Предмет, принципы, методы и этапы становления психологии

ВОПРОСЫ ПО ПСИХОЛОГИИ

Предмет, принципы, методы и этапы становления психологии.

Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности.

Проблема личности в психологии. Механизмы развития личности. Социальные установки личности.

Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис.

Эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства. Воля и произвольность.

Теории, источники, движущие силы и условия психического развития.

Проблема периодизации психического развития. Основные этапы психического развития человека.

Психическое развитие в младенчестве.

Психическое развитие в раннем детстве.

Психологическая характеристика дошкольного возраста.

Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

Психологические особенности развития в подростковом возрасте.

Психологическая характеристика юношеского возраста.

Психологическая характеристика зрелых возрастов.

Психологическая характеристика старости.

Психология общения: содержание, цели, средства формы, функции, виды, стороны и уровни общения.

Малая группа: основные параметры, структура, модели развития групп. Психология педагогического коллектива.

Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.

Концепции педагогического процесса и их психологические основания. Психология учения и обучения.

Психология воспитания. Соотношение развития, обучения и воспитания.

Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя.

Психологические основы организации педагогической деятельности. Мотивы, структура, стили педагогической деятельности.

Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке.

Роль психологической службы в образовании. Организация и развитие видов деятельности педагога-психолога.

Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы диагностического обследования.

Психометрические критерии научности психодиагностических методик. Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики. Тестовые нормы.

Профессионально-этические нормы работы психолога. Этика практического психолога.

Структурные компоненты, этапы и фазы психологического консультирования. Техники и методы консультирования.

Теоретические основы и основные направления в психолого-педагогической коррекции.

Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Методы и средства психолого-педагогического воздействия.

ВОПРОС

Предмет, принципы, методы и этапы становления психологии.

Психология – это наука о психике и психических явлениях.

Психология - наука, изучающая возникновение, содержание и функционирование человеческой психики. Слово психология в переводе на русский язык означает буквально наука о душе (греч. phyche - душа, logos -

Предметом психологии являются психика и психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.,

задачей психологии является исследова­ние психических явлений.

Объект – закономерность психики и психических явлений.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающе­еся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Природа и механизм проявления психики:

1. Психика- свойство высокоорганизованной живой материи

2. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью по­лучения информации об окружающем ее мире.

3. Живая материя, обладающая психикой, способна реаги­ровать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Выделяется 4 основных уровня развития психи­ки живых организмов:

раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (само­детерминированное поведение).

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.

Психические явления делаться на 3 основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Классификация психических явлений:

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познаватель­ные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в каче­стве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом.

Психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психиче­скими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенно­сти личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: