Различают два вида тактики финансового оздоровления: • Защитная — проведение сберегающих мероприятий, основу которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов и персонала.
• Наступательная — проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реализации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, налоговых льгот, участие в конкурсах
*
инвестиционных проектов.
Первым стратегическим направлением предотвращения банкротства является обеспечение быстрой оборачиваемости капитала. Для этого наиболее ликвидные активы должны покрывать наиболее срочные
обязательства или превышать их. Быстрореализуемые активы должны
Ч__х
покрывать долгосрочные пассивы или превышать их. Медленно
^в
реализуемые активы должны покрывать долгосрочные пассивы, труднореализуемые постоянные активы (здания, сооружения, земля, оборудование) должны быть покрыты постоянными пассивами и не превышать их.
Вторым стратегическим направлением является проведение эффективной маркетинговой политики.
Конверсионный маркетинг используется в тех случаях, когда большинство потенциальных покупателей отвергает товар вне зависимости
•9
от его качества. Основной операцией конверсионного маркетинга является разработка такого план рекламной работы и продвижения товара, который сформировал бы спрос и противодействовал негативным тенденциям.
Стимулирующий маркетинг используется в тех случаях, когда отношение потенциальных покупателей к предлагаемому товару безразличное. Предприятию необходимы дополнительные инвестиции в мероприятия по пропаганде товаров.
Развивающий маркетинг используется в тех случаях, когда имеется потенциальный спрос, который необходимо сделать реальным. При этом должны быть выработаны стратегические решения по внесению изменений в материально - техническую базу и кадровый потенциал всех функциональных блоков производственной системы. Это направление маркетинга наиболее ресурсоемкое, требует анализа и оценки структуры капитала.
Ремаркетинг используется, если необходимо восстановить спрос. Его основным содержанием являются поиск новых возможностей оживления спроса на основе придания товару элементов рыночной новизны, переориентация на другие рынки.
Синхромаркетинг используется в тех случаях, когда необходимо стабилизировать колеблющийся спрос. Маркетинговые решения должны быть направлены на повышение гибкости материально - технической базы и
"
управления производством
•Ъ
Выявление существующих возможностей хозяйств по погашению кредиторской задолженности, определить варианты и сроки ее погашения, согласовать их с кредиторами. Необходимо осуществить комплекс мер по улучшению управления, совершенствованию внутрихозяйственных отношений, оптимизировать структуру производства, провести ликвидацию убыточных отраслей; найти пути и источники вовлечения в производство финансовых и материально - технических ресурсов. Укрепить финансовое состояние предприятий можно путем взыскания дебиторской
задолженности, продажи неиспользуемого имущества и определенной части бизнеса.
Для финансового оздоровления можно включать следующие меры:
1) присоединение неплатежеспособного хозяйства к эффективной
сельскохозяйственной, перерабатывающей, торговой или иной
коммерческой организации;
2) реорганизация неплатежеспособного хозяйства и создание на его
базе нового предприятия;
3) передача земли и ресурсов крестьянским и личным подсобным
хозяйствам и их кооперативам;
4) банкротство с распродажей имущества неплатежеспособного
хозяйства.