ТЕМА 3. Субъекты административного права

Вопросы:

1. Понятие и вида субъектов АП.

2. Понятие правового статуса субъектов АП.

3. Президент РБ, его полномочия в ГУ. Аппарат Президента РБ, Администрация Президента РБ

4. Органы ГУ: понятие, компетенция, структура, виды.

5. Совет Министров РБ: понятие, назначение, правовое положение, структура.

6. Республиканские органы ГУ: понятие, назначение, виды. Структура системы республиканских органов.

7. Местные органы ГУ: понятие, назначение, виды. Правовой статус местных исполнительных и распорядительных органов. Структура, функции и формы работы.

8. Государственные служащие: понятие, виды. Государственная служба как вид трудовой деятельности: принципы, виды, прохождения гос.службы.

9. Предприятия, учреждения, организации; общественные объединения; политические партии и профсоюзы как субъекты АП.

10. Гарантии прав граждан в сфере ГУ.

1. Субъекты административного права – это участники административно-правовых отношений, которые наделены правами и обязанностями и способны их реализовывать.

Виды субъектов:

1) физические лица

• граждане РБ

• иностранные граждане

• лица без гражданства

2) юридические лица

• государственные организации: органы госуправления, госслужащие, госучреждения, предприятия, объединения

• негосударственные организации: общественные объединения (партии, профсоюзы), негосударственные учреждения и предприятия, органы местного управления

• общественно-государственные организации (ДОСААФ)

___________________________________________________________________________________________________

2. Под правовым статусом (положением) понимают правовое положение субъектов по отношению к другим субъектам.

Он включает:

1. Административную правосубъектность (правоспособность и дееспособность);

2. Совокупность прав и обязанностей.

1. Административная правоспособность – в самом общем виде под правоспособностью понимается признаваемая государством способность субъекта иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности в сфере административного права.

Содержание правоспособности граждан раскрывается в комплексе прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с административно-правовым законодательством. Основой административной правоспособности субъектов административного права заложены в Конституции, Гражданском кодексе, зако­нах Республики Беларусь «О гражданстве Республики Бела­русь», «О воинской обязанности и воинской службе», «Об образовании», «О здравоохранении» и др.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь зако­ном. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых зако­нодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон пре­дусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения спе­циальных прав и другие правоограничения).

Конституцией Республики Беларусь определены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочета­ние интересов каждого гражданина с интересами других граж­дан. Права граждан сочетаются с их определенными обязаннос­тями перед обществом в целом.

Правоспособность у физических лиц возникает с момента рождения.

Административная дееспособность – способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности и нести юридическую ответственность (деликтоспособность) в сфере административного права.

Общая дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью и связано с моментом их регистрации в ЕГР. Дееспособность физических лиц связана с достижением определенного возраста. Полная дееспособность достигается в 18 лет.

Момент возник­новения административной дееспособности единообразно и четко не определен законодательством.

По общему правилу все граждане РБ об­ладают равной административной дееспособностью. Однако не­которые из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу Республики Беларусь об ад­министративных правонарушениях не являются субъектами ад­министративных проступков лица, совершившие их в состоя­нии невменяемости.

2. Права и обязанности граждан в сфере административного права производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

В правовых актах не отождествляется правовой статус лич­ности (человека) и гражданина РБ. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем лич­ность. Лица, не являющиеся гражданами РБ, не имеют прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям имеют толь­ко граждане РБ.

В целом права граждан в сфере государственного управле­ния по степени возможности их реализации делятся на две группы:

1) абсолютные (реализация зависит лишь от волеизъявления гражданина: право на участие в государственном управлении в различных сферах; право на предложения, заявления, жалобу; право на объединение и др.);

2) относительные (реализация зависит не только от волеизъяв­ления, но и от наличия фактических возможностей их осу­ществления: право на бесплатное обучение в государственных высших учебных заведениях, осуществление которого за­висит от результатов сдачи экзаменов; право на управление транспортным средством и т.д.).

Права и обязанности граждан могут различаться по кругу лиц и в зависимости от сферы действия:

1) общие (распространяются на все сферы государственного уп­равления и действуют в отношении неограниченного круга лиц: право на участие в государственном управлении; по­ступление на государственную службу; обязанность соблю­дать законы и подзаконные акты и др.);

2) специальные (действующие в определенных сферах в отношении конкретной категории лиц; они чаще всего являются льготными: например, в области здравоохранения – это льготы ветеранам, военнослужащим, многодетным и т.д., в социально–куль­турной сфере – это права и обязанности государственных слу­жащих, вынужденных переселенцев, пенсионеров, лиц, кото­рым присвоены почетные звания РБ, и т.д.).

По содержанию права и обязанности граждан в сфере госу­дарственного управления можно объединить в три блока.

I. Права и обязанности граждан, необходимые им для учас­тия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

  • право на государственную службу;
  • право на внесение предложений;
  • право на получение необходимой документальной информа­ции и др.

II. Право на участие, содействие и помощь со стороны госу­дарственных органов:

  • пользоваться бесплатными благами;
  • получать помощь;
  • пользоваться платными услугами и др.

III. Право на защиту:

  • право на подачу жалобы на действия должностных лиц;
  • право на юридическую помощь;
  • право на защиту в случаях крайней необходимости и необходимой обороны и др.

Что же касается обязанностей граждан в государственном управлении, то в отличие от прав они, как правило, абсолютны. Их исполнение обеспечивает решение задач, стоящих перед государством и обществом (уплата налогов, исполнение воинских обязанностей и др.). Условно все обязанности можно разделить на три группы:

  • соблюдать законность и государственную дисциплину в сфере управления;
  • соблюдать специальные запреты;
  • получать разрешения (лицензии) от органов управления на совершение определенных действий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: