Метод измерений и дифференциации. Применение этого метода в диагностике наиболее целесообразно на ее заключительной стадии, когда возникает необходимость из нескольких предлагаемых проектов решения исследуемых социальных проблем выбрать наиболее оптимальный исходя из имеющихся материальных и финансовых возможностей, нравственно-правовых и других условий.
Метод сравнений – суть метода в том, что эксперту последовательно предъявляются пары альтернативных проектов решений и предлагается указать для каждой из них, какой вариант решения этой социальной проблемы, с точки зрения эксперта, является более предпочтительным. Метод ранжирования альтернатив. Эксперт упорядочивает по предпочтению все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем.
Прогнозирование – это метод научного исследования, цель которого – предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений.
Практическое прогнозирование подготавливает заблаговременно научно обоснованные предложения, проекты, программы, рекомендации о том, в каком направлении желательно развитие объекта исследуемой области (культура, образование, здоровье, сельское хозяйство), как может действительно протекать развитие.
|
|
Задачи прогнозирования.
1. Определение и мотивирование цели развития.
2. Определение средств, способов, путей достижения целей.
Основными видами прогнозирования являются: поисковый прогноз, нормальный прогноз.
1. Поисковое социально-психологическое прогнозирование – это определение возможных состояний объекта исследования в будущем на основе анализа его развития в прошлом и настоящем. Конечным результатом данного прогнозирования является множество различных результатов с выделением приоритетных, значимых и условий их достижения.
Нормальное прогнозирование представляет собой определение необходимых и достаточных средств для достижения возможных состояний объекта или желаемой цели.
По времени социально-психологическое прогнозирование может быть:
1) оперативным (условно в пределах года);
2) краткосрочным (от 1 года до 5 лет);
3) среднесрочным (от 5 до 15 лет);
4) долгосрочным (более 15 лет).
Процесс прогнозирования состоит из ряда этапов:
1-й этап – это составление программы прогностического исследования (цели, задачи, проблемы, гипотезы, методы, структура, организация исследования).
2-й этап – построение базовой модели прогнозируемого объекта,