Общие положения 19 страница

■Of споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, находящимися за пределами Беларуси;

•$> иные споры экономического характера, если соглаше­нием сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного (третейского) суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь или установлено иным законом или международным договором Республики Беларусь.

Спор на рассмотрение международного арбитражного (тре­тейского) суда передаётся только при наличии арбитражного соглашения. Арбитражным соглашением является согла­шение сторон о передаче на рассмотрение международного арбитражного суда всех или отдельных споров, которые воз­никли или могут возникнуть из связывающего стороны пра­воотношения. Арбитражное соглашение может быть заклю­чено в виде арбитражной оговорки (отдельного положения гражданско-правового договора) или в виде самостоятельного договора.


Арбитражное соглашение заключается в письменной фор­ме и подписывается сторонами. Оно может быть заключено путём обмена сообщениями с использованием почты или лю­бых иных средств связи, обеспечивающих письменное фик­сирование волеизъявления сторон. Таким же образом может быть направлено исковое заявление и ответ на него, в кото­рых соответственно одна сторона предлагает рассмотреть дело в международном арбитражном суде, а другая не возражает против этого. Ссылка в договоре на документ, содержащий арбитражную оговорку, является арбитражным соглашением при условии, что договор заключён в письменной форме, а содержание ссылки делает упомянутую оговорку частью до­говора.

Важную роль играет содержание арбитражного соглаше­ния, которое должно быть достаточно определённым. Прежде всего это касается наименования арбитражного учреждения, на рассмотрение которого передаётся спор, и места проведе­ния арбитража. Ещё одной характерной чертой арбитражно­го соглашения является его автономность или отделимость от основного контракта. Это означает, что действительность арбитражного соглашения не зависит от действительности основного контракта. Желательно также выбрать язык ар­битражного разбирательства. Юридическое значение арби­тражного соглашения состоит в том, что оно является един­ственным основанием для передачи спора на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда. К право­вым последствиям арбитражного соглашения необходимо от­нести то, что в случае его заключения спор может быть вы­несен на рассмотрение, как уже говорилось, международного арбитражного (третейского) суда. Решение последнего будет носить обязательный характер для сторон в силу заключённо­го договора, а в случае неисполнения решения в добровольном порядке оно может быть приведено в исполнение принуди­тельно хозяйственным судом.

Порядок признания и исполнения решений международ­ных арбитражных (третейских) судов на территории Респу­блики Беларусь следующий:

■vr дела по заявлениям о выдаче исполнительного докумен­та на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории

f 259


Республики Беларусь, подсудны хозяйственным судам обла­стей и г. Минска по местонахождению или месту жительства должника — стороны арбитражного разбирательства либо по местонахождению имущества должника, если его местонахож­дение или место жительства не известны;

"v- к заявлению о выдаче исполнительного документа при­лагаются, в частности, нотариально заверенная копия реше­ния международного арбитражного суда для рассмотрения отдельного спора или копия решения постоянно действующе­го международного арбитражного (третейского) суда, заверен­ная председателем соответствующего международного арби­тражного (третейского) суда, доверенность, подтверждающая полномочия представителя лица на подписание заявления и предъявление требования о принудительном исполнении су­дебного постановления. Заявление может быть возвращено, если к нему не приложены надлежащим образом заверенные копии решения международного арбитражного суда и дове­ренности;

Ф заявление о выдаче исполнительного документа может быть подано в течение шести месяцев со дня окончания срока добровольного исполнения решения международного арби­тражного (третейского) суда, в связи с чем такое заявление следует рассматривать как предъявление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в пользу которых принято решение, требования о принудительном исполнении. Такое заявление рассматривается судьёй хозяйственного суда единолично в срок не более одного месяца со дня его посту­пления в хозяйственный суд, включая срок на подготовку де­ла к судебному разбирательству. Подготовка должна быть за­вершена проведением подготовительного судебного заседания и вынесением определения хозяйственного суда по правилам, установленным ХПК. По результатам рассмотрения заявле­ния хозяйственный суд выносит определение, в котором, в частности, должно содержаться указание на выдачу исполни­тельного документа на принудительное исполнение решения международного арбитражного (третейского) суда либо на отказ в выдаче исполнительного документа. Такое определе­ние может быть обжаловано в апелляционном, кассационном либо надзорном порядке. Приказ на принудительное испол­нение решения международного арбитражного (третейского)


суда выдаётся после вступления в законную силу определения суда.

12 апреля 1994 г. создан Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (далее — MAC), являющийся единственным в Республике Беларусь постоянно действующим арбитражным (третейским) судом, который вправе при наличии арбитражного соглашения рас­сматривать хозяйственные (экономические) споры. Порядок рассмотрения споров в MAC определяется, кроме указанных выше нормативных правовых актов, соглашением сторон и Регламентом MAC.

В соответствии с частью второй статьи 4 Закона и частью первой статьи 2 Регламента на рассмотрение MAC могут быть переданы:

1) споры между любыми субъектами права, возникающие из осуществления внешнеторговых и иных международных экономических связей, если местонахождение или место жи­тельства хотя бы одного из этих субъектов находится за гра­ницей;

2) споры между предприятиями с иностранными инвести­циями, международными объединениями и организациями, созданными на территории Беларуси; между участниками упомянутых юридических лиц; споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными пред­принимателями Беларуси;

3) споры, в которых обе стороны являются иностранными юридическими лицами и (или) индивидуальными предприни­мателями, находящимися за пределами Беларуси;

4) иные споры экономического характера, если соглаше­нием сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством Республики Беларусь.

При рассмотрении спора в MAC стороны могут определять, в составе одного или трёх арбитров будет рассмотрен спор. Если стороны не достигли соглашения в отношении количе­ственного состава, спор разрешается тремя арбитрами. По­следние, по усмотрению сторон, выбираются из приложенного к Регламенту рекомендательного списка. Структурно MAC состоит из президиума, в состав которого входят председа­тель, два заместителя и четыре члена президиума, и арбитров





(от Республики Беларусь, Российской Федерации, Республи­ки Польша, Федеративной Республики Германия, Австрии, Великобритании, Литовской Республики, Республики Мол­дова, Республики Казахстан, Украины и Франции). Сторонам в споре принадлежит также право избирать арбитрами лиц, в рекомендательном списке арбитров не названных. Однако в качестве арбитра-председателя может выступать лишь лицо, включённое в список.

Коллегиальный состав MAC выносит решение большин­ством голосов арбитров. Процессуальные вопросы могут ре­шаться арбитром-председателем, если он будет уполномочен на это сторонами или другими арбитрами. MAC при рассмо­трении каждого спора взимает арбитражный сбор, а также сумму издержек, связанных с рассмотрением дела (арбитраж­ные расходы). Размер арбитражного сбора и издержек, а так­же порядок их взимания определяются Регламентом.

Производство по делу возбуждается в MAC после поступле­ния надлежаще оформленного искового заявления и оплаты арбитражного сбора. Содержание искового заявления содер­жится в части 1 статьи 21 Регламента. К исковому заявлению прилагаются документы или их копии, подтверждающие: правоспособность истца по законодательству государства ре­гистрации; обоснованность искового требования; наличие и содержание арбитражного соглашения; соблюдение предвари­тельного внесудебного порядка рассмотрения спора, если это предусмотрено соглашением сторон или вытекает из существа обязательства; уплату арбитражного сбора. Исковое заявле­ние считается поданным с момента уплаты регистрационного сбора. Данный сбор уплачивается истцом при подаче искового заявления и возврату не подлежит. Его сумма засчитывается в сумму подлежащего оплате арбитражного сбора и составляет 150 евро. В случае, если исковое заявление подано без со­блюдения предусмотренных требований, истцу предлагается в шестимесячный срок устранить недостатки. Если они не устранены, исковое заявление возвращается заявителю.

Исковое заявление с приложенными к нему документами, Регламент, рекомендательный список арбитров и уведомление о возбуждении дела высылаются MAC ответчику. Последний в течение 30 дней после получения названных документов на­правляет в MAC ответ на исковое заявление.


Состав суда, получив исковое заявление, ответ на исковое заявление и приложенные к ним документы, готовит дело к разбирательству, а затем назначает время и место рассмотре­ния дела, о чём стороны извещаются заранее.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Регламента укло­нение ответчика от представления письменных возражений против иска и обосновывающих эти возражения документов, а также неявка без уважительных причин любой стороны или её представителя, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте разбирательства дела, не пре­пятствуют рассмотрению спора и разрешению его по суще­ству.

Суд разрешает спор в соответствии с теми нормами права, которые стороны сами назвали в качестве подлежащих при­менению. Если стороны согласовали применение иностранного права, то они обязаны представить доказательства, подтверж­дающие содержание норм этого права. Решение по делу в соответствии с частью 2 статьи 37 Регламента должно быть вынесено в течение 20 дней, а по сложным делам — 30 дней со дня окончания судебного разбирательства.

Решение MAC на территории Республики Беларусь испол­няется добровольно в течение пяти дней после его принятия, а в случае неисполнения взыскатель обращается в хозяйствен­ный суд в вышеуказанном порядке.

За пределами Республики Беларусь решение MAC испол­няется в соответствии с процессуальными нормами того госу­дарства, на территории которого испрашивается признание и приведение в исполнение указанного решения на условиях, изложенных в статье III Нью-Йоркской конвенции.

Одно из основных положений, содержащихся в данной Конвенции, заключается в том, что участниками производ­ства по признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений являются стороны и компетентный судебный орган государства места исполнения названного решения, в который заинтересованная сторона направляет со­ответствующее ходатайство.

Судебным органом, рассматривающим ходатайства о при­знании и разрешении принудительного исполнения иностран­ных арбитражных решений, могут быть как суды общей юрисдикции, так и специализированные. В ряде государств

■ f


рассмотрение вышеназванных ходатайств относится к юрис­дикции апелляционных судов.

Несмотря на то что статья IV Нью-Йоркской конвенции содержит исчерпывающий перечень необходимых для пред­ставления в компетентный государственный суд документов (должным образом удостоверенный оригинал арбитражного решения или должным образом удостоверенную копию тако­вого; оригинал арбитражного соглашения или должным обра­зом удостоверенную копию такового), в MAC обращаются как заинтересованные стороны, так и суды различных государств с просьбами о представлении дополнительных документов: Ре­гламента MAC; подтверждения того, что решения MAC явля­ются окончательными и обязательными для сторон; справок о моменте вступления решений указанного арбитражного суда в законную силу; подтверждение того, что ответчиком полу­чено исковое заявление с приложенными к нему материала­ми; доказательств уведомления ответчика о времени и месте проведения заседаний состава суда и получения ответчиком решения.

В связи с вышеизложенным необходимо учитывать особен­ности национального арбитражного законодательства, которое для целей признания и приведения в исполнение на своей территории иностранных арбитражных решений может содер­жать требования о представлении таких документов, которые в статье V Нью-Йоркской конвенции не названы. Так, пункт 2 статьи 1147 и статья 1153 Гражданского процессуального кодекса Республики Польша прямо требуют, чтобы к вышеу­помянутому ходатайству были приложены следующие доку­менты: доказательство надлежащего уведомления должника о дате проведения судебного заседания (в случае вынесения заочного решения); подтверждение того, что решение ино­странного суда вступило в законную силу.

Отказ в признании и приведении в исполнение иностран­ных арбитражных решений возможен на основании исчер­пывающего и не подлежащего расширительному толкованию перечня оснований, перечисленных в статье V Нью-Йоркской конвенции. Обязанность доказать их наличие возлагается на сторону, против которой данное решение направлено. Этот принцип распределения бремени доказывания имеет важное


практико-прикладное значение, обеспечивая наиболее благо­приятный режим для исполнения иностранных арбитражных решений.

Исполнение решения MAC при Белорусской торгово-промышленной палате за пределами Республики Беларусь осу­ществляется в соответствии с процессуальными нормами того государства, на территории которого испрашивается признание и приведение в исполнение указанного решения на условиях, изложенных в статье III Нью-Йоркской конвенции.

1. Какие существуют виды международных арбитражных (третейских) судов по разрешению хозяйственных (экономиче­ских) споров? 2. Какими нормативными правовыми актами ре­гулируется деятельность международных арбитражных (третей­ских) судов? 3. Какова подведомственность хозяйственных спо­ров международному арбитражному (третейскому) суду? 4. Каков порядок признания и исполнения решений международных арбитражных (третейских) судов на территории Республики Бе­ларусь? 5. Каков порядок рассмотрения споров Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате? 6. Каков порядок исполнения решений Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной па­лате на территории Республики Беларусь?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: