В определении хозяйственного суда, которое заносится в протокол судебного заседания (протокольном определении), указываются вопрос, по которому выносится определение, и вывод по рассматриваемому вопросу, при необходимости хозяйственный суд вправе указать в нём мотивы, благодаря которым он пришёл к такому выводу.
Определение хозяйственного суда может быть обжаловано отдельно от судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в случае, если в соответствии с ХПК предусмотрено обжалование этого определения, а также если оно препятствует дальнейшему движению дела.
Жалоба на определение хозяйственного суда может быть подана не позднее пятнадцати дней со дня вынесения определения, если иной срок не предусмотрен ХПК. Подача жалобы на определение хозяйственного суда и её рассмотрение осуществляются в порядке, установленном ХПК для апелляционного обжалования (опротестования) решений хозяйственного суда.
Частное определение (статья 215 ХПК) — это особый вид судебного постановления, представляющего реакцию суда на отдельные нарушения законности, выявленные в ходе судебного разбирательства и не относящиеся к существу рассматриваемого дела.
|
|
Так, в соответствии со статьёй 215 ХПК, если при рассмотрении спора выявлены нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями„ государственными органами, органами местного управления и самоуправления, должностными лицами или гражданами законодательных и иных нормативных правовых актов в их деятельности, хозяйственный суд вправе вынести частное определение.
Частное определение направляется соответствующим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, государственным органам, органам местного управления и самоуправления, должностным лицам или гражданам, которые обязаны в срок не более одного месяца со дня вынесения частного определения сообщить в хозяйственный суд о принятых мерах.
Частное определение может быть обжаловано в установленном законодательными актами порядке.
Определение, вынесенное в заседании хозяйственного суда в виде отдельного судебного акта, объявляется сразу после его
вынесения. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам в пятидневный срок после его вынесения или вручаются им под расписку.
Судебный приказ — это постановление судьи, вынесенное по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или обращении взыскания на имущество должника.
Решение хозяйственного суда. При разрешении спора по существу хозяйственный суд первой инстанции принимает решение (статья 190 ХПК). Решение хозяйственного суда принимается именем Республики Беларусь. Оно должно быть законным и обоснованным.
|
|
Хозяйственный суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании, и принимает его после окончания разбирательства дела в судебном заседании.
Хозяйственный суд решает вопросы, необходимые для принятия решения, составляет текст решения, принимает и подписывает решение в совещательной комнате в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей. В совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав хозяйственного суда, рассматривающего дело.
При рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда решение принимается большинством голосов судей. Судья хозяйственного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии решения, о позициях отдельных судей, входящих в состав хозяйственного суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.
При принятии решения хозяйственный суд (статья 191 ХПК):
— оценивает доказательства;
— определяет, какие имеющие значение для дела обстоятельства установлены и какие не установлены;
— решает, на основании каких законов или иных нормативных правовых актов подлежит разрешению данный спор;
— устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;
— решает, подлежит иск удовлетворению или не подлежит;
— распределяет судебные расходы.
При принятии решения хозяйственный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска, об обеспечении исполнения решения (при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения), о распоряжении вещественными доказательствами, находящимися в суде, а также иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.
Решение хозяйственного суда излагается в виде отдельного документа и должно быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств (статья 192 ХПК). В случае, когда мотивировочная часть решения составлена не в совещательной комнате, она должна быть изложена в виде отдельного документа и содержать указание на решение, в отношении которого составлена.
В решении хозяйственного суда должны быть указаны мотивы его принятия. Решение должно быть изложено на языке, понятном для лиц, участвующих в деле, и других лиц.
Решение хозяйственного суда подписывается судьёй хозяйственного суда, а в случае рассмотрения дела коллегиальным составом хозяйственного суда — всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьёй, имеющим особое мнение.
Исправления в решении хозяйственного суда должны быть оговорены и удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до его объявления.
Решение хозяйственного суда оформляется в одном экземпляре и приобщается к делу.
Решение хозяйственного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей (статья 193 ХПК).
Во вводной части решения указываются наименование и состав хозяйственного суда, принявшего это решение; наименование и номер дела; дата и место вынесения решения; полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии и инициалы присутствующих в заседании лиц с указанием их полномочий; фамилия и инициалы лица, которое вело протокол судебного заседания.
Описательная часть решения хозяйственного суда должна содержать краткое изложение искового заявления, отзыва на него, других объяснений.
Мотивировочная часть решения хозяйственного суда составляется:
-О- по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);
•♦• по делам о признании недействительным (в целом или части) ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
|
|
<0> если лицом, участвующим в деле, является иностранное лицо;
■О* если настоящим Кодексом установлено, что решение не подлежит обжалованию (опротестованию) в апелляционном порядке;
-О- в связи с обжалованием (опротестованием) решения в апелляционном порядке;
-V- при рассмотрении дел, направленных на новое рассмотрение хозяйственным судом кассационной или надзорной инстанции;
-v* по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); о защите деловой репутации; о признании оспариваемой сделки недействительной; об установлении факта ничтожности сделки; о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
-v" в иных случаях — по письменному заявлению лиц, участвующих в деле, которое может быть подано до удаления суда в совещательную комнату или в течение десяти дней со дня оглашения решения.,
В мотивировочной части решения хозяйственного суда указываются:
"v- обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом;
■§■ доказательства, на которых основаны выводы хозяйственного суда об этих обстоятельствах;
■ф- доводы, по которым хозяйственный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;
•Ф акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.
Резолютивная часть решения хозяйственного суда должна содержать выводы об удовлетворении каждого заявленного требования в целом или его части или об отказе в удовлетворении. В резолютивной части решения хозяйственного суда также указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, право на обжалование и срок обжалования решения.
|
|
При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения хо1 зяйственного суда указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачёта в целом или части.
В решении хозяйственного суда должно быть указано о применении закона и права по аналогии.
При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в ре
шении хозяйственного суда указывается, как разрешён спор в
отношении каждого из них. Т
Если хозяйственный суд устанавливает порядок исполнения решения или принимает меры по обеспечению его исполнения, об этом также указывается в решении.
Принятие хозяйственным судом условных и альтернативных решений не допускается.
При отсутствии в решении хозяйственного суда мотивировочной части в нём должны содержаться вводная, описательная и резолютивная части. В этом случае описательная часть должна содержать указание обстоятельств дела, установленных хозяйственным судом, и ссылки на акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.
Решение хозяйственного суда после его принятия объявляется судьёй хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) в том же судебном заседании, в котором заканчивается рассмотрение дела. В необходимых случаях составление мотивированного решения хозяйственного суда может быть отложено на срок не более пяти дней со дня удаления хозяйственного суда в совещательную комнату.
Решение хозяйственного суда первой инстанции, как правило, вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия*, если не подана апелляционная
* Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании.
жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение хозяйственного суда, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления хозяйственным судом апелляционной инстанции.
1. Какие существуют виды судебных постановлений хозяйственного суда первой инстанции, каковы их отличия? 2. Какие требования предъявляются к решению хозяйственного суда? 3. Какие требования предъявляются к определению хозяйственного суда первой инстанции? 4. Что такое частное определение и каков порядок его исполнения?
Тема 22. Приказное производство
Процессуальное законодательство большинства государств предусматривает возможность применения упрощённой процедуры рассмотрения и разрешения некоторых требований по заявлениям при условии очевидности правоты лица, заявляющего данные требования. В таких случаях стороны не вызываются и судебное разбирательство не производится.
В Республике Беларусь возможность производства по упрощённой процедуре предусмотрена как гражданско-процессуальным, так и хозяйственным процессуальным законодательством — это приказное производство.
Приказное производство является самостоятельным видом хозяйственного судопроизводства в суде первой инстанции по рассмотрению заявлений о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на имущество должника. Оно осуществляется в упрощенном порядке, регулируемом главой 24 ХПК (п. 1 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь № 11 от 06.04.2005 г. «О практике рассмотрения заявлений в порядке приказного производства»).
В соответствии со статьёй 220 ХПК приказное производство — это вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлениям о взыскании денежных средств или об обращении взыскания на имущество должника, если:
— требование основано на нотариально удостоверенной
сделке;
— требование основано на совершённом нотариусом протесте
векселя в неплатеже, неакцепте и (или) недатировании акцепта;
— заявлено требование о взыскании с должника задолженности по налогам, сборам (пошлинам), иным обязательным платежам в республиканский и (или) местный бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пени, предусмотренной законодательством;
— требование основано на документах, подтверждающих задолженность по оплате за потреблённые электроэнергию, воду, отопление, газ, услуги связи, образовавшуюся в связи с содержанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
— требование основано на представленных взыскателем документах, устанавливающих имущественные обязательства должника, которые им признаются, но не выполняются;
— заявлено требование соответствующим органом о взыскании расходов по розыску ответчика или должника;
— требование основано на представлении судебного исполнителя о неперечислении торгующей организацией в течение пяти банковских дней вырученных денежных средств от реализации имущества, переданного судебным исполнителем;
— в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
Отличительными признаками приказного производства являются: 1) специфический состав сторон — взыскатель и должник; 2) отсутствие спора о материальном праве; 3) особый порядок судопроизводства.
В рамках приказного производства, учитывая отсутствие спора о праве, хозяйственный суд подтверждает имеющуюся задолженность должника и выдаёт заявителю соответствующий исполнительный документ.
Взыскателями по требованиям о взыскании с должника налогов, сборов (пошлин) выступают государственные органы, которым актами законодательства предоставлено право взыскания налогов, сборов (пошлин). При этом учитывается то, что в порядке приказного производства предъявляются требования о взыскании налогов, сборов (пошлины) с должников, а не с иных обязанных лиц.
При заявлении требования о взыскании с должника налогов, сборов (пошлины) за счёт имущества в связи с отсут-
ствием (недостаточностью) денежных средств на расчётном счёте взыскатель (заявитель) должен приложить к заявлению решение о наличии у должника неисполненного налогового обязательства, доказательства о невозможности бесспорного взыскания денежных средств, опись арестованного имущества, решение о наложении ареста на имущество.
При своевременной сдаче должником в банк платёжных поручений на уплату налогов, сборов (пошлины) и отсутствии факта проверки его финансово-хозяйственной деятельности налоговыми органами акт налоговой проверки не составляется и решение не выносится. Налоговым органом представляются доказательства об отсутствии денежных средств на счёте должника, расчёт неисполненного налогового обязательства с указанием видов налогов, сборов (пошлины), сроков их уплаты, опись арестованного имущества и решение о наложении ареста на имущество.
Представление описи арестованного имущества органами взыскания, наделёнными правом бесспорного взыскания, а не правом наложения ареста на имущество, не требуется.
Требования о взыскании пени или экономических санкций во исполнение налогового обязательства могут быть предъявлены в порядке приказного производства, если они основаны на представленных документах, устанавливающих имущественные обязательства должника, которые им признаются, но не выполняются. Например, такими документами могут быть сданные должником в банк платёжные поручения на уплату налогов, сборов (пошлины), пени, экономических санкций во исполнение принятого государственным органом решения.
По требованиям, основанным на документах, подтверждающих задолженность по оплате за потреблённые электроэнергию, воду, отопление, газ, услуги связи, образовавшуюся в связи с содержанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, на представленных взыскателем документах, устанавливающих имущественные обязательства должника, которые им признаются, но не выполняются, на нотариально удостоверенной сделке, на протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершён-
ного нотариусом, требованиям соответствующих органов о взыскании расходов по розыску ответчика или должника с заявлением о возбуждении приказного производства вправе обратиться лица, указанные в статье 6 ХПК. При этом взыскатель (заявитель) должен приложить к заявлению документы, свидетельствующие о задолженности за потреблённые электроэнергию, воду, отопление, газ, услуги связи (акт, договор, расчёт с указанием периода образовавшейся задолженности и др.), а по требованиям, основанным на документах, устанавливающих имущественные обязательства должника, которые им признаются, но не выполняются, — документ должника, в котором он признаёт долг (акт сверки расчётов, долговая рас писка, акцептованное платёжное требование).
Также следует отметить, что в состав вышеуказанных требований могут включаться взыскание основной суммы задолженности, неустойки (штрафа, пени) и процентов за пользование чужими денежными средствами, в том случае, если они признаются должником.
При заявлении требования, основанного на нотариально удостоверенной сделке, взыскатель (заявитель) прилагает нотариально удостоверенный договор, содержащий условия этой сделки. Здесь хозяйственные суды учитывают, что содержащееся в заявлении о возбуждении приказного производства требование может быть основано как на такой нотариально удостоверенной сделке, для которой законодательством установлена обязательная нотариальная форма договора, так и на иной сделке, которую стороны заключили в нотариальной форме.
При заявлении требования, основанного на протесте векселя в неплатеже, неакцепте, недатировании акцепта, взыскатель (заявитель) должен приложить к заявлению вексель с актом о протесте, составленным органом, совершающим нотариальные действия.
Все письменные доказательства, подтверждающие основания соответствующих требований, содержащихся в заявлении о возбуждении приказного производства, должны:
— быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства;
— подписаны руководителем или уполномоченным им лицом;
— прилагаться в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Отсутствие, недостаточность доказательств, приложение незаверенных их копий влекут отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства в соответствии со статьей 222 ХПК.
Обращение взыскания в пользу залогодержателя на являющееся предметом залога имущество производится по решению суда, если иное не предусмотрено соглашением сторон. При этом под решением суда понимается и определение о судебном приказе.
Определение хозяйственного суда о судебном приказе является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.
Заявление о возбуждении приказного (статья 221 ХПК) производства подаётся в хозяйственный суд по общим правилам подсудности.
В заявлении о возбуждении приказного производства должны быть указаны:
■v- наименование хозяйственного суда, в который подаётся заявление;
-О* полные имена (наименования) взыскателя и должника, их почтовые адреса;
-Ф- требование взыскателя со ссылкой на нормы законодательства;
-Ф- обстоятельства, на которых основано требование, и доказательства, подтверждающие их;
•v- расчёт взыскиваемой суммы;
Ф- перечень прилагаемых документов.
Заявление о возбуждении приказного производства подписывается взыскателем или его представителем. В последнем случае к заявлению прилагается доверенность, подтверждающая полномочия представителя. При этом в доверенности должно содержаться специальное указание на право представителя подписывать заявление о возбуждении приказного производства.
Как уже отмечалось, заявление оплачивается госпошлиной по установленным законодательством Республики Беларусь ставкам.
Взыскатель или его представитель до подачи в хозяйственный суд заявления о возбуждении приказного производства обязаны направить должнику копию этого заявления, а также копии документов, прилагаемых к нему и направляемых в хозяйственный суд, и приложить к заявлению о возбуждении приказного производства доказательства направления его копии должнику.
Судья отказывает в принятии заявления о возбуждении приказного производства, если (статья 222 ХПК):
-v- заявленное требование не предусмотрено настоящим Кодексом;
•ф- должник находится вне пределов юрисдикции хозяйственного суда;
<v> не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;
•v* усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов;
■$■ по заявленному требованию не уплачена государственная пошлина;
$ не соблюдены требования к форме и содержанию заявления, предусмотренные статьей 221 ХПК;
$ не приложены доказательства, подтверждающие направление копии заявления должнику.
Об отказе в принятии заявления о возбуждении приказного производства судья хозяйственного Суда не позднее пяти дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК.
Следует также учитывать, что наличие права на подачу заявления о возбуждении приказного производства не исключает права лица на предъявление иска и право выбора принадлежит исключительно взыскателю (п. 10 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 06.04.2005 г. № 11).
Должник в течение пяти дней со дня вручения ему копии заявления о возбуждении приказного производства вправе представить в хозяйственный суд отзыв на заявление с приложением к нему документов с возражениями против требования взыскателя (статья 223 ХПК).
Непредставление должником в установленный срок отзыва на заявление о возбуждении приказного производства, а также его согласие с заявленным требованием являются основаниями для вынесения хозяйственным судом определения о судебном приказе.
Хозяйственный суд отказывает в вынесении определения о судебном приказе, если должник не согласен с заявленным требованием (статья 224 ХПК).
Об отказе в выдаче судебного приказа хозяйственный суд выносит определение, которое направляется взыскателю не позднее пяти дней со дня его принятия.
Определение хозяйственного суда об отказе в выдаче судебного приказа может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК.
Отказ в выдаче определения хозяйственного суда о судебном приказе не препятствует возможности подачи взыскателем искового заявления по тому же требованию в порядке, установленном ХПК.
Дела в порядке приказного производства рассматриваются в срок не более двадцати дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства.
Хозяйственный суд исследует письменные доказательства при рассмотрении дела в порядке приказного производства.
В определении хозяйственного суда о судебном приказе
должны быть указаны:
— номер приказного производства и дата вынесения определения;
— наименование суда, фамилия, имя, отчество судьи хозяйственного суда, вынесшего определение;
— полные имена (наименования) взыскателя и должника, их почтовые адреса;
— размер подлежащих взысканию денежных средств или перечень имущества, подлежащего взысканию, с указанием его стоимости;
— размер неустойки, процентов, если их взыскание предусмотрено законодательными актами или договором;
— сумма государственной пошлины или расходов по уплате государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в бюджет или в пользу взыскателя.
Определение хозяйственного суда о судебном приказе оформляется и подписывается судьёй хозяйственного суда в трёх экземплярах, один из которых остаётся в деле, другой направляется должнику, а третий заверяется гербовой печатью хозяйственного суда и выдаётся взыскателю.
Должник вправе не позднее десяти дней со дня получения определения хозяйственного суда о судебном приказе подать в тот же хозяйственный суд заявление с обоснованным требованием о его отмене, если он не имел возможности по уважительным причинам своевременно заявить свои возражения против требования взыскателя. В этом случае хозяйственный суд выносит определение об отмене определения о судебном приказе либо определение об отказе в отмене определения о судебном приказе, которые могут быть обжалованы.
Обжалование определения о судебном приказе действующим хозяйственным процессуальным законодательством не предусмотрено. Вместе с тем статьёй 226 ХПК предусмотрена возможность отмены определения о судебном приказе.
При отмене определения хозяйственного суда о судебном приказе требование кредитора может быть рассмотрено в йо-рядке, установленном ХПК.
#р j 1. Что такое приказное производство? 2. Каковы основания
в ■ возбуждения приказного производства? 3. Каков порядок вынесения определения о судебном приказе? 4. Каковы основания к отказу в выдаче определения о судебном приказе?
Тема 23. Производство по делам о проверке -—_«.—~ законности ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц и иным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Дела данной категории носят самый разнообразный характер. В соответствии со статьёй 42 ХПК, для того чтобы рассматриваемые дела были подведомственны хозяйственному суду, необходимо наличие определённых условий. Во-первых,
спор должен носить экономический характер. Обжалуемый ненормативный правовой акт либо действие (бездействие) соответствующего должностного лица или органа должны вторгаться в сферу прав и законных интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, спор о признании недействительным акта, принятого органом Комитета государственного контроля о взыскании в бюджет платежей.
Во-вторых, оспариваемый акт должен носить ненормативный характер. Если нормативный акт содержит общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение, то ненормативный правовой акт, как правило, всегда адресован конкретному лицу. Если же вопрос об отнесении акта к одной из названных категорий не разрешился на стадии возбуждения дела, то окончательный вывод должен быть сделан при рассмотрении дела по существу.
В-третьих, ненормативный правовой акт, действие (бездействие) должны, по мнению заявителя, не соответствовать законодательству и это должно быть обосновано в заявлении, поданном в хозяйственный суд. Проверка этого обоснования должна осуществляться на стадии судебного разбирательства.
В-четвёртых, оспариваемый ненормативный правовой акт, действие (бездействие) должны порождать для заявителя правовые последствия, нарушающие его права и законные интересы. Например, отказ в предоставлении земельного участка; наложение экономической санкции; установление прав и обязанностей третьих лиц, нарушающих права заявителя и т. д. Факт нарушения своих прав заявитель должен обосновать и доказать в ходе судебного разбирательства.
В-пятых, указанные признаки должны быть в совокупности. Отсутствие любого из них влечёт отказ в принятии заявления (статья 164 ХПК), прекращение производства по делу (статья 149 ХПК) или вынесение решения об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В соответствии со статьей 227 ХПК юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, а также
прокурор вправе подать в хозяйственный суд заявления о
признании недействительным ненормативного правового ак
та государственного органа, органа местного управления и
самоуправления, который не соответствует законодательству
и которым нарушаются права и законные интересы юридиче
ских лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан,
либо об обжаловании действий (бездействия) государственного
органа, органа местного управления и самоуправления или
должностного лица. \
Заявление об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия) должно быть оформлено в соответствии с требованиями, установленными статьями 159 и 160 ХПК, и содержать дополнительно:
в отношении оспариваемого ненормативного правового акта — наименование органа, должностного лица, издавших акт, дату его издания; указание, какие права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина нарушаются этим актом или его отдельными положениями, какому законодательному или иному нормативному правовому акту противоречит обжалуемый акт. К заявлению прилагается копия оспариваемого акта с указанием, в каком средстве массовой информации и когда опубликован этот акт, если он был опубликован;