Тема 17. Возбуждение производства по делу в хозяйственном суде
Возбуждение дела в хозяйственном суде является самостоятельной и значимой стадией процесса. Данная стадия затрагивает следующие процессуальные вопросы: предъявление иска; принятие искового заявления и возбуждение производства по делу; оставление искового заявления без движения; возвращение искового заявления; отказ в принятии искового заявления; соединение и разъединение нескольких исковых требований; отзыв на исковое заявление; предъявление встречного иска.
Возбуждение дела представляет собой первый этап в развитии производства в суде первой инстанции. Возбуждение дела связывается с установлением ряда процессуальных юридических фактов, обязанность доказывания которых возложена на заявителя. Для возбуждения хозяйственного дела в суде необходимо соблюдать определённую юридическую процедуру, которая охватывает действия как истца с ответчиком, так и единолично действующего судью. При этом на этапе возбуждения дела участвует ограниченный круг субъектов: истец (соистцы), ответчик (соответчик) либо их представители и единолично действующий судья.
Правила возбуждения дела практически одинаковы во всех видах хозяйственного судопроизводства и различаются самым незначительным образом. Поэтому изучение порядка подачи искового заявления практически позволяет уяснить порядок обращения в суд по любому хозяйственному делу, подведомственному хозяйственным судам.
» Дело в хозяйственном суде возбуждается путём подачи искового заявления (предъявления иска). Иск — это требование о защите нарушенного права или охраняемого законом интереса. Однако одного лишь факта подачи в хозяйственный суд искового заявления недостаточно для возбуждения дела, а следовательно, и для реализации права на судебную защиту. Совокупность действий и требований к ним в процессе возбуждения дела в хозяйственном судопроизводстве выглядит следующим образом:
1. Истец в соответствии со статьёй 6 ХПК Республики Беларусь при подаче искового заявления должен обладать правом на обращение в хозяйственный суд.
2. Истец должен быть дееспособным. В Гражданском кодексе Республики Беларусь содержатся правила признания гражданской процессуальной дееспособности за организациями и физическими лицами (статьи 16, 20, 25, 26, 27, 45).
3. Исковое заявление должно быть подано в суд с соблюдением правил подведомственности и подсудности (статьи 39—53 ХПК).
Заинтересованное лицо должно соблюдать установленный законодательством порядок:
— исковое заявление должно быть подано с соблюдением требований к его форме и содержанию, а также требований к перечню прилагаемых документов;
— исковое заявление должно быть подписано уполномоченным лицом (статьи 76—82 ХПК). В сфере хозяйственного процесса юридические лица ведут свои дела через свои органы (директора, совет директоров, администрацию), действующие в соответствии с нормативными правовыми актами, а также учредительными документами. Представлять интересы юридического лица в хозяйственном суде вправе его представитель, который в силу законодательства или учредительных документов уполномочен выступать от имени этого юридического лица или на основании доверенности. Индивидуальные предприниматели и граждане ведут свои дела в хозяйственном суде лично или через представителей;
— должна быть оплачена государственная пошлина в случаях и размерах, предусмотренных законодательством;
— должен быть соблюдён досудебный порядок урегулирования спора. К досудебному порядку урегулирования спора следует
отнести претензионный порядок урегулирования споров, урегулирование споров в порядке обращения граждан и организаций;
— должны быть соблюдены правила соединения исковых требований. Например, истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам. При этом хозяйственный суд вправе объединить в одно дело несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, а также выделить одно или несколько соединённых требований в отдельное дело (дела) при невозможности рассмотреть эти требования в одном производстве;
— в производстве общего или третейского суда должно отсутствовать дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Несоблюдение истцом первых трёх указанных требований к исковому заявлению влечёт оставление его без движения, а при несоблюдении остальных требований исковое заявление хозяйственным судом возвращается истцу.
Требования к форме и содержанию искового заявления изложены в статье 159 ХПК. Исковое заявление подаётся в хозяйственный суд в письменной форме с копиями (по количеству ответчиков).
В заявлении должны содержаться:
— наименование хозяйственного суда, в который подаётся заявление;
— наименование (имя) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса и банковские реквизиты;
— цена иска, если иск подлежит оценке;
— обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
— доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
— расчёт взыскиваемой или оспариваемой суммы;
— требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
— сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора (если он предусмотрен законодательством или договором);
— перечень прилагаемых к заявлению документов.
В исковом заявлении могут также содержаться и другие сведения, которые, по мнению истца, необходимы для правильного разрешения дела. В заявлении могут содержаться ходатайства об обеспечении иска, о совершении судом определённых действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, и иные данные, если они необходимы для правильного разрешения спора.
К исковому заявлению в соответствии со статьёй 160 ХПК прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины; соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен законодательством или договором; обстоятельства, на которых основываются исковые требования, т. е. письменные доказательства.
Кроме того, если оспаривается ненормативный акт, то к заявлению прилагается его текст. Если исковое заявление подписано представителем истца, то к заявлению прилагается надлежащим образом оформленная доверенность или иной другой документ, подтверждающий полномочия представителя. К заявлению о понуждении заключить или изменить договор должен быть приложен проект такого договора.
Следует учитывать, что в заявлении, поданном прокурором, государственным или иным органом в защиту государственных и общественных интересов, должно содержаться обоснование того, в чём заключается такой интерес, а при подаче заявления в защиту интересов юридических и физических лиц — письменное заявление указанных лиц с подтверждением согласия на предъявление иска в их интересах, составленное в установленной форме.
Статья 163 ХПК предусматривает основания возвращения искового заявления. Основания таковы:
1) не исполнено определение хозяйственного суда об оставлении искового заявления без движения в срок, установленный судом;
2) дело неподсудно этому хозяйственному суду;
3) в производстве общего суда, хозяйственного суда, третейского суда или международного арбитражного (третейского) суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
4) в одном исковом заявлении соединено несколько требований к одному или нескольким ответчикам, если эти требования не связаны между собой;
5) не представлены доказательства обращения в банк и
(или) небанковскую кредитно-финансовую организацию за
взысканием задолженности с ответчика, когда в соответствии
с законодательным актом, иным нормативным правовым ак
том или договором она должна быть взыскана через банк и
(или) небанковскую кредитно-финансовую организацию;
6) до вынесения хозяйственным судом определения о принятии искового заявления и возбуждении производства по делу от истца поступило заявление о возвращении искового заявления;
7) заявлены требования, которые в соответствии с законодательством должны быть рассмотрены в деле об экономической несостоятельности (банкротстве).
Основания, перечисленные в статье 163 ХПК, являются временным препятствием для обращения за судебной защитой, и после их устранения лицо вправе вторично обратиться в хозяйственный суд с исковым заявлением. О возвращении искового заявления хозяйственный суд выносит определение, которое в пятидневный срок со дня поступления заявления направляется истцу и может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
Наряду с временными препятствиями существуют абсолютные, непреодолимые препятствия для обращения за судебной защитой. Они перечислены в статье 164 ХПК: спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде; имеются вступившие в законную силу постановления хозяйственного, суда или общего суда, решение иностранного суда или иностранное арбитражное решение, принятые по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, за исключением случаев, когда хозяйственный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения; имеется вступившее в законную силу решение третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. В перечисленных случаях хозяйственный суд выносит определение об отказе в принятии искового заявления, которое возвращается истцу в пятидневный срок со дня поступления в суд заявления. Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению в хозяйственный суд с
иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям. Следует учитывать, что в неясных случаях (наличие тождественного иска) хозяйственный суд принимает заявление и возбуждает производство по делу, которое подлежит прекращению при установлении тождественности исков.
Определение об отказе в принятии искового заявления также может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК.
При поступлении в хозяйственный суд искового заявления ответчик представляет хозяйственному суду отзыв на исковое заявление с приложением документов, подтверждающих возражения против иска, а также направляет другим лицам, участвующим в деле, копии отзыва и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Отзыв на исковое заявление направляется с таким расчётом, чтобы он поступил в суд ко дню проведения урегулирования спора в порядке посредничества, если оно проводится, или до дня рассмотрения дела.
В отзыве на исковое заявление указываются: наименование хозяйственного суда, в который направляется отзыв; полное имя (наименование) истца и номер дела; полное имя (наименование) лица, направившего отзыв, его почтовый адрес, банковские реквизиты, номера телефона и (или) факса, если таковые имеются; в случае отклонения исковых требований излагаются мотивы полного или частичного отклонения требований истца со ссылкой на законодательные и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения; перечень прилагаемых документов. В отзыве могут быть указаны также иные сведения и имеющиеся у ответчика ходатайства. Если ответчик признал исковые требования и перечислил взыскиваемую сумму, то к отзыву на исковое заявление прилагается документ, подтверждающий перечисления. Отзыв подписывается лицом, его представившим. К отзыву, подписанному представителем, прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя на подписание отзыва. Ответчик вправе до принятия хозяйственным судом первой инстанции судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела, предъявить к истцу встречный иск для рассмотрения его вместе с первоначальным иском.
Встречный иск принимается хозяйственным судом, если встречное требование направлено к зачёту первоначального
требования; удовлетворение встречного иска исключает в целом или части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведёт к правильному и более быстрому разрешению спора.
Вопрос о принятии хозяйственным судом искового заявления и возбуждении производства по делу решается судьёй хозяйственного суда единолично. Об этом суд выносит определение, в котором указываются время и место проведения подготовительного судебного заседания, а при урегулировании спора в порядке посредничества — время и место проведения соответствующих действий. В определении хозяйственный суд разъясняет сторонам, что в соответствии со статьёй 173 ХПК суд имеет право после окончания подготовительного заседания перейти к рассмотрению дела по существу. Если на момент вынесения определения у хозяйственного суда отсутствуют доказательства согласия сторон на урегулирование спора в порядке посредничества, суд вправе по своей инициативе указать сторонам в определении о возможности урегулировать спор в порядке посредничества.
Подготовительное судебное заседание должно быть назначено не позднее пятнадцати дней со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд, если по делу не проводилось урегулирование спора в порядке посредничества. В случае, если одна из сторон спора находится за пределами Беларуси, подготовительное судебное заседание может быть назначено fee ранее одного месяца со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд, а если для рассмотрения такого дела требуется перевод документов на иностранный язык или на один из государственных языков Республики Беларусь, — не ранее шести месяцев, если иное не установлено международными договорами или законодательными актами Республики Беларусь.
rti 1. В чем состоят сущность и значение стадии производства
а н по делу? 2. Каковы требования к форме и содержанию искового заявления? 3. Каковы основания и последствия отказа в принятии искового заявления? 4. Каковы основания и процессуальные последствия оставления искового заявления без движения? 5. Каковы основания и процессуальные последствия возвращения искового заявления? 6. Каков процессуальный порядок принятия искового заявления и возбуждения производства по делу?
Тема 18. Урегулирование спора в порядке
ПОСредНИчества_ Мировое соглашение
Посредничество. Как мы отмечали ранее, хозяйственные (экономические) отношения характеризуются сложной системой нормативного правового регулирования. Данная ситуация, а порой непонимание правоприменителями некоторых нормативных требований с неизбежностью вызывают возникновение конфликтов. В целях решения таких задач хозяйственного судопроизводства, как содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, становлению и совершенствованию партнёрских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота, укреплению авторитета судебной власти и др., в хозяйственном процессуальном праве разработан и внедрён относительно новый для республиканской судебной системы институт посредничества.
Основными целями института посредничества являются оказание помощи сторонам в установлении фактических обстоятельств возникшего между ними конфликта; достижение понимания сторонами реалистичности и юридической обоснованности их позиций в конфликте, предъявляемых требований и выдвигаемых возражений; выяснение, сопоставление и сближение их точек зрения о путях разрешения спора; поиск и рекомендации путей разрешения конфликта, устраивающего обе стороны. Для достижения обозначенных целей хозяйственный суд по ходатайству сторон либо по своей инициативе с их согласия назначает посредника.
Посредник вправе:
— изучать документы, представленные сторонами;
— получать в связи с урегулированием спора в порядке посредничества необходимые консультации у специалистов;
— знакомиться с материалами дела, высказывать сторонам своё мнение о правомерности заявляемых ими требований и возражений;
— давать рекомендации о скорейшем урегулировании всех спорных вопросов и сохранении деловых связей между сторонами.
Следует отдельно отметить, что посредник не вправе совершать какие-либо процессуальные действия.
Посредник назначается хозяйственным судом с согласия сторон в течение десяти дней со дня поступления в суд искового заявления, оформленного с соблюдением требований ХПК (статья 155).
Посредник назначается из числа квалифицированных должностных лиц хозяйственного суда.
О назначении посредника хозяйственный суд выносит определение, в котором устанавливается срок осуществления посредничества; продолжительность срока не может быть более одного месяца.
Урегулирование спора в порядке посредничества проводится должностным лицом хозяйственного суда по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе суда с согласия сторон (статья 156 ХПК).
Урегулирование спора в порядке посредничества может быть проведено по любому спору, возникшему из гражданских правоотношений.
Посредничество осуществляется в порядке, установленном ХПК, под контролем хозяйственного суда.
Посредничество завершается достижением примирения сторон, в том числе на условиях, предусмотренных статьёй 122 ХПК, либо по истечении срока, установленного судом.
Если урегулирование спора хозяйственным судом в порядке посредничества привело к достижению договоренности между истцом и ответчиком о разрешении этого спора без судебного разбирательства, стороны могут заключить соглашение:
— об отказе истца от иска в целом или его части;
— о признании ответчиком иска в целом или его части;
— заключении между сторонами нового договора и отзыве истцом искового заявления;
— заключении между сторонами мирового соглашения в соответствии с главой 10 ХПК.
Достигнутое согласие сторон фиксируется сторонами в соглашении об урегулировании спора в порядке посредничества, которое удостоверяется подписями сторон.
Если в ходе урегулирования спора в порядке посредничества не удалось достигнуть полного согласия, но по отдельным требованиям стороны пришли к взаимопониманию и одинаковой оценке конкретных фактов, либо истец частично
отказался от иска, либо ответчик частично признал иск, посредник оказывает сторонам помощь в составлении соглашения, в котором фиксируются согласованные позиции сторон. Соглашение удостоверяется подписями сторон и утверждается определением хозяйственного суда.
Если урегулирование спора в порядке посредничества не привело к достижению согласия между сторонами, хозяйственный суд выносит определение о прекращении урегулирования спора в порядке посредничества, в котором указываются время и место проведения подготовительного судебного заседания.
После вынесения хозяйственным судом определения о прекращении урегулирования спора в порядке посредничества исковое заявление передаётся для назначения состава хозяйственного суда по рассмотрению спора в установленном порядке.
Определение хозяйственного суда о прекращении урегулирования спора в порядке посредничества направляется лицам, участвующим в деле.
Производство по делу (статья 158 ХПК), по которому в целом или его части не достигнуто урегулирование спора в порядке посредничества, осуществляется в хозяйственно-процессуальном порядке.
Мировое соглашение. В хозяйственном процессе под мировым соглашением понимается соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок.
Имея универсальный характер для урегулирования спора, мировое соглашение может быть заключено сторонами в хозяйственном суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, а также на иных стадиях судебного процесса, в том числе на стадии исполнения судебного постановления.
Выполняя задачи хозяйственного судопроизводства, хозяйственные суды принимают меры к урегулированию спора и заключению сторонами мирового соглашения. При этом мировое соглашение может быть заключено по любому делу, вытекающему из гражданских правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами. Однако в целях объективной защиты мировое соглашение не может быть направлено против прав и законных интересов других лиц
(например, третьих лиц, соответчиков) либо противоречить законодательству.
Мировое соглашение заключается сторонами в письменной форме и подписывается ими или их представителями. При этом представитель вправе заключить мировое соглашение при наличии на это полномочия, специально предусмотренного в доверенности (статьи 78—80 ХПК).
Хозяйственным процессуальным законодательством к мировому соглашению предъявляются определённые требования. Так, мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, размере и сроках выполнения обязательств друг перед другом либо одной стороной перед другой.
Заключение сторонами мирового соглашения как на стадии судебного разбирательства, так и в исполнительном производстве по своему характеру расценивается как совершение сделки, поэтому данные действия должны производиться в порядке, определяемом законодательством для сделок.
Требования к содержанию мирового соглашения направлены на недопущение различного толкования и последующих споров относительно достигнутых договоренностей между сторонами при исполнении мирового соглашения. Если исковое заявление состоит из нескольких требований или имеется встречный иск, то в мировом соглашении должно быть изложено волеизъявление сторон относительно каждого из предъявленных требований. ХПК не содержит запрета на заключение мирового соглашения по одному или нескольким из предъявленных требований. В этом случае в мировом соглашении должно быть четко указано требование (требования), относительно которого стороны пришли к мировому соглашению. Несоблюдение требований к содержанию мирового соглашения является основанием к отказу хозяйственным судом его утверждения.
Мировое соглашение может также содержать условия:
— об отсрочке или рассрочке выполнения обязательств;
— уступке права требования;
— о признании долга или уменьшении его размера;
— об удовлетворении требований иными способами, не противоречащими законодательству.
В мировом соглашении может быть предусмотрено распределение судебных расходов между сторонами, его заключившими. Если в мировом соглашении такое указание отсутствует, хозяйственный суд решает этот вопрос в порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством.
Один экземпляр мирового соглашения представляется в хозяйственный суд и приобщается к материалам дела.
Рассмотрим порядок заключения и утверждения хозяйственным судом мировых соглашений. Заявление об утверждении мирового соглашения, заключённого сторонами, рассматривается хозяйственным судом, в производстве которого находится дело. По результатам рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения, заключённого сторонами, хозяйственный суд выносит определение.
Если производство по делу находится в стадии исполнения решения, мировое соглашение представляется на утверждение хозяйственному суду первой инстанции, принявшему судебное постановление, или по месту исполнения решения.
Мировое соглашение, поступившее в хозяйственный суд до принятия судебного постановления, которым завершается рассмотрение дела, рассматривается в судебном заседании суда, назначенном для рассмотрения дела, с извещением сторон.
Мировое соглашение, заключаемое на стадии исполнительного производства, рассматривается не более одного месяца со дня его поступления в хозяйственный суд. Стороны мирового соглашения извещаются о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка сторон мирового соглашения, извещённых надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению вопроса об утверждении мирового соглашения.
В резолютивной части определения (постановления) хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения указываются:
— содержание мирового соглашения;
— порядок распределения судебных расходов.
В определении хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения, заключённого на стадии исполнительного производства, указывается, что судебное постановление, на основании которого выдан судебный приказ, не подлежит исполнению.
5-1728 129
Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения определением (постановлением) хозяйственного суда. Определения (постановления) хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения или об отказе в его утверждении могут быть обжалованы в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом.
Мировое соглашение исполняется сторонами добровольно.
В случае, если мировое соглашение не исполняется в порядке и сроки, определённые в нем, хозяйственный суд по заявлению заинтересованной стороны выдаёт исполнительный документ в порядке, установленном действующим законодательством. Вопрос о выдаче исполнительного документа рассматривается хозяйственным судом без вызова сторон.
| т ш |
1. Что такое посредничество? Каковы его дели и способы? 2. Каковы порядок назначения, формы и результаты урегулирования спора в порядке посредничества? 3. Каковы сущность, форма и содержание мирового соглашения? 4. Каковы порядок заключения, утверждения и исполнения мирового соглашения?
Тема 19. Подготовка дела к судебному *™~*~**~~" разбирательству в хозяйственном суде
Хозяйственный суд первой инстанции проводит подготовку дела к судебному разбирательству после того, как принял исковое заявление к производству. Следует напомнить, что именно на этом этапе хозяйственный суд вправе урегулировать спор в порядке посредничества и, если данное урегулирование не проводилось либо не привело к разрешению спора без судебного разбирательства, проводит подготовку дела к судебному разбирательству.
При подготовке дела к судебному разбирательству хозяйственный суд должен решить ряд задач:
-О* установить содержание правоотношений сторон и определить законодательство, которым следует руководствоваться при судебном разбирательстве;
Ф определить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела;
"v- решить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса;
Ф обеспечить представление необходимых доказательств лицами, участвующими в деле.
Законодатель установил предельный срок, в ходе которого подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена, — не позднее пятнадцати дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд, за исключением случаев оставления искового заявления без движения. Изменение указанного срока должно быть прямо предусмотрено ХПК.
Завершением служит подготовительное судебное заседание.
Судья хозяйственного суда при подготовке дела к судебному разбирательству с учётом обстоятельств дела выполняет следующие действия (статья 170 ХПК):
1) проводит собеседование с обеими сторонами, опрашивает стороны по существу заявленных ими требований и приведённых возражений, проверяет относимость и допустимость представленных доказательств, предлагает при необходимости представить дополнительные доказательства, разъясняет сторонам их право обратиться в международный арбитражный (третейский) суд, заключить мировое соглашение и последствия таких действий;
2) решает вопросы о назначении экспертизы, о привлечении к участию в процессе компетентного государственного органа, органа местного управления и самоуправления;
3) истребует письменные отзывы, объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов и специалистов, государственных органов, органов местного управления и самоуправления;
4) решает вопросы о вызове в судебное заседание экспертов, специалистов, свидетелей, представителей государственных органов, органов местного управления и самоуправления, об участии в процессе переводчика;
5) истребует по ходатайству сторон от лиц, участвующих в деле, иных организаций и граждан имеющиеся у них доказательства, необходимые для разрешения спора или рассмотрения дела;
6) проводит осмотр и исследование на месте письменных и вещественных доказательств;
7) направляет судебные поручения;
8) решает вопрос об обеспечении иска;
9) решает вопрос о проведении выездного судебного заседания;
10) решает вопросы о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьих лиц, о соединении или разъединении исковых требований, о принятии встречного иска;
11) разъясняет сторонам их право ходатайствовать о рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда;






