Общая нагрузка на верхнюю часть колонны насосных штанг и на головку балансира станка-качалки в процессе работы насосной установки складывается из следующих' основных сил:
1) статических нагрузок от силы тяжести жидкости и штанг,
а также от сил трения плунжера в цилиндре и штанг о трубы;
2) силы инерции движущихся масс, возникающей при движении
колонны штанг и столба жидкости в результате переменных ускоре
ний движения шатунно-кривошшшого механизма станка-качалки;
3) динамических нагрузок, создаваемых колебательными про
цессами (вибрацией) в штангах.
Не все из перечисленных усилий поддаются точному учету. Практическое значение имеют суммарные максимальные и минимальные нагрузки на штанги. Величину этих нагрузок в работающей установке с достаточной для практики точностью можно определить при помощи специальных приборов — динамографов. Вместе с тем весьма важно уметь хотя бы приближенно подсчитывать нагрузки на штанги, чтобы оценивать их влияние на работу насосной установки. Основным элементом суммарной нагрузки на штанги 1 являются статические нагрузки. При ходе плунжера вверх штанги находятся под действием собственной силы тяжести и силы тяжести жидкости в трубах над плунжером. При движении вниз штанги испытывают только действие собственной силы тяжести.
|
|
Следовательно, максимальные статические нагрузки будут при ходе вверх (в точке подвеса штанг):
Л,т = Лк + ^г, (152
где Рж — сила тяжести жидкости, находящейся над плунжером;
иг — сила тяжести штанг в жидкости.
: Пренебрегая разгружающей силой давления на плунжер снизу
сравнительно небольшого столба жидкости в межтрубном простран
стве, уравнение (152) можно переписать в виде: "^
Р^ЗцЬй + ЯтЬЬь (153;
| где дж — масса 1 м столба жидкости с поперечным сечением, рав-| аым сечению плунжера; дшт — масса 1 м штанг (с муфтами) в
На практике отношение радиуса кривошипа г к длине шатуна I составляет от */4 Д° V?- При г/1 = х/4 из (156) получим |
(157) |
где |
С учетом сил инерции максимальная нагрузка на балансир в точке подвеса штанг будет (158) |
воздухе; Ь — длина штанг; Ъ — коэффициент, учитывающий уменьшение массы штанг в жидкости, равный ^Л-Е) (здесь рх ир — плот-
Р1 ности материала штанг и жидкости).
Фактические нагрузки несколько больше из-за силы трения. Трение штанг о трубы происходит в жидкости, но так как поверхность труб и штанг шероховатая, то для приближенных расчетов можно считать, что оно близко к трению сухой стали о сталь. Для этих условий силы трения штанг о трубы составляют менее 2% от силы тяжести штанг (для нормальных скважин, кривизна которых не превышает 5—6°), поэтому ими можно пренебречь. Силы трения плунжера в цилиндре насоса также малы, и их можно не учитывать.
|
|
В наклонных и кривых скважинах силы трения могут составлять в общем балансе нагрузок значительно больше 2% от силы тяжести штанг и пренебречь ими нельзя. Аналитически силы трения в искривленных и наклонных скважинах из-за наличия многих неизвестных факторов, связанных со сложным профилем ствола,-определить весьма трудно. Поэтому все расчеты максимальных нагрузок на штанги, проведенные без учета сил трения, справедливы только для вертикальных скважин и скважин с небольшим углом наклона (5—6°).
Силы инерции движущихся масс определяют, исходя из следующих соображений.
Согласно элементарной теории кривошшшо-шатунного механизма, максимальное ускорение точки подвеса штанг будет при начале хода штанг вверх; оно определяется формулой
(154)
где 5 — двойная амплитуда качаний головки балансира (длина хода сальникового штока); со = яга/30 — угловая скорость вращения кривошипа; п — число качаний балансира в минуту; г — радиус кривошипа; / — длина шатуна.
По найденной величине ускорения максимальную нагрузку от силы инерции можно определить по формуле
(156) |
(155)
' 1440 '
где Ршт Ь — сила тяжести штанг в жидкости; 5, п — длина хода и число ходов сальникового штока.
Работами советских исследователей (А. Н. Адонина, А. С. Вир-новского, И. А. Черного) показано, что формулой (158) для расчета максимальных усилий в штангах можно пользоваться лишь при сравнительно небольших глубинах спуска насоса и числах ходов. При больших глубинах спуска и большом числе ходов приведенная выше зависимость несправедлива. Объясняется это тем, что при больших глубинах и большом числе ходов возникают динамические нагрузки от вибрации штанг, которые накладываются на инерционные усилия. По расчетам А. Н. Адонина, приведенными формулами можно пользоваться только до определенных значений параметра
Ф = —— (где а = 5100 м/с — скорость звука в материале штанг),
а
лежащих в пределах ф = 0,4-^- 0,45. Такие режимы откачки принято называть статическими.
При ф >0,45 режимы откачки называются динамическими, так как при величине параметра ф > 0,45 в системе усиливаются дополнительные динамические нагрузки из-за колебательных процессов в штангах.
Аналитически точно определить динамические нагрузки с учетом колебательных процессов в штангах из-за сложности явлений трудно, поэтому для расчетов многими исследователями предложены приближенные формулы (формулы А. С. Вирновского, А. И. Адонина, И. А. Чарного), которые опубликованы в специальной литературе.