К принципам построения содержания образования относятся:
– соответствие на всех уровнях его конструирования общим целям современного образования – гуманистической и личностной ориентации как отражения опыта творческой деятельности;
– структурное единство на разных уровнях его формирования и определение межпредметных связей.
Критериями отбора учебного материала общетехнической подготовки на федеральном уровне могут быть:
– типичность (для основных отраслей и видов деятельности);
– относительная стабильность;
– полное соответствие основным направлениям развития науки и техники;
– возможность организации учебного материала в целостную систему
взаимосвязанных знаний;
– тесная взаимосвязь учебного материала с будущей практической дея-
тельностью;
– достаточный объем политехнических знаний.
В соответствии с Энциклопедией профессионального образования критериями отбора содержания учебного материала общетехнической подготовки на региональном уровне могут быть:
|
|
– компетентность (содержание различных трудовых и технологических
операций для формирования профессиональных навыков и умений);
– разноматериальность;
– профессиоемкость;
– товарность;
– технологичность;
– безопасность.
Результаты отбора содержания находят свое отражение в учебной программе и тематическом плане.
Сущность процесса структурирования состоит в том, чтобы выявить систему смысловых связей между элементами содержания крупной дидактической единицы (учебной дисциплины, раздела, модуля, темы) и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей.
Для этапа структурирования содержания темы важное значение имеют практические формы реализации принципов структурирования и их наглядного представления в процессе непосредственной работы преподавателя. В педагогической литературе по данной проблеме к настоящему времени разработано значительное разнообразие таких форм. В частности, в работах В.П. Беспалько, А.А. Золотарева и других ученых указывается на возможность наглядного представления содержания и структуры учебного материала в виде матриц связей, графов учебной информации, структурно-логических схем, сетевых графиков, планов проведения учебных занятий, листов основного содержания и т.п.
Методика работы преподавателя по отбору и структурированию содержания учебного материала:
а) в соответствии с целями и задачами подготовки выпускника педагогического колледжа сформулировать принципы и критерии отбора содержания;
б) ориентируясь на современные научные труды (фундаментальные научные и учебные издания, монографии, статьи и другие публикации) по предмету изучения, построить структурно-логическую схему учебной дисциплины;
|
|
в) оценить объем содержания учебной дисциплины с учетом ее сложности, а также целей подготовки выпускников педагогического колледжа требуемого профиля и качества. Для этого, используя методы графоматематического моделирования, построить графовую модель дисциплины и оценить ее информационную емкость (отобрать необходимое число учебных элементов – ключевых категорий, понятий и определений в предметной области);
г) убедиться в достаточности полученных учебных элементов для достижения целей подготовки (оценить возможности формирования у студентов на их основе требуемых умений, навыков и значимых профессиональных качеств);
д) в соответствии с возможностями пропускной способности каналов восприятия и памяти студентов распределить учебный материал на соответствующие разделы, модули, темы, учебные занятия, исключающие перегрузку их учебной работой на различных этапах обучения;
е) выявить систему смысловых связей между элементами содержания учебной дисциплины (раздел, модуль, тема, занятие) и расположить учебный материал в той последовательности, которая вытекает из этой системы связей. С этой целью провести его структурирование (построение соответствующих матриц связей, графов изучения учебных вопросов, структурно-логических схем, сетевых графиков, планов проведения занятий и т. д.);
При помощи структурного анализа учебного материала педагог может выделить наиболее существенные (опорные) элементы темы (модуля), выявить системообразующие связи, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом.