ВОПРОСЫ ПО ПСИХОЛОГИИ
Предмет, принципы, методы и этапы становления психологии.
Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности.
Проблема личности в психологии. Механизмы развития личности. Социальные установки личности.
Самосознание личности. Структурные звенья самосознания, их генезис.
Эмоционально-волевая сфера личности. Эмоции и чувства. Воля и произвольность.
Теории, источники, движущие силы и условия психического развития.
Проблема периодизации психического развития. Основные этапы психического развития человека.
Психическое развитие в младенчестве.
Психическое развитие в раннем детстве.
Психологическая характеристика дошкольного возраста.
Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
Психологические особенности развития в подростковом возрасте.
Психологическая характеристика юношеского возраста.
Психологическая характеристика зрелых возрастов.
|
|
Психологическая характеристика старости.
Психология общения: содержание, цели, средства формы, функции, виды, стороны и уровни общения.
Малая группа: основные параметры, структура, модели развития групп. Психология педагогического коллектива.
Социально-психологическая диагностика и прогнозирование социального поведения человека.
Концепции педагогического процесса и их психологические основания. Психология учения и обучения.
Психология воспитания. Соотношение развития, обучения и воспитания.
Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя.
Психологические основы организации педагогической деятельности. Мотивы, структура, стили педагогической деятельности.
Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке.
Роль психологической службы в образовании. Организация и развитие видов деятельности педагога-психолога.
Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы диагностического обследования.
Психометрические критерии научности психодиагностических методик. Стандартизованные и нестандартизованные диагностические методики. Тестовые нормы.
Профессионально-этические нормы работы психолога. Этика практического психолога.
Структурные компоненты, этапы и фазы психологического консультирования. Техники и методы консультирования.
Теоретические основы и основные направления в психолого-педагогической коррекции.
Анализ психодиагностической информации и составление программы психолого-педагогической коррекции. Методы и средства психолого-педагогического воздействия.
|
|
ВОПРОС
Предмет, принципы, методы и этапы становления психологии.
Психология – это наука о психике и психических явлениях.
Психология - наука, изучающая возникновение, содержание и функционирование человеческой психики. Слово психология в переводе на русский язык означает буквально наука о душе (греч. phyche - душа, logos -
Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.,
задачей психологии является исследование психических явлений.
Объект – закономерность психики и психических явлений.
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Природа и механизм проявления психики:
1. Психика- свойство высокоорганизованной живой материи
2. Высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире.
3. Живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.
Выделяется 4 основных уровня развития психики живых организмов:
раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение).
Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия.
Психические явления делаться на 3 основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.
Классификация психических явлений:
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом.
Психические свойства личности — характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека.