В прогнозировании используются следующие группы методов: экспертные, экстраполяции, моделирование

I. Метод экспертной оценки. -Экспертную оценку проводят центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории, экспертные группы. Экспертные организации создаются при государственных учреждениях и службах, а также на общественных началах, в коммерческих структурах, в учебных центрах.

II. Методы экстраполяции (трендовые методы) – Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и в переносе их на будущее.

III. Моделирование – предполагает исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. Главные задачи моделирования – воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель).

19. Концепции педагогического процесса и их психологические основания.Психология учения и обучения.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания.

(Предмет) - педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания»

Место в системе научного знания.

Задачи пед. психологии:

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;

— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

Концепция – это система взглядов на явление, педагогическая концепция – система обобщенных взглядов, объединенных ведущей идеей. Конц в пед – это основополагзамысел, идея пед теории, указывающая способ построения образ процесса. На основе той или иной концепции создают целостную педагогическую систему, технологии обучения и воспитания, методики.

Ø Д.Б. Эльконина. природа детства в контексте конкретно-исторусл, кот определяют разв, закономерн, своеобр и характер изменений детства, необх условие для приобретения личностью чел способов удовлетворганич, соц, дух потребн, овладение человечкультуры. Д.И. Фельдштейна. особ явлен соц мира. Функционально д-во —состояние процесса вызревания подрастающего поколения к воспроизводству буд общества.

Содержательно д—постоянного физ роста, накопления психических новообр, освоения соц пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя идр.

Сущностно д-во биологич закономерности (возраст изменен)подчиняются, регулир-сясоциальным.

Ø Ш.А. Амонашвили. детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей.

Ø В концепции В.Т. Кудрявцева особ место детства в социокультурной сист. задачи, кот решает ребенок — культуроосвоение и культуросозидание.

Ø Концепция целостного развития личности А. Петровского учет в возраст, индивид и личнособ детей; учет не биолог,а истинного возраста (неравномерностью развитиядошк).

Ø Концепции целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт. Целостное развитие ребенка – это единство индивид особ, личн качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности.

Ø Концепция содержания непрерывного образования (Доронова Т., Виноградова Н., Галигузова Л., 2002) цели и задачи дошкобр:воспнравствчлка, охрана и укреплфиз и психичздоровья детей, поддержка индивид;обеспечэмоцблагопол детей;развлюбозн, инициат, творч;

компетентности в сфере общ м/ду люд.

Ø Концепция детства В.В. Зеньковского. игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.

Зарубежные.Р.Штайнер. Вальдорфская педагогика.- воспбез вмешательства в естест развитие ребенка;- своб игра, - рисование - пение;- эвритмию (драматизация сказок), особую систему движений, связанную с языком и музыкой;- прогулки.звучит «живая» музыка.

Ø М. Монтессори. Теория самовоспитания и самообучения.свободный выбор деятел и средств

Ø Ж. Пиаже. Операциональная концепция.развитие осуществляется по его собственным законам независимо от обуч и восп.

Ø Дж. Дьюи. Концепция дидактического прагматизма.«обучения посредством делания», «обучения для приспособления к жизни», давала знания, не оторванные от жизни.

Ø С.Френе. педагогика взаимодействия и коммуникации, воспитание жизнью, для жизни в труде.по семейному принципу. До обеда организуются интеллектуальные занятия, после обеда – ручной труд, используются печатные машинки (на уровне Интернета). С.Судзуки. система массового раннего музыкального воспитания (с двухлетнего возраста). развитие психических функций ребенка и прежде всего способностей (таланта). метод постижения. М.Ибука. М. Ибука – «Японская ассоциация раннего развития» и расширил применение метода Судзуки. Ибука считает, что первые три года жизни – это решающие годы в развитии человека: после трех лет заниматься развитием ребенка уже поздно.

ВЕД.принципах (развития, системности, интеграции, активности, личностно-ориентированного подхода и др.).

Соврем.концепций ДО, охватывающих локальные направления развития ребенка.

В наст. вр.проблема экономического образования рассматривается в работах А.Д. Шатовой, А.А. Смолеевой, Л.Н. Галкиной и др. Педагоги ДОО успешно осваивают авторские программы по экономике: «Дошкольник и … экономика» (А.Д. Шатовой), «Уроки гнома-эконома» (М.Л. Клариной). «Я, моя семья и общество, в котором мы живем» (Т.В. Дробышевой).

Правового воспитания в дошк(Т.Н. Доронова, С.А. Козлова. З.К. Шнекендорф. Н.Ю. Ганн и др.).

Педагогическая теория патриотического, гражданского воспитания на принципе народности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, на исследованиях исследователей Р.И. Жуковской. Ф.С. Левин-Щириной. С.А. Козловой, М.И. Богомоловой). Проблема патриотизма реализуется в прогр: «Истоки», «Детство», «Из детства — в отрочество», в локальных программах «Наследие» (М.Ю. Новицкой), «Наш дом — Южньгй Урал» (Е.С. Бабунова и др.), «Я — Человек» (С.А. Козлова), «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Народоведение» (А. Лазарев) и др.Патриотизм понимается как состояние любви к Родине и Земле (С.А. Козлова).

Ø

Ø Концепция социального развития (С.А. Козлова).

Ø Концепция познавательного развития дошкольника (Л.М. Кларина).

(«Природа», «Рукотворный мир», «Другие люди», «Я сам»).

Концепция о признании авторитетной роли семьи (Т.А. Куликова).

Т.А. Куликова освещает вопрос о домашнем и социальном педагоге, их роли в оказании помощи родителям в воспитании детей. Кроме того, автор дает рекомендации по воспитанию будущего семьянина уже в дошкольном возрасте, о специфике воспитания дошкольников в зависимости от пола.

Ø Концепция гражданско-патриотического воспитания (Э.К. Суслова). Э

Ø Концепция развития детской самостоятельности и активности (Г.Н. Година).

Ю. Бабанский Пед. пр. – целостный процесс воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обуч ивосп».

Образпр– это профессионально организованный процесс разв и воспреб. Т.о., понятие «обрпр» - более современная, уточненная формулировка понятия «педпр»; шире по знач, по количеству участ. в центре педпр-педагог, а в центре обрпр– реб.

20. Психология воспитания. Соотношение развития, обучения и воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: