— сторона, против которой принято решение, не была сво
евременно извещена надлежащим образом о времени и месте
рассмотрения дела или по другим причинам не могла пред
ставить в суд свои объяснения;
— рассмотрение дела в соответствии с законодательством или международным договором Республики Беларусь относится к исключительной компетенции суда в Республике Беларусь;
— имеется вступившее в законную силу решение суда в Республике Беларусь, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
— на рассмотрении суда в Республике Беларусь находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, или если суд в Республике Беларусь первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям;
— истёк срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен хозяйственным судом*;
|
|
— исполнение решения иностранного суда противоречило бы публичному порядку Республики Беларусь (если иное не установлено международным договором Республики Беларусь).
* При признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения на основании Нью-Йоркской Конвенции необходимо учитывать, что указанная Конвенция не предусматривает в качестве основания для отказа в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения истечение срока давности.
Наличие или отсутствие данных оснований устанавливается хозяйственным судов в судебном заседании путём исследования доказательств обоснования заявленных требований и возражений, представленных в хозяйственный суд.
После рассмотрения заявления о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений хозяйственным судом выносится соответствующее определение (об удовлетворении заявления или об отказе). В случае вынесения хозяйственным судом определения о признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения выдаётся исполнительный документ, на основании которого производится принудительное исполнение решения в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Согласно части 3 статьи 249 ХПК, определения хозяйственного суда по делам о' признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения вступают в законную силу с момента их вынесения и могут быть обжалованы в суд кассационной или надзорной инстанции.
|
|
Вступление в законную силу определения о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения с момента его вынесения обуславливает выдачу приказа на принудительное исполнение одновременно с вынесением определения, которым суд приводит в исполнение иностранное арбитражное решение.
На основании исполнительных документов, выданных хозяйственным судом, вынесшим определение о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, производится их принудительное исполнение, которое проводится по правилам исполнительного производства. Срок предъявления данного решения составляет не более трёх лет со дня его вступления в законную силу (в случае пропуска, срок может быть восстановлен по ходатайству взыскателя).
1. Каковы особенности подачи, содержания, рассмотрения и разрешения заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений? 2. Какие существуют основания для отказа о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения? 3. Каково содержание определения хозяйственного суда по делам данной категории?
7ема 26.
Производство по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, и о выдаче исполнительного документа
Производство по делам об обжаловании решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь. Хозяйственным судом, отменяющим решения международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь, является Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
Ходатайство об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда может быть заявлено в течение трёх месяцев со дня, когда сторона, заявляющая такое ходатайство, получила указанное решение, либо со дня вынесения международным арбитражным (третейским) судом решений по ходатайству об исправлении в указанном решении допущенных описок, опечаток и арифметических ошибок или иных ошибок аналогичного характера, либо о толковании отдельного пункта или части решения. Хозяйственным судом срок заявления ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда при наличии определённых обстоятельств может быть восстановлен.
В случае, если срок пропущен, ходатайство об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда возвра- 4 щается лицу, его заявившему. О возвращении ходатайства хозяйственный суд не позднее пяти дней со дня его поступления в суд выносит определение, которое может быть обжаловано.
Ходатайство об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда заявляется стороной по делу, рассмотренному международным арбитражным (третейским) судом, в письменной форме. В ходатайстве указываются:
1) наименование хозяйственного суда, в который заявляется ходатайство;
2) наименование, местонахождение и состав международного арбитражного (третейского) суда, принявшего решение;
3) наименование сторон арбитражного разбирательства и их местонахождение или место жительства;
4) номер решения международного арбитражного (третейского) суда, дата и место его вынесения;
5) дата получения решения международного арбитражного (третейского) суда стороной, заявляющей ходатайство о его отмене;
6) требование об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда;
7) основания для отмены решения международного арбитражного (третейского) суда.
Так, решение международного арбитражного (третейского) суда может быть отменено, если сторона, ходатайствующая об этом, представит доказательства:
|
|
— что одна из сторон при заключении арбитражного соглашения была полностью или частично недееспособна или это соглашение недействительно по праву, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания — по праву Республики Беларусь;
— хотя бы одна из сторон не была надлежащим образом уведомлена об избрании (назначении) арбитров или об арбитражном разбирательстве дела либо по другим уважительным причинам не могла представить в международный арбитражный (третейский) суд свои объяснения;
;— решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения. Если в решении международного арбитражного (третейского) суда постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, хозяйственный суд вправе отменить только ту часть решения международного арбитражного (третейского) суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым арбитражным соглашением;
— состав международного арбитражного (третейского)
суда или процедура арбитражного разбирательства дела не
соответствовали соглашению сторон, при условии, что такое
соглашение не противоречит ХПК.
При рассмотрении ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда хозяйственный суд проверяет в пределах предъявленных в ходатайстве требований и представленных доказательств соблюдение международным арбитражным (третейским) судом при принятии
решения вышеуказанных положений. Хозяйственный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные международным арбитражным (третейским) судом, либо пересматривать решение этого суда по существу.
К ходатайству об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда прилагаются: копии ходатайства в количестве экземпляров по числу сторон арбитражного разбирательства; нотариально заверенная копия решения международного арбитражного (третейского) суда для рассмотрения отдельного спора или копия решения постоянно действующего международного арбитражного (третейского) суда, заверенная председателем соответствующего международного арбитражного (третейского) суда; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность, подтверждающая полномочия представителя лица на подписание ходатайства. Ходатайство, заявленное с нарушением требований к его форме и содержанию, возвращается лицу, его заявившему, о чём хозяйственный суд в течение пяти дней выносит определение, которое может быть обжаловано.
|
|
Ходатайство об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда рассматривается судом в судебном заседании с истребованием дела.
Решение международного арбитражного (третейского) суда может быть обжаловано лишь путём заявления ходатайства в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь о его отмене. Решение международного арбитражного (третейского) суда может быть отменено Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь также в случаях, если предмет спора не может быть предметом арбитражного разбирательства, согласно законодательству Республики Беларусь, или если решение международного арбитражного (третейского) суда противоречит публичному порядку Республики Беларусь.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь по ходатайству одной из сторон вправе отложить рассмотрение этого ходатайства на установленный им срок, чтобы предоставить международному арбитражному (третейскому) суду возможность возобновить разбирательство дела или выполнить иные действия, которые, по мнению международного арбитражного (третейского) суда, позволят устранить основания для отмены арбитражного решения.
По результатам рассмотрения ходатайства об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда хозяйственный суд выносит определение.
Отмена решения международного арбитражного (третейского) суда не препятствует повторному обращению в международный арбитражный (третейский) суд сторонами арбитражного разбирательства, если возможность такого обращения не утрачена.
Если решение международного арбитражного (третейского) суда отменено хозяйственным судом вследствие недействительности соглашения об арбитражном разбирательстве, либо если решение было принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением, либо если решение не подпадает под условия арбитражного соглашения, либо если решение содержит постановления по вопросам, не охватываемым арбитражным соглашением, стороны арбитражного разбирательства могут обратиться за разрешением спора в хозяйственный суд по правилам, установленным хозяйственно-процессуальным законодательством.
Производство по делам о выдаче исполнительного документа. Заявление о выдаче исполнительного документа в случае неисполнения добровольно решения международного арбитражного (третейского) суда подаётся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в пользу которых принято решение, в хозяйственный суд по местонахождению должника.
В заявлении о выдаче исполнительного документа указываются:
-v- наименование хозяйственного суда, в который подаётся
заявление;
•у) наименование, местонахождение и состав международного арбитражного (третейского) суда, принявшего решение;
-♦■ наименование сторон арбитражного разбирательства и их местонахождение или место жительства;
-у- номер решения международного арбитражного (третейского) суда, дата и место его вынесения;
3 -v? требование о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда.
Заявление о выдаче исполнительного документа подписывается лицом, его подающим, или его представителем.
К заявлению о выдаче исполнительного документа прилагаются: нотариально заверенная копия решения международ-
ного арбитражного суда для рассмотрения отдельного спора или копия решения постоянно действующего международного арбитражного (третейского) суда, заверенная председателем соответствующего международного арбитражного (третейского) суда; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доказательства, подтверждающие факт неисполнения другой стороной по делу решения международного арбитражного (третейского) суда в срок, установленный в нём; доверенность, подтверждающая полномочия представителя лица на подписание заявления. Заявление о выдаче исполнительного документа может быть подано в течение шести месяцев со дня окончания срока добровольного исполнения решения международного арбитражного (третейского) суда.
Заявление о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда, поданное по истечении срока на его подачу, а также с нарушением требований к его форме и содержанию, возвращается лицу, его подавшему, о чём суд не позднее пяти дней со дня его поступления выносит определение. Срок подачи заявления о выдаче исполнительного документа может быть восстановлен хозяйственным судом.
Вопрос о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда по спору, возникшему из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, рассматривается хозяйственным судом по заявлению стороны арбитражного разбирательства, в пользу которой принято решение международного арбитражного (третейского) суда.
Заявление о выдаче исполнительного документа в случае неисполнения добровольно решения международного арбитражного (третейского) суда подаётся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в пользу которых принято решение, в хозяйственный суд по местонахождению или месту жительства должника либо по местонахождению имущества должника, если местонахождение или место жительства его не известны.
Заявление рассматривается судьёй хозяйственного суда единолично в срок не более одного месяца.
При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству лиц, участвующих в деле, судья вправе истребовать из
международного арбитражного (третейского) суда материалы дела, по которому испрашивается исполнительный документ.
Хозяйственный суд извещает надлежащим образом стороны арбитражного разбирательства о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка сторон, извещённых надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не препятствует рассмотрению заявления о выдаче исполнительного документа.
При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного документа хозяйственный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для выдачи исполнительного документа на принудительное исполнение решения путём исследования доказательств обоснования заявленных требований и возражений, представленных в хозяйственный суд.
Хозяйственный суд вправе отказать в выдаче исполнительного документа, если сторона арбитражного разбирательства, против которой принято решение арбитражного (третейского) суда, представит доказательства:
— что арбитражное соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным законом;
— хотя бы одна из сторон не была надлежащим образом уведомлена об избрании (назначении) арбитров или об арбитражном разбирательстве дела, в том числе о времени и месте проведения заседания международного арбитражного (третейского) суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить в международный арбитражный (третейский) суд свои объяснения;
— решение международного арбитражного (третейского) суда принято по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения. Если в решении международного арбитражного (третейского) суда постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, хозяйственный суд вправе выдать исполнительный документ только на ту часть решения международного арбитражного (третейского) суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением;
— состав международного арбитражного (третейского) су
да или процедура арбитражного разбирательства дела не соот
ветствовали соглашению сторон или законодательству;
— решение ещё не стало обязательным для сторон арбитражного разбирательства, или было отменено, или его исполнение было приостановлено хозяйственным судом.
Хозяйственный суд отказывает в выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда, если установит, что спор, рассмотренный международным арбитражным (третейским) судом, не может быть предметом арбитражного разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь; решение международного арбитражного (третейского) суда нарушает основополагающие принципы права Республики Беларусь; по иным основаниям.
По результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного документа хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано. Отказ в выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда не препятствует повторному обращению в международный арбитражный (третейский) суд или в хозяйственный суд Республики Беларусь.
fti 1. Каковы особенности производства по делам об обжалова-
«■ нии решений международных арбитражных (третейских) судов, находящихся на территории Республики Беларусь? 2. Каковы особенности производства по делам о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда.?
Тема 27. Производство по делам об экономической
™*~~****™** несостоятельности (банкротстве)
Банкротство — неплатёжеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица либо с прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства). Под экономической несостоятельностью понимается неплатёжеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).
В соответствии со статьёй 47 ХПК рассмотрение дел об экономической несостоятельности (банкротстве) относится исключительно к компетенции хозяйственных судов (специальная подведомственность). Предметом производства по делам данной категории является выявление состояний экономической несостоятельности (банкротства) и определение правовых последствий этого.
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются хозяйственным судом по правилам, установленным ХПК, с учётом особенностей, предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве). Такими законодательными актами являются Гражданский кодекс (статьи 24 и 61), Закон от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и Указ Президента Республики Беларусь № 508 от 12 ноября 2003 г. «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)». В целях обеспечения единообразного применения законодательства в процессе производства по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) Пленум Высшего Хозяйствен-ногр Суда Республики Беларусь принял постановление № 30 от 2 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)». Предпосылки и условия реализации права на обращение в хозяйственный суд о признании лица экономически несостоятельным (банкротом) содержатся в статьях 7, 8, 10 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и пп. 1.3, 1.11, 1.12 Указа № 508.
Основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве является заявление, подаваемое в письменной форме. Субъектами права на подачу заявления о признании лица экономически несостоятельным (банкротом) являются: должник, кредитор (в том числе представитель работников должника — по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, налоговые органы, конкурсные кредиторы, местные исполнительные и распорядительные органы, иные уполномоченные на то государственные органы и организации, а также юридические и физические лица -^ в случаях и порядке, предусмотренных законодатель-
ством. При этом должник обязан направить копии заявления о банкротстве кредиторам и иным лицам, участвующим в деле, а кредитор — должнику. По форме, содержанию и перечню прилагаемых документов заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным в статьях 23—29 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», пп. 1.11, 1.12 Указа № 508 от 12 ноября 2003 г. и статьях 7, 160 ХПК. При нарушении указанных требований суд может возвратить заявление, что не препятствует повторному обращению в хозяйственный суд после устранения выявленных нарушений.
Рассматриваются дела о банкротстве хозяйственным судом по местонахождению должника. Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должен быть решён судом в срок не позднее 30 дней со дня поступления заявления в суд (п. 1.16 Указа № 508).
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: защитный период; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Аналогичные процедуры проходит и должник — индивидуальный предприниматель, за исключением защитного периода.
Защитный период устанавливается после возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) для проверки оснований возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника. В целях завершения досудебного оздоровления хозяйственный суд по ходатайству должника или органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, может установить продолжительность защитного периода до трёх лет. Цель защитного периода — принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, анализ платежеспособности и т. д. В защитный период по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, содержащему достоверные сведения о воспрепятствовании руководителем должника действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях действующего законодательства, хозяйствен-
ный суд вправе отстранить руководителя должника от должности на срок, определяемый судом, и возложить на временного управляющего управление делами должника и обязанности руководителя. При этом хозяйственный суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности.
Конкурсное производство — это процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очерёдности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для её проведения — в процессе ликвидации должника — юридического лица или прекращения деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов. Основанием для открытия конкурсного производства является неплатёжеспособность должника, если она имеет или приобретает устойчивый характер, и наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85. Неплатёжеспособность устанавливается судом после окончания защитного периода по результатам анализа финансового состояния и платёжеспособности должника, проведённого временным управляющим и отражённого в его отчёте.
При подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству хозяйственный суд определяет необходимость привлечения к участию в деле руководителя организации, собственника имущества унитарного предприятия, учредителей (участников) юридического лица, индивидуального предпринимателя, представителя государственного органа (организации), местного исполнительного и распорядительного органа, других заинтересованных лиц.
Для достоверного и объективного определения финансового состояния и платёжеспособности должника хозяйственный суд по ходатайству сторон или по своей инициативе в соответствии со статьёй 43 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» при подготовке дела к судебному разбирательству или при рассмотрении дела назначает экспертизу. Экспертиза может быть поручена временному (антикризисному) управляющему или экспертам, имеющим соответствующие специальные знания, а в необходимых случаях — соответствующие лицензии.
В определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) либо об открытии конкурсного производства необходимо указывать на обязательное представление временным (антикризисным) управляющим, наряду с заключением о факте банкротства (экономической несостоятельности), данных о наличии признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору.
Хозяйственный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов в соответствии с правилами обеспечения иска, содержащимися в ХПК.
Помимо этих мер хозяйственный суд вправе:
— обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество на хранение третьим лицам;
— принять иные меры, направленные на обеспечение сохранности имущества должника.
Хозяйственный суд при рассмотрении дела о банкротстве вправе разрешать споры о признании сделок недействительными и иные споры между юридическими и (или) физическими лицами, связанные с имуществом должника, в том числе о взыскании заработной платы или иного вознаграждения, незаконно выплаченных должником.
Участниками судебного разбирательства по делу о банкротстве являются: представитель работников должника; участник (учредитель) должника — юридического лица, собственник имущества должника — унитарного предприятия, их представители; иные лица, согласно законодательству.
Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании хозяйственного суда в срок, не превышающий семи месяцев со дня поступления заявления о банкротстве должника в хозяйственный суд.
По результатам рассмотрения дела о банкротстве хозяйственный суд принимает (выносит) одно из следующих решений:
-v- решение о банкротстве с санацией должника;
■v" решение о банкротстве с ликвидацией должника;
-О* определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Решение о банкротстве с санацией должника принимается хозяйственным судом при наличии оснований для проведения санации.
Решение о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя и освобождением его от долгов (решение об открытии ликвидационного производства) принимается хозяйственным судом, если установлена неплатёжеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер, при отсутствии оснований для проведения "санации.
В решении хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства в отношении должника — индивидуального предпринимателя признаётся утратившим силу решение о регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя.
Решения хозяйственного суда о санации и открытии ликвидационного производства подлежат немедленному исполнению. Если имеются доказательства, свидетельствующие о наличии у должника ликвидного имущества, достаточного для удовлетворения требований кредиторов, хозяйственный суд вправе по ходатайству должника или иных лиц, участвующих в деле, отложить рассмотрение дела о банкротстве, предложив должнику удовлетворить требования кредиторов в установленный хозяйственным судом срок, но не позднее сроков, предусмотренных статьей 44 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».