Организация – это коллектив работников различной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.
Администрация – орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Возглавлять администрацию может единоличный руководитель в лице генерального директора, директора, председателя, ректора, другой назначенный орган или орган, которому коллектив делегировал право управлению организацией, возможно совместно единоличное и коллективное руководство в лице совета директоров, дирекции, правления.
Вопросы деятельности организаций являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового, налогового и др.
В Гражданском кодексе РБ (глава 4) нашло свое юридическое закрепление понятие юридического лица, которое имеет важное теоретическое и практическое значение не только для гражданского, но и для административного права, так как определяет виды различных организаций.
|
|
Юридическим лицом в целом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде…
Классификация организаций:
1. По цели деятельности – коммерческие и некоммерческие.
В соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими считаются организации, преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации – это организации, не распределяющие полученную прибыль между участниками и не имеющие такой цели.
Коммерческие организациимогут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие организации – в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.
Некоммерческие организациимогут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима, для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций.
|
|
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Всоответствии с законодательными актами юридические лица могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц в форме финансово–промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.
2. По видам собственности – государственные и негосударственные.
3. По роду деятельности (предназначению) – предприятия, учреждения и иные организации (напр., общественные объединения граждан).
Предприятия и учреждения – это особые субъекты административного права. В отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а экономические, социально–культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.
Предприятия – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.
Правовое положение и организационно–правовые формы предприятий определяются Гражданским кодексом. В частности, предусмотрено, что хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества, а хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.
Формы предприятий:
а) промышленные предприятия: заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.;
б) сельскохозяйственные предприятия: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.;
в) строительные предприятия: строительные управления, кооперативы и др.;
г) транспортные предприятия: железные дороги, станции, депо, пароходства, порты, аэропорты и др.;
д) предприятия связи: узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.;
е) предприятия торговли: универмаги, гастрономы и др.;
ж) жилищно–коммунальные предприятия: жилищно–эксплуатационные службы, ремонтно–эксплутационные управления, энергосети и др.
Административно–правовой статус предприятия – это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие приобретает и реализует в процессе своей деятельности.
Нормы права, устанавливающие административно–правовой статус предприятий и учреждений, могут быть разделены на три основные группы:
1) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;
2) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;
3) нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.
Нормы первой группы закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами исполнительной власти. Они устанавливают:
- запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий;
- государственную регистрацию предприятий, порядок ее осуществления и основания для отказа в регистрации;
- обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения.
Предприятия, независимо от видов собственности, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правила безопасности на производстве, санитарно–гигиенические нормы и требования и т.д.
Особенности административно–правового статуса государственных предприятий проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относятся учреждение предприятий, определение их профиля и дислокации, утверждение устава, управление ими, назначение на должность и освобождение от нее руководителей, доведение в установленных случаях государственных заказов, прекращение деятельности государственных предприятий.
|
|
Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям (производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ).
Влияние государственных органов на негосударственные предприятия более ограничено, чем на государственные. Они не решают конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.
Учреждения – это организации, которые выполняют социально–культурные или административно–политические функции. Они предназначены для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально–культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др.
Государственные учреждения наделены достаточной самостоятельностью, при этом их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.
Право граждан на объединение предусмотрено ст. 36 Конституции. Содержание этого права, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются Законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом, специальными законами об отдельных видах общественных объединений: политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, молодежных объединений и т.п.
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
|
|
Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения государственных органов, а также вступать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица.
Членами общественного объединения могут быть как физические, так и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.
Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение, поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.
Виды общественных объединений :
-политические партии,
-массовые движения,
-профессиональные союзы,
-женские, молодежные, ветеранские организации, организации инвалидов, научные, технические и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, ассоциации.
В зависимости от масштаба деятельности общественные объединения делятся:
-на международные – общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одну или несколько административно–территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств и которые имеют там организационные структуры;
-республиканские – общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей Республики Беларусь и которые имеют учредителей в большинстве ее областей;
-местные – общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно–территориальных единиц.
В Законе «Об общественных объединениях» названы многие виды общественных объединений, на которые не распространяется его действие. Их правовой статус регулируется иными законами – «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О свободе совести и религиозных организациях» и др.
Степень государственного регулирования деятельности общественных объединений зависит от характера установленных целей и задач конкретного общественного объединения. Целями создания общественных объединений могут выступать: реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, удовлетворение профессиональных и любительских интересов, развитие научно–технического и художественного творчества, охрана здоровья населения и окружающей среды и др.
Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.
Общественные объединения создаются по инициативе не менее 10 граждан Республики Беларусь, достигших 18–летнего возраста.
Молодежные и детские общественные объединения могут создаваться гражданами Республики Беларусь, достигшими 16–летнего возраста.
Государство не регулирует деятельность общественных объединений. Исключения здесь редки и связаны с необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан (например, при использовании источников повышенной опасности).
Внешние и внутриорганизационные отношения общественных объединений связаны с реализацией ими уставных целей и задач, поэтому они не регулируются правом.
Закон закрепляет право общественных объединений участвовать в формировании органов государственной власти, выработке их решений, представлять и защищать законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах.
Устав общественного объединения подлежит государственной регистрации. По своему существу регистрация устава – юридически значимое действие разрешительного характера.
За деятельностью общественных объединений осуществляется государственный контроль: финансовые органы контролируют источники доходов этих объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов; орган, зарегистрировавший устав, – соблюдение устава относительно целей деятельности общественного объединения. Он может вынести ему предупреждение за совершение действий, выходящих за пределы целей и задач устава или нарушающих закон. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов общественными объединениями. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять экологические, пожарные, эпидемиологические и иные органы государственного надзора и контроля.
Общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями и жалобами в административные органы.
Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность, независимо от факта его государственной регистрации.
Политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов РБ, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.
Политические партии действуют на основании принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий.
Порядок организации и деятельности политических партий регламентируется Конституцией и Законом «О политических партиях».
В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане РБ, достигшие 18–летнего возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы.
Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей и Минска.
Политические партии учреждаются на учредительных съездах, конференциях и иных учредительных организационных мероприятиях, которые принимают решение о создании политической партии, ее названии и образуют выборные органы. Построение политических партий осуществляется по территориальному принципу. Они должны иметь свой устав и символику. Символика политических партий утверждается их руководящими органами в соответствии с уставами и подлежит государственной регистрации органом, который осуществлял или осуществляет ее регистрацию.
Органом, осуществляющим регистрацию политических партий, является Министерство юстиции. Оно же ведет Государственный реестр политических партий. После принятия решения о регистрации политической партии и (или) символики Министерство юстиции в трехдневный срок выдает свидетельство о регистрации партии и (или) ее символики.
Органам государственной власти и управления запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.
Законодательством РБ закреплены права и условия деятельности политических партий, порядок и особенности осуществления надзора и контроля за соответствием деятельности политических партий законодательству и их уставам, а также ответственность за нарушение законодательства. Надзор при этом возлагается на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров, а контроль – на Министерство юстиции. Ликвидация политической партии, союза осуществляется либо по решению высшего органа политической партии, союза, либо по решению Верховного Суда по заявлению Министерства юстиции или прокуратуры.
Профессиональный союз – добровольная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в высших, средних и специальных профессионально–технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сфере, для защиты трудовых, социально–экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами.
Порядок организации и деятельности профсоюзов регламентируется Законом «О профессиональных союзах».
Профсоюзы не зависят в своей деятельности от органов исполнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений, не подотчетны и не подконтрольны им. При этом профсоюзы находятся под защитой государства, которая осуществляется органами государственной власти и управления, судами и другими правоохранительными органами.
Для создания и деятельности республиканского профессионального союза необходимо не менее 500 учредителей от большинства областей и Минска; территориального профессионального союза – не менее 500 учредителей от большинства административно–территориальных и территориальных единиц соответствующей территории; профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и иных местах работы (учебы) – не менее 10 % работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек.
Прекращение деятельности профсоюзов возможно только в судебном порядке.
___________________________________________________________________________________________________________
10. Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от гарантий, среди которых выделяют:
1. экономические, которые предполагают стабильную и эффективную работу экономики, устойчивую финансовую и денежную системы, высокий прожиточный уровень населения др.;
2. политические, предусматривающие приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, сильную и устойчивую государственную власть, созданную и руководствующуюся в своей деятельности принципами демократии;
3. организационные, обусловленные наличием и деятельностью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных, административно - правовых и иных прав и свобод граждан. К этим органам относятся: суды, прокуратура, органы внутренних дел, частично профсоюзы и иные органы и организации;
4. юридические, которые можно рассматривать как правовые, связанные с наличием соответствующей правовой базы, закрепляющие права и свободы граждан в сфере административного права. Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
Судебные гарантии являются наиболее приемлемыми, так как суды и единолично судьи, система правосудия в целом всегда ставились на первое место в вопросах защити прав и свобод граждан. Однако внесудебные гарантии гораздо шире и многообразнее по содержанию, форме, порядку осуществления и субъективному составу. По большому счету вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц созданы для того, чтобы служить людям, обеспечивать гражданам реализацию их прав и свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.
В целом к юридическим гарантиям административно-правового статуса граждан относятся:
1. правовое закрепление административно-правового статуса граждан;
2. ответственность органов управления и должностных лиц за нарушение административно-правового статуса граждан;
3. право на административное, судебное обжалование действий органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
4. право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;
5. контрольно-надзорная деятельность государственных органов;
6. прокурорский надзор и др.