Административно-правовой статус государственных служащих

Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:

а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;

б) деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использо­ваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в против­ном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;

г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей га­рантируется законодательством;

д) законные предписания и требования государственных служа­щих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служеб­ную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавлива­ются нормативными актами;

ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в це­лях эффективности служебной деятельности;

з) для них предусмотрены определенные льготы, а также повы­шенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового положения государственных слу­жащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами и обязанностями;

б) обязанностями и правами по занимаемой государственной дол­жности.

Государственный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющи­ми его права и обязанности по занимаемой госу­дарственной должности государственной службы, критерии оценки качества его работы и условия продвижения по службе;

2) получение информации и материалов, необ­ходимых для исполнения должностных обязанно­стей;

3) посещение в установленном порядке для ис­полнения должностных обязанностей предприя­тий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в их подготов­ке в соответствии с должностными обязанностями;

5) участие в конкурсе на замещение вакант­ной государственной должности государственной службы;

6) продвижение по службе, увеличение денеж­ного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и дру­гими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку, переквалификацию и повы­шение квалификации за счет средств соответству­ющего бюджета;

9) пенсионное обеспечение с учетом стажа го­сударственной службы;

10) объединение в профессиональные союзы и ассоциации для защиты своих прав/социально-экономических и профессиональных интересов;

11) внесение предложений по совершенствова­нию государственной службы в любые инстанций;

12) проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

13) обращение в соответствующие государствен­ные органы или в суд для разрешения любых спо­ров, связанных с государственной службой.

Государственный служащий обязан:

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) добросовестно исполнять должностные обя­занности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов, граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указа­ния вышестоящих руководителей, отданные в пре­делах их должностных полномочий, за исключе­нием незаконных;

5) своевременно рассматривать обращения граж­дан и общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных ор­ганов и органов местного самоуправления и при­нимать по ним решения;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со слу­жебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, доста­точный для исполнения своих должностных обя­занностей;

8) хранить государственную тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с ис­полнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоин­ство граждан.

Гражданин при поступлении на государствен­ную службу, а также государственный служащий ежегодно обязаны представлять в органы государ­ственной налоговой службы сведения о получен­ных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объекта­ми налогообложения.

За успешное и добросовестное исполнение госу­дарственным.служащим своих должностных обя­занностей, продолжительную и безупречную служ­бу, выполнение заданий особой важности неслож­ности к нему применяются различные меры поощрения:

1) единовременная денежная премия;

2) объявление благодарности;

3) объявление благодарности с денежным поощ­рением;

4) награждение ценным подарком;

5) присвоение почетного звания;

6) награждение орденами и медалями. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный слу­жащий может быть поощрен денежной премией в размере до 10 должностных окладов. За особые отличия государственному служащему может быть присвоен очередной квалификационный разряд без сдачи им государственного квалификационно­го экзамена или прохождения аттестации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих служебных обязанностей на него могут быть наложены дисциплинарные взыскания в виде: замечания; выговора;

строгого выговора; предупреждения о неполном Служебном соответствии; увольнения. Государственный служащий) допустивший должностной проступок» может быть. также временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Для лиц, находящихся на государственной служ­бе, установлен ряд ограничений. Это связано с осо­бенностями государственной службы и имеет це­лью обеспечить эффективную деятельность по ис­полнению полномочий государственных органов, установить препятствия возможному злоупотреб­лению государственных служащих.

Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательных органов Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельно­стью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммер­ческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по де­лам третьих лиц в государственном органе, в ко­тором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосред­ственно подконтролен ему;

6) использовать во внеслужебных целях сред­ства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государ­ственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выс­тупления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц денежное вознаграждение, подарки, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расхо­дов, связанные с исполнением должностных обя­занностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иност­ранных государств, международных и иностран­ных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуще­ствляемых в соответствии с международными до­говорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами госу­дарственной власти Российской Федерации и ее субъектов с государственными органами иностран­ных государств, международными и иностранны­ми организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропа­ганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры полити­ческих партий, религиозных, общественных объе­динений, за исключением профессиональных союзов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: