с учетом ранее присвоенного класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с ко­торой присваивается класс на основании перечня государствен­ных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке.

Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, пер­сональные звания, дипломатические ранги в порядке и на усло­виях, предусмотренных специальными законодательными акта­ми, закрепляющими их правовой статус.

Государственный служащий – это гражданин РБ, занимающий в установленном законода­тельством порядке государственную должность, наделенный со­ответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республи­канского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

(Виды государственных служащих:)

По характеру выполняемой работы служащих делят на:

  • служащих государственных органов, осуществляющих зада­чи и функции государства;
  • служащих государственных предприятий, учреждений, орга­низаций.

По органам, в которых служащие работают, их делят на:

  • служащих представительных органов;
  • служащих исполнительных органов;
  • служащих судебных органов;
  • служащих Аппарата Президента.

По характеру полномочий государственных служащих де­лят на:

  • должностных лиц;
  • оперативный состав (функциональные работники);
  • вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные слу­жащие, имеющие право совершать в пределах своей компетен­ции властные действия, влекущие юридические последствия (на­пример, издавать правовые акты управления, подписывать де­нежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают та­ких действий, но руководят деятельностью подчиненных им ра­ботников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные к исполнению требования.

Среди должностных лиц особый статус занимают предста­вители административной власти. Это должностные лица, име­ющие право предъявлять юридически властные требования (да­вать предписания, указания) и применять меры административ­ного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции). Законодательством установлена специальная ответственность представителей вла­сти за правонарушения, равно как и ответственность лиц, поку­шающихся на их деятельность.

Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредствен­но определяемую задачами данного органа, в качестве специали­стов (экономисты, юристы).

Вспомогательный состав это работники государственного аппарата, служебная деятельность которых не предполагает со­вершение действий, влекущих юридические последствия, влия­ющих на содержание решений данного органа. Они создают ус­ловия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций (например, технические сек­ретари, лаборанты, делопроизводители). На них Закон «О госу­дарственной службе в Республике Беларусь» не распространя­ется.

____________________________________________________________________________________________________________

9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: