Специальные принципы земельного права, закрепленные в нормах земельного законодательства

В ст. 1 ЗК РФ закреплены принципы, являющиеся общеправовыми принципами земельного права. Однако, согласно п. 2 данной статьи, федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам. В связи с этим, мы можем выделить и иные принципы, непоименованные но зафиксированные в различных статьях ЗК РФ.

Первым из таких принципов является принцип разрешительного регулирования вопросов использования земель. Он означает, что правообладатели земельного участка могут его использовать только теми способами, которые установлены законом. Все, что прямо не разрешено – запрещено. Таким образом, принцип гражданского права – все, что не запрещено – разрешено – не применим к отношениями по использованию земельного участка, в том числе собственником. Данный принцип ярко отражен в конструкции ст. 40 ЗК РФ, в которой дается перечень возможных действий собственника при осуществлении использования земельного участка. И хотя данный перечень не закрытый, но все же собственник может осуществлять только те права, которые предусмотрены законодательством. Те же требования предъявляются и к иным правообладателям земельных участков, осуществляющих их использование (ст. 41 ЗКРФ). В ст. 42 устанавливаются обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Сам термин «виды разрешенного использования» указывает на то, что все, что не входит в перечень разрешенного использования – запрещается.

Некоторые принципы земельного законодательства устанавливают общие начала для наиболее значимых земельных институтов. Так из содержания ЗК РФ можно выделить принципы, на которых осуществляется предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной и муниципальной собственности.

В пункте 1статьи 28 ЗК РФ закреплен принцип платности предоставления земель, согласно которому Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Данный принцип пришел на смену бесплатному землепользованию советского периода развития России. В Советском Союзе земля признавалась бесценным нерукотворным природным объектом, являющимся достоянием всего народа, поэтому ни плата за предоставление земельных участков, ни плата за их использование не взималась. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления не вправе предусматривать в своих нормативных актах основания для бесплатного предоставления земельных участков, даже из земель, находящихся в муниципальной собственности.

В этой же статье ЗК РФ закреплен принцип недопустимости необоснованного отказа в предоставлении земельного участка в собственность граждан и юридических лиц. Кроме того, в п. 4 данной статьи закреплен не только сам принцип, но и приведён исчерпывающий перечень оснований для отказа: «Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд».

Ст. 34 ЗК РФ утверждает принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. И хотя, исходя из названия этой статьи, принципы сформулированы только для случаев предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, анализ земельного законодательства позволяет утверждать, что, несмотря на то, что процедуры предоставления земельных участков различны, все они строятся именно на этих принципах.

В ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» сформулированы принципы такого оборота. В их числе принцип сохранения целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения при совершении сделок с земельными участками, принцип преимущественного права приобретения земель сельскохозяйственного назначения субъектом РФ или муниципальным образованием, в случаях, предусмотренных законодательством субъекта РФ.

ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определяет принципы ведения государственного кадастра недвижимости. Ст. 4 данного закона содержит их перечень, которая состоит из 10 пунктов.

Принципы отдельных институтов земельного права не могут противоречить принципам земельного законодательства, сформулированным в ст. 1 ЗК РФ.


[1] См, например: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С.А. Боголюбов, Д.С. Бондаренко, Е.А. Галиновская и др.; под ред. С.А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009.

[2] Теория государства и права: учебник для вузов / Отв. Ред. В.Д. Перевалов. – 3-е изд.. перераб.и доп. – М.: Норма, 2004. С. 164.

[3] Особенно много отсылочных норм содержится в ЗК РФ, что качественно влияет на уровень кодификации земельного законодательства.

[4] Галиновская Е.А. Теоретические и методологические проблемы земельных правоотношений: монография. – М.: Институт законодательства и сравнительного правовоедения при Правительстве РФ, Юридическая фирма «Контракт», 2009.

[5] Жариков Ю.Г. Земельное право России: учебник. – М.: КРОКУС, 2006. С. 63.

[6] ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

[7] См.: Земельное право: Учебное пособие / под ред. К.Г. Панкова. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2011. С. 24-26.

[8] Жариков Ю.Г. Указ. соч. С. 67-69.

[9] Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2009.

[10] См, например: Дамбиева Т.В. Земля как объект права собственности Российской Федерации; Крассов О.И. Юридическое понятие "земельный участок"; Мелихов А.И. Право частной собственности на земельные участки: конституционно-правовой аспект; Дегтев А. Земля - объект земельных и гражданских правоотношений; Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики и др

[11] Анисимов А.П. Земельное право России: учебник для бакалавров / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин; под ред. А.П. Анисимова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. С. 21.

[12] Волков Г.А. Принципы земельного права // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и в Республике Македонии: Сборник научных статей. Вып. 1 / отв. ред. А.Е. Шерстобитов. М.: Статут, 2006. С. 375 - 388.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: