Общие положения 9 страница

Тема 17. Возбуждение производства по делу в хозяйственном суде

Возбуждение дела в хозяйственном суде является само­стоятельной и значимой стадией процесса. Данная стадия за­трагивает следующие процессуальные вопросы: предъявление иска; принятие искового заявления и возбуждение производ­ства по делу; оставление искового заявления без движения; возвращение искового заявления; отказ в принятии исково­го заявления; соединение и разъединение нескольких ис­ковых требований; отзыв на исковое заявление; предъявление встречного иска.

Возбуждение дела представляет собой первый этап в разви­тии производства в суде первой инстанции. Возбуждение дела связывается с установлением ряда процессуальных юридиче­ских фактов, обязанность доказывания которых возложена на заявителя. Для возбуждения хозяйственного дела в суде необходимо соблюдать определённую юридическую проце­дуру, которая охватывает действия как истца с ответчиком, так и единолично действующего судью. При этом на этапе возбуждения дела участвует ограниченный круг субъектов: истец (соистцы), ответчик (соответчик) либо их представители и единолично действующий судья.

Правила возбуждения дела практически одинаковы во всех видах хозяйственного судопроизводства и различаются самым незначительным образом. Поэтому изучение порядка подачи искового заявления практически позволяет уяснить порядок обращения в суд по любому хозяйственному делу, подведом­ственному хозяйственным судам.


» Дело в хозяйственном суде возбуждается путём подачи ис­кового заявления (предъявления иска). Иск — это требование о защите нарушенного права или охраняемого законом интереса. Однако одного лишь факта подачи в хозяйственный суд искового заявления недостаточно для возбуждения дела, а следовательно, и для реализации права на судебную защиту. Совокупность действий и требований к ним в процессе воз­буждения дела в хозяйственном судопроизводстве выглядит следующим образом:

1. Истец в соответствии со статьёй 6 ХПК Республики Беларусь при подаче искового заявления должен обладать правом на обращение в хозяйственный суд.

2. Истец должен быть дееспособным. В Гражданском ко­дексе Республики Беларусь содержатся правила признания гражданской процессуальной дееспособности за организация­ми и физическими лицами (статьи 16, 20, 25, 26, 27, 45).

3. Исковое заявление должно быть подано в суд с соблю­дением правил подведомственности и подсудности (статьи 39—53 ХПК).

Заинтересованное лицо должно соблюдать установленный законодательством порядок:

— исковое заявление должно быть подано с соблюдением требований к его форме и содержанию, а также требований к перечню прилагаемых документов;

— исковое заявление должно быть подписано уполномо­ченным лицом (статьи 76—82 ХПК). В сфере хозяйственного процесса юридические лица ведут свои дела через свои органы (директора, совет директоров, администрацию), действующие в соответствии с нормативными правовыми актами, а также учредительными документами. Представлять интересы юри­дического лица в хозяйственном суде вправе его представи­тель, который в силу законодательства или учредительных документов уполномочен выступать от имени этого юридиче­ского лица или на основании доверенности. Индивидуальные предприниматели и граждане ведут свои дела в хозяйственном суде лично или через представителей;

— должна быть оплачена государственная пошлина в слу­чаях и размерах, предусмотренных законодательством;

— должен быть соблюдён досудебный порядок урегулирова­ния спора. К досудебному порядку урегулирования спора следует





отнести претензионный порядок урегулирования споров, урегу­лирование споров в порядке обращения граждан и организаций;

— должны быть соблюдены правила соединения исковых требований. Например, истец вправе соединить в одном ис­ковом заявлении несколько требований, связанных между со­бой по основаниям возникновения или представленным дока­зательствам. При этом хозяйственный суд вправе объединить в одно дело несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, а также выделить одно или несколько соединённых требований в отдельное дело (дела) при невоз­можности рассмотреть эти требования в одном производстве;

— в производстве общего или третейского суда должно отсутствовать дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Несоблюдение истцом первых трёх указанных требований к исковому заявлению влечёт оставление его без движения, а при несоблюдении остальных требований исковое заявление хозяйственным судом возвращается истцу.

Требования к форме и содержанию искового заявления изложены в статье 159 ХПК. Исковое заявление подаётся в хозяйственный суд в письменной форме с копиями (по коли­честву ответчиков).

В заявлении должны содержаться:

— наименование хозяйственного суда, в который подаётся заявление;

— наименование (имя) лиц, участвующих в деле, их по­чтовые адреса и банковские реквизиты;

— цена иска, если иск подлежит оценке;

— обстоятельства, на которых основаны исковые требова­ния;

— доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

— расчёт взыскиваемой или оспариваемой суммы;

— требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требо­вания к каждому из них;

— сведения о соблюдении досудебного порядка урегули­рования спора (если он предусмотрен законодательством или договором);

— перечень прилагаемых к заявлению документов.


В исковом заявлении могут также содержаться и другие сведения, которые, по мнению истца, необходимы для пра­вильного разрешения дела. В заявлении могут содержаться ходатайства об обеспечении иска, о совершении судом опреде­лённых действий, необходимых для подготовки дела к судеб­ному разбирательству, и иные данные, если они необходимы для правильного разрешения спора.

К исковому заявлению в соответствии со статьёй 160 ХПК прилагаются документы, подтверждающие уплату государ­ственной пошлины; соблюдение досудебного порядка урегули­рования спора, если такой порядок установлен законодатель­ством или договором; обстоятельства, на которых основывают­ся исковые требования, т. е. письменные доказательства.

Кроме того, если оспаривается ненормативный акт, то к заявлению прилагается его текст. Если исковое заявление подписано представителем истца, то к заявлению прилагает­ся надлежащим образом оформленная доверенность или иной другой документ, подтверждающий полномочия представите­ля. К заявлению о понуждении заключить или изменить до­говор должен быть приложен проект такого договора.

Следует учитывать, что в заявлении, поданном прокурором, государственным или иным органом в защиту государственных и общественных интересов, должно содержаться обоснование того, в чём заключается такой интерес, а при подаче заявления в защиту интересов юридических и физических лиц — письменное заявле­ние указанных лиц с подтверждением согласия на предъявление иска в их интересах, составленное в установленной форме.

Статья 163 ХПК предусматривает основания возвращения искового заявления. Основания таковы:

1) не исполнено определение хозяйственного суда об остав­лении искового заявления без движения в срок, установлен­ный судом;

2) дело неподсудно этому хозяйственному суду;

3) в производстве общего суда, хозяйственного суда, тре­тейского суда или международного арбитражного (третейско­го) суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;

4) в одном исковом заявлении соединено несколько требо­ваний к одному или нескольким ответчикам, если эти требо­вания не связаны между собой;





5) не представлены доказательства обращения в банк и
(или) небанковскую кредитно-финансовую организацию за
взысканием задолженности с ответчика, когда в соответствии
с законодательным актом, иным нормативным правовым ак­
том или договором она должна быть взыскана через банк и
(или) небанковскую кредитно-финансовую организацию;

6) до вынесения хозяйственным судом определения о приня­тии искового заявления и возбуждении производства по делу от истца поступило заявление о возвращении искового заявления;

7) заявлены требования, которые в соответствии с законо­дательством должны быть рассмотрены в деле об экономиче­ской несостоятельности (банкротстве).

Основания, перечисленные в статье 163 ХПК, являются временным препятствием для обращения за судебной защи­той, и после их устранения лицо вправе вторично обратиться в хозяйственный суд с исковым заявлением. О возвращении искового заявления хозяйственный суд выносит определение, которое в пятидневный срок со дня поступления заявления направляется истцу и может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Наряду с временными препятствиями существуют абсо­лютные, непреодолимые препятствия для обращения за су­дебной защитой. Они перечислены в статье 164 ХПК: спор не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде; имеются вступившие в законную силу постановления хозяйственного, суда или общего суда, решение иностранного суда или ино­странное арбитражное решение, принятые по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, за исключением случаев, когда хозяйственный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения; имеется вступив­шее в законную силу решение третейского суда, междуна­родного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям. В перечисленных случаях хозяйственный суд выносит определение об отказе в принятии искового заявления, кото­рое возвращается истцу в пятидневный срок со дня поступле­ния в суд заявления. Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению в хозяйственный суд с


иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям. Следует учитывать, что в неясных случаях (на­личие тождественного иска) хозяйственный суд принимает заявление и возбуждает производство по делу, которое подле­жит прекращению при установлении тождественности исков.

Определение об отказе в принятии искового заявления так­же может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК.

При поступлении в хозяйственный суд искового заявления ответчик представляет хозяйственному суду отзыв на исковое заявление с приложением документов, подтверждающих воз­ражения против иска, а также направляет другим лицам, участвующим в деле, копии отзыва и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Отзыв на исковое заявление направляется с таким расчё­том, чтобы он поступил в суд ко дню проведения урегулиро­вания спора в порядке посредничества, если оно проводится, или до дня рассмотрения дела.

В отзыве на исковое заявление указываются: наименование хозяйственного суда, в который направляется отзыв; полное имя (наименование) истца и номер дела; полное имя (наимено­вание) лица, направившего отзыв, его почтовый адрес, банков­ские реквизиты, номера телефона и (или) факса, если таковые имеются; в случае отклонения исковых требований излагаются мотивы полного или частичного отклонения требований истца со ссылкой на законодательные и иные нормативные право­вые акты, а также на доказательства, обосновывающие воз­ражения; перечень прилагаемых документов. В отзыве могут быть указаны также иные сведения и имеющиеся у ответчи­ка ходатайства. Если ответчик признал исковые требования и перечислил взыскиваемую сумму, то к отзыву на исковое заявление прилагается документ, подтверждающий перечис­ления. Отзыв подписывается лицом, его представившим. К отзыву, подписанному представителем, прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя на подписание отзыва. Ответчик вправе до принятия хозяйственным судом первой инстанции судебного постановления, которым завер­шается рассмотрение дела, предъявить к истцу встречный иск для рассмотрения его вместе с первоначальным иском.

Встречный иск принимается хозяйственным судом, если встречное требование направлено к зачёту первоначального


требования; удовлетворение встречного иска исключает в це­лом или части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведёт к правильному и бо­лее быстрому разрешению спора.

Вопрос о принятии хозяйственным судом искового заяв­ления и возбуждении производства по делу решается судьёй хозяйственного суда единолично. Об этом суд выносит опреде­ление, в котором указываются время и место проведения под­готовительного судебного заседания, а при урегулировании спора в порядке посредничества — время и место проведения соответствующих действий. В определении хозяйственный суд разъясняет сторонам, что в соответствии со статьёй 173 ХПК суд имеет право после окончания подготовительного заседания перейти к рассмотрению дела по существу. Если на момент вынесения определения у хозяйственного суда отсутствуют доказательства согласия сторон на урегулирование спора в порядке посредничества, суд вправе по своей инициативе ука­зать сторонам в определении о возможности урегулировать спор в порядке посредничества.

Подготовительное судебное заседание должно быть назначено не позднее пятнадцати дней со дня поступления искового заявле­ния в хозяйственный суд, если по делу не проводилось урегули­рование спора в порядке посредничества. В случае, если одна из сторон спора находится за пределами Беларуси, подготовительное судебное заседание может быть назначено fee ранее одного месяца со дня поступления искового заявления в хозяйственный суд, а если для рассмотрения такого дела требуется перевод документов на иностранный язык или на один из государственных языков Республики Беларусь, — не ранее шести месяцев, если иное не установлено международными договорами или законодательны­ми актами Республики Беларусь.

rti 1. В чем состоят сущность и значение стадии производства

а н по делу? 2. Каковы требования к форме и содержанию искового заявления? 3. Каковы основания и последствия отказа в при­нятии искового заявления? 4. Каковы основания и процессуаль­ные последствия оставления искового заявления без движения? 5. Каковы основания и процессуальные последствия возвращения искового заявления? 6. Каков процессуальный порядок принятия искового заявления и возбуждения производства по делу?


Тема 18. Урегулирование спора в порядке

ПОСредНИчества_ Мировое соглашение

Посредничество. Как мы отмечали ранее, хозяйственные (экономические) отношения характеризуются сложной систе­мой нормативного правового регулирования. Данная ситуация, а порой непонимание правоприменителями некоторых норма­тивных требований с неизбежностью вызывают возникновение конфликтов. В целях решения таких задач хозяйственного су­допроизводства, как содействие укреплению законности и пред­упреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, становле­нию и совершенствованию партнёрских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота, укреплению авторитета судебной власти и др., в хозяйственном процессу­альном праве разработан и внедрён относительно новый для республиканской судебной системы институт посредничества.

Основными целями института посредничества являются оказание помощи сторонам в установлении фактических об­стоятельств возникшего между ними конфликта; достижение понимания сторонами реалистичности и юридической обосно­ванности их позиций в конфликте, предъявляемых требова­ний и выдвигаемых возражений; выяснение, сопоставление и сближение их точек зрения о путях разрешения спора; поиск и рекомендации путей разрешения конфликта, устраивающе­го обе стороны. Для достижения обозначенных целей хозяй­ственный суд по ходатайству сторон либо по своей инициативе с их согласия назначает посредника.

Посредник вправе:

— изучать документы, представленные сторонами;

— получать в связи с урегулированием спора в порядке посредничества необходимые консультации у специалистов;

— знакомиться с материалами дела, высказывать сторо­нам своё мнение о правомерности заявляемых ими требований и возражений;

— давать рекомендации о скорейшем урегулировании всех спорных вопросов и сохранении деловых связей между сторонами.

Следует отдельно отметить, что посредник не вправе совер­шать какие-либо процессуальные действия.





Посредник назначается хозяйственным судом с согласия сторон в течение десяти дней со дня поступления в суд ис­кового заявления, оформленного с соблюдением требований ХПК (статья 155).

Посредник назначается из числа квалифицированных должностных лиц хозяйственного суда.

О назначении посредника хозяйственный суд выносит определение, в котором устанавливается срок осуществления посредничества; продолжительность срока не может быть бо­лее одного месяца.

Урегулирование спора в порядке посредничества проводит­ся должностным лицом хозяйственного суда по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе суда с согласия сторон (статья 156 ХПК).

Урегулирование спора в порядке посредничества может быть проведено по любому спору, возникшему из граждан­ских правоотношений.

Посредничество осуществляется в порядке, установленном ХПК, под контролем хозяйственного суда.

Посредничество завершается достижением примирения сторон, в том числе на условиях, предусмотренных статьёй 122 ХПК, либо по истечении срока, установленного судом.

Если урегулирование спора хозяйственным судом в по­рядке посредничества привело к достижению договоренности между истцом и ответчиком о разрешении этого спора без судебного разбирательства, стороны могут заключить согла­шение:

— об отказе истца от иска в целом или его части;

— о признании ответчиком иска в целом или его части;

— заключении между сторонами нового договора и отзыве истцом искового заявления;

— заключении между сторонами мирового соглашения в соответствии с главой 10 ХПК.

Достигнутое согласие сторон фиксируется сторонами в со­глашении об урегулировании спора в порядке посредничества, которое удостоверяется подписями сторон.

Если в ходе урегулирования спора в порядке посредниче­ства не удалось достигнуть полного согласия, но по отдель­ным требованиям стороны пришли к взаимопониманию и одинаковой оценке конкретных фактов, либо истец частично


отказался от иска, либо ответчик частично признал иск, по­средник оказывает сторонам помощь в составлении соглаше­ния, в котором фиксируются согласованные позиции сторон. Соглашение удостоверяется подписями сторон и утверждается определением хозяйственного суда.

Если урегулирование спора в порядке посредничества не привело к достижению согласия между сторонами, хозяй­ственный суд выносит определение о прекращении урегули­рования спора в порядке посредничества, в котором указыва­ются время и место проведения подготовительного судебного заседания.

После вынесения хозяйственным судом определения о прекращении урегулирования спора в порядке посредниче­ства исковое заявление передаётся для назначения состава хозяйственного суда по рассмотрению спора в установленном порядке.

Определение хозяйственного суда о прекращении урегули­рования спора в порядке посредничества направляется лицам, участвующим в деле.

Производство по делу (статья 158 ХПК), по которому в целом или его части не достигнуто урегулирование спора в порядке посредничества, осуществляется в хозяйственно-процессуальном порядке.

Мировое соглашение. В хозяйственном процессе под миро­вым соглашением понимается соглашение сторон о прекраще­нии судебного спора на основе взаимных уступок.

Имея универсальный характер для урегулирования спора, мировое соглашение может быть заключено сторонами в хо­зяйственном суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, а также на иных стадиях судебного процесса, в том числе на стадии исполнения судебного поста­новления.

Выполняя задачи хозяйственного судопроизводства, хо­зяйственные суды принимают меры к урегулированию спора и заключению сторонами мирового соглашения. При этом мировое соглашение может быть заключено по любому делу, вытекающему из гражданских правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами. Однако в це­лях объективной защиты мировое соглашение не может быть направлено против прав и законных интересов других лиц


(например, третьих лиц, соответчиков) либо противоречить законодательству.

Мировое соглашение заключается сторонами в письменной форме и подписывается ими или их представителями. При этом представитель вправе заключить мировое соглашение при наличии на это полномочия, специально предусмотренно­го в доверенности (статьи 78—80 ХПК).

Хозяйственным процессуальным законодательством к ми­ровому соглашению предъявляются определённые требования. Так, мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, размере и сроках выпол­нения обязательств друг перед другом либо одной стороной перед другой.

Заключение сторонами мирового соглашения как на стадии судебного разбирательства, так и в исполнительном произ­водстве по своему характеру расценивается как совершение сделки, поэтому данные действия должны производиться в порядке, определяемом законодательством для сделок.

Требования к содержанию мирового соглашения направ­лены на недопущение различного толкования и последующих споров относительно достигнутых договоренностей между сторонами при исполнении мирового соглашения. Если ис­ковое заявление состоит из нескольких требований или име­ется встречный иск, то в мировом соглашении должно быть изложено волеизъявление сторон относительно каждого из предъявленных требований. ХПК не содержит запрета на за­ключение мирового соглашения по одному или нескольким из предъявленных требований. В этом случае в мировом согла­шении должно быть четко указано требование (требования), относительно которого стороны пришли к мировому согла­шению. Несоблюдение требований к содержанию мирового соглашения является основанием к отказу хозяйственным судом его утверждения.

Мировое соглашение может также содержать условия:

— об отсрочке или рассрочке выполнения обязательств;

— уступке права требования;

— о признании долга или уменьшении его размера;

— об удовлетворении требований иными способами, не противоречащими законодательству.


В мировом соглашении может быть предусмотрено распре­деление судебных расходов между сторонами, его заключив­шими. Если в мировом соглашении такое указание отсутству­ет, хозяйственный суд решает этот вопрос в порядке, установ­ленном хозяйственным процессуальным законодательством.

Один экземпляр мирового соглашения представляется в хозяйственный суд и приобщается к материалам дела.

Рассмотрим порядок заключения и утверждения хозяй­ственным судом мировых соглашений. Заявление об утверж­дении мирового соглашения, заключённого сторонами, рас­сматривается хозяйственным судом, в производстве которого находится дело. По результатам рассмотрения заявления об утверждении мирового соглашения, заключённого сторонами, хозяйственный суд выносит определение.

Если производство по делу находится в стадии исполнения решения, мировое соглашение представляется на утверждение хозяйственному суду первой инстанции, принявшему судебное постановление, или по месту исполнения решения.

Мировое соглашение, поступившее в хозяйственный суд до принятия судебного постановления, которым завершается рас­смотрение дела, рассматривается в судебном заседании суда, назначенном для рассмотрения дела, с извещением сторон.

Мировое соглашение, заключаемое на стадии исполнитель­ного производства, рассматривается не более одного месяца со дня его поступления в хозяйственный суд. Стороны мирового соглашения извещаются о времени и месте проведения судеб­ного заседания. Неявка сторон мирового соглашения, изве­щённых надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению вопроса об утверждении мирового соглашения.

В резолютивной части определения (постановления) хозяй­ственного суда об утверждении мирового соглашения указы­ваются:

— содержание мирового соглашения;

— порядок распределения судебных расходов.

В определении хозяйственного суда об утверждении миро­вого соглашения, заключённого на стадии исполнительного производства, указывается, что судебное постановление, на основании которого выдан судебный приказ, не подлежит ис­полнению.

5-1728 129


Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверж­дения определением (постановлением) хозяйственного суда. Определения (постановления) хозяйственного суда об утверж­дении мирового соглашения или об отказе в его утверждении могут быть обжалованы в порядке, установленном Хозяй­ственным процессуальным кодексом.

Мировое соглашение исполняется сторонами добровольно.

В случае, если мировое соглашение не исполняется в по­рядке и сроки, определённые в нем, хозяйственный суд по заявлению заинтересованной стороны выдаёт исполнительный документ в порядке, установленном действующим законода­тельством. Вопрос о выдаче исполнительного документа рас­сматривается хозяйственным судом без вызова сторон.

т ш

1. Что такое посредничество? Каковы его дели и способы? 2. Каковы порядок назначения, формы и результаты урегули­рования спора в порядке посредничества? 3. Каковы сущность, форма и содержание мирового соглашения? 4. Каковы порядок заключения, утверждения и исполнения мирового соглашения?

Тема 19. Подготовка дела к судебному *™~*~**~~" разбирательству в хозяйственном суде

Хозяйственный суд первой инстанции проводит подготов­ку дела к судебному разбирательству после того, как принял исковое заявление к производству. Следует напомнить, что именно на этом этапе хозяйственный суд вправе урегулиро­вать спор в порядке посредничества и, если данное урегули­рование не проводилось либо не привело к разрешению спора без судебного разбирательства, проводит подготовку дела к судебному разбирательству.

При подготовке дела к судебному разбирательству хозяй­ственный суд должен решить ряд задач:

-О* установить содержание правоотношений сторон и опре­делить законодательство, которым следует руководствоваться при судебном разбирательстве;

Ф определить обстоятельства, имеющие значение для пра­вильного рассмотрения и разрешения дела;

"v- решить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса;


Ф обеспечить представление необходимых доказательств лицами, участвующими в деле.

Законодатель установил предельный срок, в ходе которого подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена, — не позднее пятнадцати дней со дня поступле­ния заявления в хозяйственный суд, за исключением случаев оставления искового заявления без движения. Изменение ука­занного срока должно быть прямо предусмотрено ХПК.

Завершением служит подготовительное судебное заседа­ние.

Судья хозяйственного суда при подготовке дела к судеб­ному разбирательству с учётом обстоятельств дела выполняет следующие действия (статья 170 ХПК):

1) проводит собеседование с обеими сторонами, опрашива­ет стороны по существу заявленных ими требований и при­ведённых возражений, проверяет относимость и допустимость представленных доказательств, предлагает при необходимости представить дополнительные доказательства, разъясняет сто­ронам их право обратиться в международный арбитражный (третейский) суд, заключить мировое соглашение и послед­ствия таких действий;

2) решает вопросы о назначении экспертизы, о привлече­нии к участию в процессе компетентного государственного органа, органа местного управления и самоуправления;

3) истребует письменные отзывы, объяснения лиц, уча­ствующих в деле, показания свидетелей, заключения экс­пертов и специалистов, государственных органов, органов местного управления и самоуправления;

4) решает вопросы о вызове в судебное заседание экспер­тов, специалистов, свидетелей, представителей государствен­ных органов, органов местного управления и самоуправления, об участии в процессе переводчика;

5) истребует по ходатайству сторон от лиц, участвующих в деле, иных организаций и граждан имеющиеся у них до­казательства, необходимые для разрешения спора или рас­смотрения дела;

6) проводит осмотр и исследование на месте письменных и вещественных доказательств;

7) направляет судебные поручения;

8) решает вопрос об обеспечении иска;





9) решает вопрос о проведении выездного судебного засе­дания;

10) решает вопросы о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьих лиц, о соединении или разъединении исковых требований, о принятии встречного иска;

11) разъясняет сторонам их право ходатайствовать о рассмо­трении дела коллегиальным составом хозяйственного суда;




double arrow
Сейчас читают про: