double arrow

Предприятия, учреждения, организации как субъекты АП

Организация – это коллектив работников различной чис­ленности, возглавляемый своим органом управления и имею­щий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Администрация – орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Возглавлять админист­рацию может единоличный руководитель в лице генерального директора, директора, председателя, ректора, другой назначенный орган или орган, которому коллектив делегировал право уп­равлению организацией, возможно совместно единоличное и кол­лективное руководство в лице совета директоров, дирекции, прав­ления.

Вопросы деятельности организаций являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансово­го, гражданского, трудового, налогового и др.

В Гражданском кодексе РБ (глава 4) нашло свое юридическое закрепление понятие юридического лица, которое имеет важное теоретическое и практическое значение не только для гражданского, но и для административного права, так как определяет виды различных организаций.

Юридическим лицом в целом признается организация, ко­торая имеет в собственности, хозяйственном ведении или опе­ративном управлении обособленное имущество, несет самостоя­тельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права, исполнять обязанности, быть ист­цом и ответчиком в суде…

Классификация организаций:

1. По цели деятельностиком­мерческие и некоммерческие.

В соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими считаются организации, преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятель­ности и (или) распределяющие полученную прибыль между уча­стниками. Некоммерческие организации – это организации, не распределяющие полученную прибыль между участниками и не имеющие такой цели.

Коммерческие организациимогут создаваться в форме хо­зяйственных товариществ и обществ, производственных коопе­ративов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоммерческие организации – в форме потребитель­ских кооперативов, общественных или религиозных организа­ций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организациимогут осуществлять предпри­нимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она не­обходима, для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Всоответствии с законодательными актами юридические лица могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц в форме финансово–промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

2. По видам собственностигосударственные и негосударственные.

3. По роду деятельности (предназначению) – предприятия, учреждения и иные организации (напр., общественные объе­динения граждан).

Предприятия и учреждения – это особые субъекты админис­тративного права. В отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а экономические, социаль­но–культурные и иные функции в целях удовлетворения мате­риальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятия – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Правовое положение и организационно–правовые формы пред­приятий определяются Гражданским кодексом. В частности, предусмотрено, что хозяйственные товари­щества могут создаваться в форме полного товарищества и ком­мандитного товарищества, а хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственно­стью или общества с дополнительной ответственностью.

Формы предприятий:

а) промышленные предприятия: заводы, фабрики, шахты, ком­бинаты и др.;

б) сельскохозяйственные предприятия: колхозы, совхозы, фер­мерские хозяйства и др.;

в) строительные предприятия: строительные управления, коо­перативы и др.;

г) транспортные предприятия: железные дороги, станции, депо, пароходства, порты, аэропорты и др.;

д) предприятия связи: узлы связи, почтамты, телеграфы, теле­фонные станции и др.;

е) предприятия торговли: универмаги, гастрономы и др.;

ж) жилищно–коммунальные предприятия: жилищно–эксплуатационные службы, ремонтно–эксплутационные управления, энергосети и др.

Административно–правовой статус предприятия – это ком­плекс прав и обязанностей, которые предприятие приобретает и реализует в процессе своей деятельности.

Нормы права, устанавливающие административно–правовой статус предприятий и учреждений, могут быть разделены на три основные группы:

1) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;

2) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреж­дениям;

3) нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и уч­реждениям.

Нормы первой группы закрепляют принципиальные пози­ции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами исполнительной власти. Они устанавливают:

  • запрет на вмешательство государства и его органов в дея­тельность предприятий;
  • государственную регистрацию предприятий, порядок ее осу­ществления и основания для отказа в регистрации;
  • обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения.

Предприятия, независимо от видов собственности, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, пра­вила безопасности на производстве, санитарно–гигиенические нормы и требования и т.д.

Особенности административно–правового статуса государ­ственных предприятий проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относятся учреждение предприятий, определение их профиля и дислокации, утверждение устава, управление ими, назначение на должность и освобождение от нее руководителей, доведение в установленных случаях государствен­ных заказов, прекращение деятельности государственных пред­приятий.

Некоторые виды деятельности разрешаются только государ­ственным предприятиям (производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ).

Влияние государственных органов на негосударственные предприятия более ограничено, чем на государственные. Они не решают конкретных вопросов их учреждения, определения профи­ля, организации управления. По этим и многим другим вопро­сам решения принимаются учредителями или уполномоченны­ми ими органами.

Учреждения это организации, которые выполняют соци­ально–культурные или административно–политические функции. Они предназначены для создания социальных ценностей в ос­новном непроизводственного характера. К учреждениям, осуще­ствляющим управленческие функции, относятся, например, ап­параты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Со­циально–культурные функции выполняют учреждения образо­вания, науки, культуры, здравоохранения и др.

Государственные учреждения наделены достаточной само­стоятельностью, при этом их оперативная деятельность коор­динируется и контролируется соответствующими органами ис­полнительной власти.

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 36 Кон­ституции. Содержание этого права, его ос­новные государственные гарантии, статус общественных объеди­нений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и лик­видации регулируются Законом «Об об­щественных объединениях», Гражданским кодексом, специальными законами об отдельных видах об­щественных объединений: политических партий, профессиональ­ных союзов, религиозных организаций, молодежных объедине­ний и т.п.

Общественное объединение – доброволь­ное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе об­щественного объединения.

Добровольность формирования – важнейший признак об­щественного объединения. При этом граждане имеют право со­здавать по своему выбору общественные объединения без пред­варительного разрешения государственных органов, а также всту­пать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать пра­ва юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть как физи­ческие, так и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов об­щественного объединения в целях обеспечения их равноправно­сти как его членов.

Общественное объединение действует от своего имени. Пра­ва предоставляются и обязанности возлагаются не на конкрет­ных лиц, а в целом на объединение, поэтому изменения в персо­нальном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Виды общественных объединений :

-политические партии,

-массовые движения,

-профессиональные союзы,

-женские, молодеж­ные, ветеранские организации, организации инвалидов, научные, технические и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, ассоциации.

В зависимости от масштаба деятельности общественные объе­динения делятся:

-на международные – общественные объединения, деятель­ность которых распространяется на территорию Республики Бе­ларусь (одну или несколько административно–территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных го­сударств и которые имеют там организационные структуры;

-республиканские – общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей Республики Бе­ларусь и которые имеют учредителей в большинстве ее облас­тей;

-местные – общественные объединения, деятельность кото­рых распространяется на территорию одной или нескольких административно–территориальных единиц.

В Законе «Об общественных объединениях» названы мно­гие виды общественных объединений, на которые не распростра­няется его действие. Их правовой статус регулируется иными законами – «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О свободе совести и религиозных организациях» и др.

Степень государственного регулирования деятельности об­щественных объединений зависит от характера установленных целей и задач конкретного общественного объединения. Целя­ми создания общественных объединений могут выступать: реа­лизация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, удовлетворение про­фессиональных и любительских интересов, развитие научно–тех­нического и художественного творчества, охрана здоровья насе­ления и окружающей среды и др.

Исходным в определении статуса общественных объедине­ний является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Общественные объединения создаются по инициативе не ме­нее 10 граждан Республики Беларусь, достигших 18–летнего возраста.

Молодежные и детские общественные объединения могут создаваться гражданами Республики Беларусь, достигшими 16–летнего возраста.

Государство не регулирует деятельность общественных объе­динений. Исключения здесь редки и связаны с необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан (например, при использовании источников по­вышенной опасности).

Внешние и внутриорганизационные отношения обществен­ных объединений связаны с реализацией ими уставных целей и задач, поэтому они не регулируются правом.

Закон закрепляет право общественных объединений уча­ствовать в формировании органов государственной власти, вы­работке их решений, представлять и защищать законные инте­ресы своих членов (участников) в государственных и обществен­ных органах.

Устав общественного объединения подлежит государствен­ной регистрации. По своему существу регистрация устава – юри­дически значимое действие разрешительного характера.

За деятельностью общественных объединений осуществля­ется государственный контроль: финансовые органы контроли­руют источники доходов этих объединений, размеры получае­мых ими средств, уплату налогов; орган, зарегистрировавший устав, – соблюдение устава относительно целей деятельности общественного объединения. Он может вынести ему предупреж­дение за совершение действий, выходящих за пределы целей и задач устава или нарушающих закон. Органы прокуратуры осу­ществляют надзор за исполнением законов общественными объе­динениями. Надзор и контроль за выполнением общественны­ми объединениями существующих норм и стандартов могут осу­ществлять экологические, пожарные, эпидемиологические и иные органы государственного надзора и контроля.

Общественные объединения и граждане, чьи права оказа­лись нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями и жалобами в администра­тивные органы.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объедине­ния по решению суда означает запрет на его деятельность, неза­висимо от факта его государственной регистрации.

Политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объедине­ние граждан, действующее в рамках Конституции и законов РБ, содействующее выявлению и выражению по­литической воли граждан и участвующее в выборах.

Политические партии действуют на основании принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законнос­ти, гласности и равноправия всех политических партий.

Порядок организации и деятельности политических партий регламентируется Конституцией и Зако­ном «О политических партиях».

В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане РБ, достигшие 18–летне­го возраста, обладающие избирательным правом, не ограничен­ные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лише­ния свободы.

Для создания и деятельности политической партии необхо­димо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства обла­стей и Минска.

Политические партии учреждаются на учредительных съез­дах, конференциях и иных учредительных организационных ме­роприятиях, которые принимают решение о создании полити­ческой партии, ее названии и образуют выборные органы. Пост­роение политических партий осуществляется по территориальному принципу. Они должны иметь свой устав и символику. Символика политических партий утверждается их руководя­щими органами в соответствии с уставами и подлежит государ­ственной регистрации органом, который осуществлял или осу­ществляет ее регистрацию.

Органом, осуществляющим регистрацию политических партий, является Министерство юстиции. Оно же ведет Государственный реестр политических партий. После принятия решения о регистрации политической партии и (или) символики Министерство юстиции в трехдневный срок выдает свидетельство о регистрации партии и (или) ее символики.

Органам государственной власти и управления запрещает­ся вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать их деятельности, если она осуществляется в со­ответствии с законом и их уставами.

Законодательством РБ закреплены права и условия деятельности политических партий, порядок и осо­бенности осуществления надзора и контроля за соответствием деятельности политических партий законодательству и их ус­тавам, а также ответственность за нарушение законодательства. Надзор при этом возлагается на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров, а контроль – на Министерство юстиции. Ликвидация политической партии, союза осуществляется либо по решению высшего органа поли­тической партии, союза, либо по решению Верховного Суда по заявлению Министерства юстиции или про­куратуры.

Профессиональный союз – добровольная организация, объе­диняющая граждан, в том числе обучающихся в высших, сред­них и специальных профессионально–технических учебных за­ведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сфере, для защиты трудовых, социально–экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и куль­турных правах, Международным пактом о гражданских и по­литических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами.

Порядок организации и деятельности профсоюзов регламен­тируется Законом «О профессиональных союзах».

Профсоюзы не зависят в своей деятельности от органов ис­полнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений, не подотчетны и не подконтрольны им. При этом профсоюзы находятся под защитой государства, которая осуще­ствляется органами государственной власти и управления, суда­ми и другими правоохранительными органами.

Для создания и деятельности республиканского профессио­нального союза необходимо не менее 500 учредителей от боль­шинства областей и Минска; территори­ального профессионального союза – не менее 500 учредителей от большинства административно–территориальных и террито­риальных единиц соответствующей территории; профессиональ­ного союза на предприятии, в учреждении, организации и иных местах работы (учебы) – не менее 10 % работающих (обучаю­щихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, орга­низации, но не менее 10 человек.

Прекращение деятельности профсоюзов возможно только в судебном порядке.

___________________________________________________________________________________________________________

10. Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от гарантий, среди которых выделяют:

1. экономические, которые предполагают стабильную и эффективную работу экономики, устойчивую финансовую и денежную системы, высокий прожиточный уровень населения др.;

2. политические, предусматривающие приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, сильную и устойчивую государственную власть, созданную и руководствующуюся в своей деятельности принципами демократии;

3. организационные, обусловленные наличием и деятельностью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных, административно - правовых и иных прав и свобод граждан. К этим органам относятся: суды, прокуратура, органы внутренних дел, частично профсоюзы и иные органы и организации;

4. юридические, которые можно рассматривать как правовые, связанные с наличием соответствующей правовой базы, закрепляющие права и свободы граждан в сфере административного права. Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

Судебные гарантии являются наиболее приемлемыми, так как суды и единолично судьи, система правосудия в целом всегда ставились на первое место в вопросах защити прав и свобод граждан. Однако внесудебные гарантии гораздо шире и многообразнее по содержанию, форме, порядку осуществления и субъективному составу. По большому счету вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц созданы для того, чтобы служить людям, обеспечивать гражданам реализацию их прав и свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

В целом к юридическим гарантиям административно-правового статуса граждан относятся:

1. правовое закрепление административно-правового статуса граждан;

2. ответственность органов управления и должностных лиц за нарушение административно-правового статуса граждан;

3. право на административное, судебное обжалование действий органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

4. право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;

5. контрольно-надзорная деятельность государственных органов;

6. прокурорский надзор и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: