I этап (IV в. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе

Различаются подходы к изучению сущности души — материалистический и идеалистический. Сторонник первого подхода Демокрит утверждал, что душа состоит из подвижных атомов, которые приводят тело в движение. Со смертью тела погибает и душа. Платон, напротив, утверждал, что душа бессмертна.

Цель души — познание идей, которые существуют вечно и сами по себе, образуя особый мир, противостоящий миру материи.

II этап (середина XVII в., - середина XIX в.) – психология как наука о сознании.. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов

французский ученый Р. Декарт в своих трудах предпринял попытку раскрыть механизмы поведения человека, используя в качестве аналога законы механики и введя новое понятие — "рефлекс”. Душа, по Декарту, приравнивалась к сознанию как способности индивида путем самонаблюдения, или интроспекции (от лат. introspecto — гляжу внутрь), получать знание о собственных психических явлениях.

Большую роль в развитии психологии на этом этапе сыграли ученые Б. Спиноза и Г. Лейбниц, которые разрабатывали вопросы о соотношении физиологического и психического, а также Дж. Локк, который ввел в психологию понятие ассоциации — связи между явлениями, при которой возникновение одного из них вызывает появление другого.

III этап (середина XIX в. – середина XX в.) – психология как наука о поведении.

Зарождается практическая психология.

Основатель научной психологии В.Вундт. Открыл в 1879г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге.

1879 –год рождениея психологии как науки.

У. Джеймс создалдеть теории «потока сознания». По Джеймсу основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя.

3. Фрейдом (1856-1939), который основал парадигму психоанализа.

Идея неосознаваемых психических явлений, бессознательного, которое составляет предмет изучения психоанализа, была введена в психологию

Г. В. Лейбницем и развита Г. Гельмгольцем (теория бессознательных умозаключений), а также Г. Фехнером, который полагал, что большая часть психической деятельности не обнаруживает себя в сознании.

Другие – источники психоанализа – неврология (область, в которой специализировался 3. Фрейд), применение гипноза в лечении истерии французскими врачами Ж. Шарко и П. Жане в парижской клинике «Сальпетриер», где Фрейд проходил стажировку, и др.

аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера, теорию глубинных источников тревоги К. Хорни и др.

Р адикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж. Б. Уотсоном, опубликовавший в 1913 г. статью «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном психологическом журнале. Бихевиористы отвергают метод интроспекции и отказываются от представления о сознании как о предмете психологического исследования, а также полагают, что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (поскольку нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования. Бихевиористы считали что предметом изучения в психологии является поведение

В начале 20 века Роберто Ассаджиоли, - психосинтез,

20 в. Трансперсональная психология - С. Гроф, Альберт хоффман ЛСД


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: